Лучший педагог года

Подготовка детей к чтению. Игры со словами. Третья часть.

ЕЛЕНА БОЧЕВА
Подготовка детей к чтению. Игры со словами. Третья часть.

Игры со словами

В процессе обучения чтению наиболее трудным для понимания является способ прочтения, так называемого слога – слияния, состоящего из согласной и последующей гласной буквы. Это связано с тем, что одна и та же согласная буква в разных слогах может обозначать разные звуки – твердый или мягкий. Если после согласной буквы стоит гласная А/О/У/Э/Ы, то согласный звук произносится, как твердый. Например, в слогах НА/НО/НУ/НЭ/НЫ. Если после согласной буквы стоит гласная И/Е/Ё/Я/Ю, то согласный звук произносится, как мягкий. Например, в слогах НИ/НЕ/НЁ/НЯ/НЮ. В последнем случае буквы Е/Ё/Я/Ю читаются как Э/О/А/У соответственно. Играя в слоги с ребенком, не делите при этом слоги-слияния на буквы, а называйте их целиком. Попробуйте заучить вместе с ребенком 15-30 слогов (разумеется, не за одно занятие). Поскольку слоги с гласными Е, Ё, Я, Ю являются наиболее трудными для чтения, начинайте занятия со слогов, включающих в себя гласные буквы А, О, У, И, Ы, Э. В первое время старайтесь выбирать для игр слоги с одной и той же гласной буквой: БА, ВА, КА, НА, ПА и т. д. После усвоения ребенком этой группы слогов переходите к слогам с другой гласной, например с буквой О: БО, ВО, КО, НО, ПО и т. д. Стремитесь к тому, чтобы ребенок в процессе игры называл слоги сразу, а не по буквам. Необходимо набраться терпения, пусть ребенок в начале обучения сколь угодно долго вспоминает название слога или «тянет» первую букву слога, пока не сообразит, как назвать следующую. Лишь бы он не делал остановки между буквами, а прочел слог слитно. Если возникают трудности при узнавании или прочтении слога, помогайте ребенку одним из предложенных ниже способов. Предложите ребенку варианты правильного ответа на выбор – спросите: «Это БО или ЛО?», «ЛО? ПО? КО?». Возможно, ребенок не узнал или забыл одну из букв слога, в этом случае сами назовите буквы, но не используйте при этом слово «и». Правильнее спросить: «Н,О – что получится?» Не рекомендуется спрашивать: «Н и О – что получится?» - это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно сложить слог. Активные и регулярные занятия со слогами-слияниями будут способствовать скорейшему их запоминанию и более легкому переходу к чтению слов.

Публикация «Подготовка детей к чтению, Игры со словами, Третья часть,» размещена в разделах

Карточка 36

«В гости»

Цель: учиться читать слоги, учиться сортировать слоги по согласной или гласной букве.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: разноцветный картон, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

На альбомных листах нарисуйте буквы, «оденьте» их в нарядные одежды, нарисуйте им лица и ручки. Для первой игры достаточно сделать таким образом гласные буквы А, О, У, И, Ы и несколько согласных букв, например М и П. Расскажите ребенку сказку о том, как буква М пошла гулять и по дороге встречала своих знакомых. Во время рассказывания сказки объясняйте, как буквы встречаются друг с другом, здороваются за руки, говорите за буквы разными голосами. Сначала буква М встретила букву А, они взялись за руки и сказали: «МА». Когда буква М встретилась с буквой О, они поздоровались и сказали: «МО». С буквой У буква М поздоровалась уже другим словом - «МУ». Взяв букву Ы за руку, буква М сказала: «МЫ». А при встрече с буквой И буква М произнесла «МИ». Попросите ребенка повторить сказку, дайте ему возможность соединять буквы ручками друг с другом и произносить, как они здороваются. Следующую историю расскажите аналогично, но гулять уже пусть отправится буква П.

Карточка 37

«Конфеты»

Цель: учиться читать слоги, учиться сортировать слоги по согласной или гласной букве.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: разноцветный картон, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

Перед началом игры определите, какие слоги вы хотели бы выучить с ребенком. Количество слогов для одной игры не должно превышать 20. Из разноцветного картона вырежьте «конфетки». На каждой конфетке напишите ее название – слоги. На альбомных листах нарисуйте буквы, из которых состоят эти слоги, «оденьте» буквы в нарядные одежды, нарисуйте им лица и ручки. Постарайтесь сделать буквы привлекательными для ребенка. Чем ярче и эмоциональнее будут выглядеть буквы, тем больший интерес они вызовут у вашего малыша. Расскажите ребенку, что буквы собрались на праздник, у них есть угощение – конфеты, но сами буквы не могут их поделить. Предложите ребенку помочь буквам: прочитать название конфет и раздать их. При раздаче конфет нужно соблюдать правило: буква может получить только ту конфету, в названии которой она сама встречается. Например: букву У можно угостить конфетами – КУ, ДУ, ВУ, БУ и т. д.

Карточка 38

«Продуктовый магазин»

Цель: учиться читать слоги, определять первый и последний слоги в словах.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: продукты, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

Организуйте продуктовый магазин. Разложите «на прилавке» разные продукты, например: масло, булку, варенье, сок, печенье, сыр, лимонад. Подготовьте «деньги» для игры : на листочках бумаги напишите первые слоги-слияния (согласная буква и последующая гласная) названий продукта. В нашем примере – это МА, БУ, ВА, СО, ПЕ, СЫ, ЛИ. Обязательно изготовьте и лишние «деньги» - напишите слоги-слияния, на которые нет продуктов в вашем «магазине». Например, ПУ и СА. Продавец – это вы. Покупатель – ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый слог слова и «заплатив» продавцу соответствующими «деньгами». Поменяйтесь ролями: теперь вы - покупатель, а ребенок – продавец. Когда будете «покупать» продукты, специально выбирайте неправильный слог. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать продукт за предложенные вами «деньги». Следующий раз, используйте слоги, на которые заканчиваются названия продуктов.

Карточка 39

«Кому письмо?»

Цель: учиться определять первый и последний слоги в словах, запоминать слоги.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: игрушки (пупсик, тигренок, котик, зайчик, мышка, открытки, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Подготовьте «письма» для игрушек: разложите открытки в конверты, на конвертах напишите адрес – первые слоги – слияния (согласная буква и последующая гласная буква) названий игрушек (ПУ, ТИ, КО, ЗА, МЫ). Превратите ребенка в почтальона: наденьте ему сумку через плечо, в сумку сложите письма. Ребенку нужно догадаться, кому из игрушек какое письмо отдать. Главное условие выполнения задания : игрушка получает конверт, на котором написан первый слог ее названия. В следующий раз напишите слоги, на которые заканчиваются названия игрушек. Используйте для игры следующие игрушки : мишку (слог КА, куклу (слог ЛА, курицу (слог ЦА) и т. д. Организуя сюжетно-ролевую игру, вы обеспечите ребенку интерес к обучению чтению.

Карточка 40

«Кто в теремке живет?»

Цель: учиться определять первый и последний слоги в словах, запоминать слоги.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: иллюстрации к сказке «Теремок» с изображением теремка, а также героев сказки (Медведь, Волк, Лиса, Заяц, Мышка, Лягушка, белый картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

На небольших карточках из картона напишите первые слоги-слияния (согласная и последующая гласная буквы) имен героев сказки (МЕ, ВО, ЛИ, ЗА, ЛЯ, КО). Размер карточек определите, исходя из размера изображения. Разыграйте вместе с ребенком сказку. Когда по сюжету один из героев сказки поселяться в теремке, на его окошечке помещайте «вывеску» с именем жильца – первый слог имени. Помогайте ребенку правильно находить соответствующую «вывеску» - акцентируйте внимание ребенка на первом слоге при произнесении имен героев сказки. Говорите, например: МЕ-Е-Е-ДВЕДЬ, МЫ-Ы-Ы-ШКА и т. д. В следующий раз, разыгрывая эту сказку, используйте для вывесок запись звуков, которые произносят животные. Подготовьте для этого следующие карточки: «У-У-У» (для Волка, «ПИ-ПИ-ПИ» (для Мышки, «КВА-КВА» (для Лягушки, «З-З-З» (для Комарика).

Карточка 41

«Окошечки»

Цель: учиться читать слоги, развивать скорость чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: 2 листа белого или цветного картона, альбом для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, клей.

Как играть?

Сделайте разметку на одном листе картона: положите лист горизонтально, разделите его на 2 равные части вертикальной линией, в каждой половинке на одинаковом уровне наметьте окошки, соблюдая одинаковый отступ от краев и от линии середины. С помощью ножниц вырежьте окошки. С обратной стороны приклейте заглушку из второго листа картона. Клей наносите только по линии середины, по правому и левому краю. Раскройте альбом посередине, разожмите скрепки и вытащите двойной лист бумаги. Разрежьте его пополам вдоль так, чтобы получились две одинаковые полоски. Каждую полоску разметьте по всей длине: отчертите прямоугольники шириной, соответствующей высоте окошка в детали, выполненной из картона ранее. На одной полоске напишите гласные буквы А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Я,Ю,Э (по одной букве в каждом прямоугольнике). На второй полоске напишите согласные буквы М, П, Н, К, С, В, Т, Б, Д, Г, З, Ф (так же по одной букве в каждом прямоугольнике). Вставьте полоски в картонную рамку: полоску с гласными буквами справа, полоску с согласными буквами слева. Теперь установите в левом окошке любую согласную букву, а правую полоску передвигайте так, чтобы в правом окошке по очереди появлялись гласные буквы. Пусть ребенок читает образовавшиеся слоги. Например: МА-МО-МУ-МЫ-МИ-МЕ-МЁ-МЯ-МЮ-МЭ. Передвиньте полоску слева, чтобы появилась новая согласная буква, опять передвигайте правую полоску, предлагая ребенку читать слоги.

Карточка 42

«Кубики»

Цель: запоминать слоги, учиться находить слоги на слух.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: несколько деревянных или пластмассовых кубиков, белая бумага, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, клей ПВА, мелкие игрушки.

Как играть?

Измерьте с помощью линейки длину грани кубика. Нарежьте листочки бумаги такого же размера. На листочках цветными карандашами или фломастерами напишите слоги. Приклейте карточки со слогами к граням кубика. На один кубик приклеивайте слоги, в состав которых входит одна и та же буква – гласная или согласная. Например, на один кубик прикрепите слоги РА, РО, РУ, РЫ, РИ, РЕ, а на другой – ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛИ, ЛЕ. Или для одного кубика используйте слоги ТО, РО, СО, ЛО, ВО, БО, а для другого – ТЁ, РЁ, СЁ, ЛЁ, ВЁ, БЁ. Предложите ребенку научить слогам его игрушку (небольшого размера, такого, чтобы она могла свободно стоять на кубике). Пусть ребенок по вашему заданию ищет слоги и показывает их игрушке. Затем и сам может «обучать игрушки слогам» : сам назвать слог, сам за игрушку его находить. Одновременно для поиска слога используйте не более 5 кубиков.

Карточка 43

«Две половинки»

Цель: запоминать слоги, учиться составлять слоги из половинок.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: белый картон, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

На карточках из картона напишите слоги, с которыми вы уже познакомили ребенка. Каждую карточку разделите с помощью простого карандаша и линейки на две равные половины – верхнюю и нижнюю. Разрежьте карточки. Предложите ребенку составить разрезные слоги и прочитать их. Пусть ребенок, подставляя разные половинки друг к другу, выберет правильный вариант целого слога и прочитает его. Для одной игры нужно предлагать к составлению не более 10 слогов. Если ребенок затрудняется в поиске, оставьте для выбора только нижние половинки слогов, а верхние выдавайте по одной. В следующий раз выдавайте нижние половинки, а все верхние разложите перед ребенком для выбора.

Обратите внимание! Для организации игры лучше писать слоги одним и тем же цветом, иначе цвет станет подсказкой при выполнении задания. С другой стороны, вы можете писать одним и тем же цветом 3-4 слога, тогда ребенку будет проще выполнять задание, выбирая нужную половинку только из тех, что написаны аналогичным цветом.

Карточка 44

«Парочки»

Цель: запоминать слоги, учиться читать слоги, развивать память, развивать внимание.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: белый картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Подготовьте 16 карточек одинакового размера (например, 10х15 см) из белого картона. Выберете для игры 8 слогов. Напишите их на карточках, по одному слогу на каждой, повторяя каждый слог на 2 карточках. Таким образом, у вас получится комплект карточек, из которого можно составить 8 пар одинаковых слогов. Перемешайте карточки и разложите их на столе слогами вниз. Должно получиться 4 ряда по 4 карточки в каждом ряду. По очереди с ребенком пытайтесь найти одинаковые буквы. Откройте любые 2 карточки. Если вы открыли карточки с одинаковыми слогами, оставляйте их себе. Если открылись разные слоги, переверните их опять слогами вниз, оставляя на прежних местах. Следующий ход делает ребенок. Объясняйте ребенку, что нужно стараться запомнить, где какой слог расположен на столе. Выигрывает тот, кто больше соберет карточек. Игра учит ребенка не отвлекаться и долго удерживать внимание, действовать по алгоритму и запоминать пространственное расположение.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Оригами-творчество. Третья часть»Фотоотчет «Оригами-творчество. Третья часть» 1. Программа дополнительного образования «Бумажные превращения». Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие.

Фотоотчет «Подготовка участка к летнему периоду». Часть перваяФотоотчет «Подготовка участка к летнему периоду». Часть первая Фотоотчет "Подготовка участка к летнему периоду!" (часть первая) Здравствуйте дорогие коллеги и гости моей странички! Хочу рассказать.

Фотоотчет «Подготовка участка к летнему периоду». Часть втораяФотоотчет «Подготовка участка к летнему периоду». Часть вторая Фотоотчет «Подготовка участка к летнему периоду!» (часть вторая) Здравствуйте дорогие коллеги и гости моей странички! Наступило лето! В.

Игры со словами дома и в пути Игры со словами дома и в пути. Игры, которые помогут развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление ребенка. Их можно.

ООД «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц» (старшая группа)ООД «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц» (старшая группа) Тема. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение. Задачи.

Перспективное планирование занятий по формированию целостной картины мира. Часть третья 43. «Защитники Отечества». Сформировать у детей представление понятий о Родине, о Российской армии. «Есть такая профессия Родину защищать».

Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть IПодготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.

Рабочая программа МО Театральная студия «Мастерская игры» для детей 6–7 лет, Часть 1 Видео РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МО ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «МАСТЕРСКАЯ ИГРЫ» ЧАСТЬ 1Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебный план и содержание программы.

Ритмические игры со словами Ритмические игры со словами. Пояснительная записка Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация.

Сценарий литературного вечера для детей младшей группы «Весна словами наших классиков» Цель: развитие у детей чувства прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусств, красоту и богатство родной природы по средствам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Подготовка детей к чтению. Игры со словами. Третья часть.
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 21:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД