Татьяна Березина
Погремушка — средство развития ребенка с нарушением интеллекта 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Погремушка – развивающая игрушка в жизни ребенка
3-4 лет с нарушением интеллекта.
История русской народной игрушки - погремушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево.
Публикация «Погремушка — средство развития ребенка с нарушением интеллекта 3–4 лет» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Младшая группа
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Погремушки. Первые игрушки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизируют, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра.
Как известно, детские погремушки бывают разные. Они различаются не только яркими цветами и звонкостью звучания, но и предназначены для различных возрастов ребенка.
Самое главное правило – стараться подбирать погремушки в соответствии с возрастом ребенка.
Простая детская игрушка – погремушка играет главную роль в многогранном развитии малыша на первых годах жизни. Она может оказать большое влияние на эмоциональное и умственное развитие младшего дошкольника – ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Погремушки побуждают к самостоятельным движениям, развивают мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие, слуховое внимание, память.
Использование погремушки на коррекционных занятиях с детьми с нарушением интеллекта 3-4х лет помогает :
- привлечь внимание ребенка, фиксировать взгляд на звучащей игрушке и во время действий с ней, прослеживать ее перемещение по горизонтали и вертикали;
- развивать подражание действиям и движениям взрослого;
- развивать слуховое и пространственное восприятие – учит находить источник звука;
- научить ребенка выделять различные свойства (цвет, форму, величину, выполнять задания на подбор по сходству или различию.
С помощью погремушек можно проводить много интересных простых развивающих игр, которые нравятся детям.
Игра «Прятки»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Спрячьте погремушку под салфетку (пеленку, шляпу, коробку и др.) и спросите: «Где погремушка? Нет, спряталась! Давай ее искать!» порадуйтесь, когда ребенок найдет ее, похвалите! Если не уловил смысл игры, найдите игрушку за него, постепенно он поймет, как это весело!
Игра «Где погремушка?»
Цель: учить выделять погремушку из общего фона, находить ее среди других игрушек или среди других видов погремушек (выбор из 3-4х).
Ход игры: Разложить перед ребенком на столе разные игрушки (мяч, погремушка, юла, колечко). Попросить найти и дать погремушку. «Где погремушка?», «Принеси погремушку», «Покажи кукле погремушку».
Игра «Где?»
Цель: закрепление частей тела и лица.
Ход игры: У сюжетных погремушек показывайте глазки, носик, хвостик, ушки.
«А, где у собачки ушки? А у тебя? Вот они!»
Дети обожают игры с прикосновениями!
Игра «Погремушки» («Узнай по звуку»)
Цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Ход игры: Подберите набор звучащих игрушек – погремушка, пищалка, колокольчик. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока он не научится четко дифференцировать их на слух. После этого спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка)
Можно усложнить игру – предложить послушать две разные по звучанию (громко, тихо) погремушки, а затем угадать какая из них звучит за ширмой.
Игра «Тихо – громко»
Цель: различать по громкости звучания контрастные звуки: тихий и громкий, показывать большие и маленькие игрушки (погремушки) на картинке.
Ход игры: Положить перед ребенком обе картинки с изображением большой и маленькой погремушки. Игрушки-погремушки спрячьте за ширму. Дайте установку: «Ушками слушай!» Спросите: «Какая погремушка звенит? (Позвените погремушкой с тихим звучанием) «Конечно маленькая! А теперь какая?» (Позвените большой погремушкой с громким звучанием) Ребенок должен показать на картинке ту погремушку, которая звенела. Попросите спеть песенку большой погремушки (низким голосом «дзинь-дзинь») или песенку маленькой погремушки (высоким голосом «динь-динь»).
Игра «Найди одинаковые погремушки»
Цель: учить сличать парные предметы;
Ход игры: Перед ребенком выкладываются разные погремушки, две из которых одинаковые (по цвету или по форме). Взрослый берет одну из одинаковых и говорит: «Смотри, какая у меня погремушка! А у тебя такая есть? Найди ее. Дай мне!» (выбор из 3-5).
Игра «Чудесный мешочек» (коробочка, сумочка и др.)
Цель: учить узнавать знакомый предмет на ощупь в процессе тактильно-двигательного обследования.
Ход игры: Показать ребенку мешочек, рассмотреть содержимое мешочка. Выяснить, что в нем разные по форме, по величине, или по образу (зайка, мишка) погремушки. Сложить их обратно. Предложить ребенку достать на ощупь одну из погремушек (круглую, большую или зайку и др.). «Достань самую большую!», «Давай достанем погремушку-мишку» и т. д.
Игра «Звенит или нет?»
Цель: учить выполнять предметную классификацию по образцу на знакомом материале ( две группы: предметы, с которыми можно действовать, и предметы, с которыми действовать нельзя, они сломаны).
Ход игры: Ребенку предлагаются погремушки, среди которых имеются сломанные (не звучащие, но безопасные в обращении. «Давай найдем погремушки, которые звучат, с которыми можно играть. А с этой можно играть? Не звенит? Она сломана. Давай ее отложим. Проверь сам остальные.
Игра «Сложи погремушки»
Цель: развивать подражание движениям и действиям взрослого, умение согласовывать свои движения со словами текста.
Ход игры: Ребенок и взрослый выполняют движения по тексту. Берут в руки любую погремушку (или две погремушки)
Мы с погремушками играем,
Мы их выше поднимаем.
Опускаем дружно вниз.
Ну-ка дружно ты покружись!
А теперь идем, идем
И в корзинку их кладем! (можно предложить положить в тазик, мешочек, коробку)
Игра «Достань погремушку»
Цель: развивать основные движения, учить подпрыгивать на двух ногах на месте.
Ход игры: Подвесить погремушку (или несколько) на расстоянии вытянутой вверх руки ребенка. Попросить подпрыгнуть и достать (задеть) погремушку.
Упражнение «Пляска с погремушками».
Цель: развивать подражание движениям и действиям взрослого, умение согласовывать свои движения со словами текста, слышать музыку.
1. Ах, как весело сегодня,
веселятся малыши!
Деткам дали погремушки,
погремушки хороши! Отводят руку с погремушкой вправо и влево.
Припев:
Дзинь-ля-ля. Звенят погремушкой.
2. Погремушки вверх пошли,
выше, выше, малыши!
Погремушки деткам дали –
погремушки хороши! Поднимают и опускают ручку с погремушкой.
3. Где же, где же погремушки?
Спрятали их малыши.
Покажите погремушки!
Погремушки хороши! Ручку с погремушкой прячут за спиной.
4. Сели на пол, постучали
погремушкой малыши.
Постучали, поиграли,
Погремушки хороши! Сели на корточки и стучат погремушкой по полу.
Данные игры и другие игры с погремушками можно использовать во всех видах непосредственно образовательной деятельности в детском саду, а также рекомендуют для работы в домашних условиях.