Лучший педагог года

Поддержка инициативы ребенка

Светлана Петрова
Поддержка инициативы ребенка

Развитие и поддержка детской инициативы ребенка

Выступление на августовской конференции

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования:

воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

Публикация «Поддержка инициативы ребенка» размещена в разделах

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Целевые ориентиры, определенные стандартом детского сада.

Ребенок :

проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

способен к волевым усилиям;

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

способен к принятию собственных решений.

Что же такое «Детская инициатива и самостоятельность

Как развивать инициативность и самостоятельность у дошкольников?

Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности?

В литературе сформулированы следующие понятия:

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;

Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека;

Инициатива от латинского initium (начало) это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения

Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

Создание ситуации успеха для каждого ребенка : Это очень просто, я тебе помогу;

Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится»

Для поддержки детской инициативы необходимо :

Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

Для инициативной личности характерно :

Произвольность поведения;

Самостоятельность;

Развитая эмоционально-волевая сфера;

Инициатива в различных видах деятельности;

Стремление к самореализации;

Общительность;

Высокий уровень творческих способностей;

Творческий подход к деятельности;

Познавательная активность

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность

Общение;

Игра;

Познавательно-исследовательская деятельность;

Проектная деятельность;

Продуктивная деятельность;

Коммуникативная и другие.

Инициативная личность развивается в деятельности!

А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности

Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию, включаться в разговор, предлагать интересное дело.

В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.

Методы и приемы поддержки детской инициативы :

Картосхемы;

Алгоритмы;

Модель обследования предмета;

Моделирование ситуаций с участием персонажей;

Индивидуально-личностное общение с ребенком;

Поощрение самостоятельности;

Побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;

Оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка

Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;

Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

При организации работы в этом направлении необходимо придерживаться следующих принципов:

Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности;

Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;

Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются :

Познавательные занятия;

Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;

Наблюдение и труд в уголке природы;

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;

Самостоятельная деятельность детей.

В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:

Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов; «Дозировать» помощь детям. Достаточно просто намекнуть.

Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку :

• Доброжелательное отношение взрослого к положительной инициативе;

• Постоянное одобрение и развитие инициативности;

• Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно, по-своему;

• Создавать условия для самоутверждения ребенка.

Закончить наше выступление мы бы хотели мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом)социальных отношений.

Педагогическое кредо нашего учреждения: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Благодарим за внимание!

Публикации по теме:

Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского садаДетское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани.

Фотоотчет о тематическом дне «Благодарность, поддержка и отпор COVID-19»Фотоотчет о тематическом дне «Благодарность, поддержка и отпор COVID-19» Медицинские работники Луганской Народной Республики и медики всего мира оказались на передовой борьбы с коронавирусной инфекцией - работают.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Семинар-тренинг «Грантовая поддержка социальных проектов»Семинар-тренинг «Грантовая поддержка социальных проектов» Доброго времени суток, дорогие друзья! Общаясь с коллегами вчера по поводу проектов, а самое главное про поводу финансирования проектов,.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поддержка инициативы ребенка
Опубликовано: 19 марта 2021 в 11:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД