Лучший педагог года

Подготовка детей к музыкальному произведению «Осенняя песнь»

Гелия Хозина
Подготовка детей к музыкальному произведению «Осенняя песнь»

Подготовка детей к музыкальному произведению «Осенняя песнь»

Петра Ильича Чайковского

Цель: Ознакомление с произведением «Осень» П. И. Чайковского.

Задачи:

1. Обучающие:

a. Учить находить образ осени через слушание, рассматривание картин осени и речевые высказывания;

Публикация «Подготовка детей к музыкальному произведению „Осенняя песнь“» размещена в разделах

b. Учить детей сознательно подбирать нужные характеристики музыкальным образам (музыка грустная, нежная, светлая); пользоваться музыкальными терминами : темп (медленный, подвижный, ускоряя, замедляя, динамика звучания (громко, тихо, затихая).

2. Развивающие:

a. Развивать умение воспринимать ритм в стихах и музыке.

3. Воспитательные:

a. Воспитывать культуру слушания через восприятие классической музыки;

b. Воспитывать исполнительскую культуру.

Материалы:

1. Музыкальное произведение;

2. Усилитель звука;

3. Наглядность (развитие наглядно-образного мышления);

4. Выразительность (прочтение стихов наизусть глаза-в-глаза).

Ход занятия

1. 1 часть. Вводная

Я очень рада вас всех видеть. И сегодня предлагаю нам всем отправиться в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это всё когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: А какое сейчас время года?

Д. : Осень.

В. :А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь, с чем будет связано наше путешествие?

Д. : Об осени.

2. 2 часть. Основная.

(Слайд картина осенней природы)

В. : Сегодня мы будем с вами слушать музыку Петра Ильича Чайковского – знаменитого русского композитора и дирижера, одного из величайших композиторов мира. П. И. Чайковский написал сборник «Времена года», в котором столько пьес, сколько месяцев в году -12.

(Чтение «Унылая пора! Очей очарованье!» А. С. Пушкин)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

В. : А теперь я вам прочту стихотворение другого автора.

(Чтение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» А. К. Толстой)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

В. : Как красиво в своём стихотворении поэт А. С. Пушкин говорит об осени! А как тоскливо пишет А. К. Толстой? Ребята, какая осень сейчас у нас? А хотите побывать в осеннем лесу? Ну что ж, тогда в путь! (Звучит запись музыкального произведения «Осень» П. И. Чайковского, перед детьми демонстрируются слайды «Красивые картины природы».)

В. : Какую вы услышали осень? Какая по характеру была музыка?

Д. :

(Слайд с портретом композитора.)

В. : Дети, на экране вы видите картину «Золотая осень». Её написал русский художник И. И Левитан. (Слайд картина И. И. Левитана «Золотая осень») Какие краски использует Левитан в своей картине?

Д. :

В. : Посмотрите на экран. Какая яркая, разноцветная осень. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. ( Слайд: Ефим Волков «Осень»)

(Чтение стихов А. К. Толстой)

На нивы желтые нисходит тишина;

В остывшем воздухе от меркнущих селений,

Дрожа, несется звон.

Душа моя полна

Разлукою с тобой и горьких сожалений.

И каждый мой упрек я вспоминаю вновь,

И каждое твержу приветливое слово,

Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,

Но что внутри себя я схоронил сурово!

В. : Какая ещё осень бывает? А если бы вы были композиторами, какую бы по характеру музыку сочинили для данной картины?

Д. :

Рассматривают слайды, отвечают на вопросы воспитателя

3. 3 часть. Итоги занятия.

Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.

- Узнали ли вы что-то новое сегодня?

- Что больше всего вам понравилось?

- А что для вас было наиболее трудным?

Всего вам доброго! До свидания!

Осень. Этот календарный сезон довольно часто ласково называют золотым. Возможно поэтому художники, поэты, писатели и композиторы данному времени года, искрящемуся изумительной красотой многоцветия впечатляющих красок, уделяют особое внимание. Однако осень не только «очей очарованье», но и «унылая пора» с обнажённым лесом, опустевшими полями и с грустным плачем затянувшихся дождей. Природа как-будто глубоко задумывается и сосредотачивается сама на себе. И такую печальную картину Пётр Ильич Чайковский отобразил в своей элегической музыкальной пейзажной зарисовке «Октябрь. Осенняя песнь», вошедшей в цикл «Времена года».

Историю создания фортепианной пьесы «Октябрь. Осенняя песнь», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Краткая история

В середине семидесятых годов жизнь Чайковского была обозначена полным расцветом творческих сил. Летом 1874 года Пётр Ильич закончил конкурсную оперу «Вакула», на которую возлагал большие надежды, осенью сочинил Первый фортепианный концерт, а летом следующего года за месяц написал Третью симфонию. Его поистине кипучая творческая жизнь дополнялась музыкально-общественной деятельностью и педагогической работой в консерватории. Популярность композитора росла завидными темпами. Весной 1875 года он принял заказ на сочинение балета «Лебединое озеро», а в ноябре из Петербурга получил послание от владельца нотного издательства Бернарда Николая Матвеевича с весьма интересным предложением.

П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Издатель просил Чайковского сочинить двенадцать фортепианных произведений по уже обозначенным заголовкам. Каждая пьеса должна соответствовать определённому календарному месяцу и выходить в журнале «Нувеллист» в надлежащий ей срок. Отказать Бернарду Пётр Ильич не мог. Во-первых, с Николаем Матвеевичем и его семьёй композитор был в дружеских отношениях. Во-вторых, в издательстве постоянно печатались романсы Чайковского, что поддерживало его материально, а в-третьих, данное задание тематически заинтересовало Петра Ильича и пришлось ему по душе. Ко всему прочему издатель предложил настолько высокий гонорар, что отказаться от данного заказа было бы неразумно.

Петр Ильич Чайковский

К выполнению необычного поручения Чайковский приступил без замедления, а потому вскоре издатель получил две первые пьесы. Свои творения композитор сопроводил письменным посланием. В нём он проявлял обеспокоенность, что пьесы могут показаться слишком затяжными и унылыми, однако волнения Петра Ильича по этому поводу были напрасными. Уже в декабре в журнале «Нувеллист» напечатали сообщение, извещающее подписчиков, что в будущем году они будут ежемесячно знакомиться с новым произведением композитора Чайковского. Своё обещание издательство выполнило и в первом выпуске журнала за 1876 год в качестве приложения была опубликована пьеса с названием «Январь. У камелька».

Творческий график следующего года у Петра Ильича был тоже довольно насыщенным. В начале он побывал в Париже, где познакомился с оперой Бизе «Кармен», далее отправился в Петербург, чтобы побывать на концертах, на которых исполнялись его Второй квартет и Третья симфония, а затем вернулся в Москву. Там его ждала работа в консерватории и незаконченная партитура «Лебединого озера». Летом Пётр Ильич планировал посещение Байрёйта и премьеру тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Несмотря на плотное расписание Чайковский без задержки каждый месяц отправлял по новому произведению в журнал «Нувеллист». Например, с середины августа, отдыхая в поместье сестры Александры Ильиничны Давыдовой, Пётр Ильич сочинил пьесу «Сентябрь. Охота», а вернувшись в сентябре в Москву, он, не откладывая, чтобы вовремя успеть к выходу следующего номера печатного издания, написал пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». Полностью фортепианный цикл, украшенный двенадцатью картинками и озаглавленный «Времена года», был опубликован в конце 1876 года. Перед каждым произведением издатель вставил поэтический эпиграф, колоритно отражающий содержание произведение. Видимо такой внешний вид пришёлся автору по душе, так как все последующие издания выходили в таком же оформлении.

Публикации по теме:

Конспект НОД по музыкальному развитию детей среднего возраста «Музыкальная шкатулка»Конспект НОД по музыкальному развитию детей среднего возраста «Музыкальная шкатулка» Программное содержание: - развивать музыкальные способности детей – ладовое чувство, звуковысотный, динамический слух, чувство ритма;.

Консультация для музыкальных руководителей по музыкальному воспитанию детей в ДОУ Консультация для музыкальных руководителей в ДОУ по музыкальному воспитанию детей в дошкольном возрасте. Калачева Л. А. Чтобы воплотить.

Макет «Цветочный город» (по произведению Н. Н. Носова «Незнайка и его друзья» ). Совместная деятельность воспитателя и детей.Макет «Цветочный город» (по произведению Н. Н. Носова «Незнайка и его друзья» ). Совместная деятельность воспитателя и детей. Сразу после новогодних каникул начали мы с ребятами осуществлять небольшой проект, который давно планировался, да все по разным причинам.

НОД по музыкальному развитию «Мы слушаем музыку» для детей старшего дошкольного возрастаНОД по музыкальному развитию «Мы слушаем музыку» для детей старшего дошкольного возраста Цель - познакомить детей с творчеством Е. Тиличеевой. Задачи - Дать элементарные понятия: композитор, исполнитель, слушатель; Создать радостное.

НОД по музыкальному развитию «Зима» для детей младшего дошкольного возрастаНОД по музыкальному развитию «Зима» для детей младшего дошкольного возраста Цель – обогатить детей знаниями о зиме, зимнем лесе; Задачи – развивать умение детей подпевать песенки и выполнять простые ритмические.

НОД по музыкальному развитию «Сентябрь» для детей старшего дошкольного возрастаНОД по музыкальному развитию «Сентябрь» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – Обобщить представления детей о характерных признаках осенних месяцев; способствовать развитию самостоятельного проявления детей.

НОД по музыкальному развитию «Сказка на новый лад» для детей средней группыНОД по музыкальному развитию «Сказка на новый лад» для детей средней группы Цель – Формировать у детей представление о средствах двигательной выразительности. Задачи - Развивать умение детей придумывать двигательное.

Стихотворения для детей в возрасте от 4 до 10 лет на темы «Подготовка к 23 февраля. Подготовка к 8 марта» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Приближаются одни из самых отмечаемых у нас в стране праздников, а именно:.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста по произведению Б. Житкова «Беспризорная кошка»Викторина для детей старшего дошкольного возраста по произведению Б. Житкова «Беспризорная кошка» Предлагаю вашему вниманию викторину по произведению "Беспризорная кошка", это произведение мы с ребятами прочитали и закрепили при помощи.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста, по произведению И. Соколова-Микитова «Листопадничек»Викторина для детей старшего дошкольного возраста, по произведению И. Соколова-Микитова «Листопадничек» Наступила яркая, золотая осень и мы с ребятами продолжаем наши занятия в кружке «Минута радостного чтения», сегодня я хочу предложить вам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка детей к музыкальному произведению «Осенняя песнь»
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 18:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД