МААМ-картинки

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Прасковья Егорова
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Поисково- исследовательская деятельность дошкольников.

МБДОУ ЦРР детский сад №2 «Олененок»

Г. Якутск Республика Саха (Якутия)

Егорова Прасковья Петровна, воспитатель

В дошкольном возрасте нужно начать формирование личности, проявляющей активное исследовательско–творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : “ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка”. Это означает, что организация познавательной деятельности дошкольников с использованием проектной деятельности необходима и очень актуальна. Вот почему нужно активно внедрять проектно-исследовательскую деятельность в практику работы с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» размещена в разделах

Цель, тему и продукт проектной деятельности в детском саду  объявляет воспитатель и составляет план. Педагогу необходимо помочь детям принять задачу, мотивировать на ее выполнение, сделать цель личностно значимой для каждого ребенка. Необходимо сделать так, чтобы ребенок включился в процесс планирования: что нужно сделать, когда, какие нужны материалы, кто может помочь в работе.

Нам представляется немаловажным подключение родителей к осуществлению проектной деятельности. Родители совместно со своими детьми обсуждают темы проекта, ищут интересный теоретический материал, возможно, предлагают свои, на их взгляд, интересные темы для исследования.

Совместная работа в проекте педагогов, детей и родителей позволит наладить взаимодействие детского сада и семьи по вопросам воспитания детей, выработки совместных действий и требований к ребенку.

А сейчас от вопросов теории хотелось бы перейти непосредственно к практике. Расскажу о том, как лично работала над своим педагогическим проектом, как планировала его и осуществляла.

Новый учебный год мы начинали с группой, состоящей из 16 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Прежде всего было необходимо оценить ситуацию в группе: проанализировать физические, психологически, чего хотят дети, к чему стремятся, какие вопросы их интересуют и насколько они подготовлены к восприятию новой информации.

После того, как обстановка в группе была оценена, необходимо определить проблемы и противоречия в своей педагогической деятельности. К тому же, пришлось произвести ревизию собственных знаний и умений в данной области – так сказать, самоопределелиться. Пришлось изучить достаточный объем методической литературы, содержащей теоретические и практические рекомендации. На основе этого было подготовлено обоснование проектной деятельности (таблица1).

Только после этого удалось четко и грамотно сформулировать цель своей деятельности и поставить задачи педагогической работы. Нужно четко уяснить для себя какие задачи буду решать через какие виды деятельности. А отсюда уже вытекают и средства достижения поставленной цели, и критерии результативности работы. Дать ребенку минимум информации по данной теме, которой будет явно недостаточно для решения поставленной задачи. Или соблюдение техники безопасности во время экспериментов разовьют у ребенка самоконтроль и усидчивость.

На основе вышеизложенного был составлен план собственной деятельности, в результате которой будут решаться поставленные педагогические задачи. Вся эта работа представлена в таблице 2.

После этого был разработан календарно-тематический план экспериментальной деятельности с детьми (таблица 3).

Ожидаемые результаты

Создать необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.

Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.

Воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края.

Повышение уровня компетентности родителей.

Воспитать творческую, самостоятельную личность.

Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Работа с родителями

Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и пр., без учета реальных возможностей дошкольников. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, могли выстроить партнерские отношения с детьми, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм повышение компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей является проектная деятельность.

На установочном родительском собрании познакомила мам и пап с планом исследовательской деятельности группы на предстоящий учебный год, рассказала о значении данной деятельности для детей и попросила принять посильное участие в реализации проекта. Многие родители с удовольствием откликнулись на просьбу, а некоторые даже подсказали интересные темы для детских исследований.

Чтоб лучше контролировать родительскую заинтересованность в проекте и ее динамику, мною была разработана анкета. С анкетой и результатами анкетирования вы можете ознакомиться в приложении 4.

В анкетировании приняли участие 16 человек.

Критерий “включенность” родителей в проектный процесс отражает количественные показатели заинтересованности в проектных мероприятиях

Хочется отметить, что заинтересованность родителей в исследовательской деятельности своих детей не только принесла ощутимую помощь педагогу, но и резко повысила родительскую значимость в жизни моих воспитанников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же - ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково- исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Опыты мы подбираем простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини-лабораторию.

Работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные, интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

(Таблица1) Обоснование проектной деятельности

ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Обоснование идеи проекта

- Что сейчас происходит?

- Что хотим? Конечный результат?

- Зачем выполнять этот проект?

Данный проект представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность. У детей формируются такие качества как умение планировать свои действия, способность предсказывать результат опытов, умение управлять собой и своим поведением, не бояться обратиться за помощью к сверстнику или взрослому, развивать внимание и любознательность.

Дать родителям максимум информации о жизни детей в дошкольном учреждении и школе.

РЕАЛИЗУЕМОСТЬ

Описание условий для реализации проекта: РЕСУРСЫ и ПРОЦЕССЫ (ЕСТЬ и НАДО)

- Что есть? Что надо?

- Что умеете? Чему необходимо научиться?

Для успешной реализации проекта в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Оборудование и материалы: наборы со специальным оборудованием и набором реактивов «Юный химик», «Машина лаборатория», «Секреты погоды», лупы, песочные часы.

Природные материалы: детские коллекции камней и ракушек.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

ЦЕННОСТЬ

Какие изменения произойдут в моей профессиональной деятельности в результате реализации проекта

- Почему Вам важно получить этот результат?

- Что это вам даст? 

В ходе реализации проекта смогу научиться формировать у детей через познавательную деятельность такие качества, как развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Проектирование воспитательной работы

Особенности группы

33 выпускников

Проблемы и противоречия педагогической деятельности и самоопределение педагога

Дети должны быть социально-адаптированы, способны ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи.

Цель педагогической работы

Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

(для успешного перехода в школьную жизнь)

Задачи педагогической работы

1. Создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе со старшими дошкольниками, а именно создание развивающей среды, информационного поля, оснащение необходимым оборудованием.

2. Развивать у детей умственные способности:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

3. Развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности

4. Развитие умений взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: ребенок не должен бояться просить помощи у взрослого или сверстника, обсудить с ними интересующие его вопросы.

5. Создание системы работы с родителями.

6. Развивать мотивационную готовность к обучению

Средства достижения цели

Образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов. Совместные мероприятия с начальной школой.

Сделать так, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Критерии результативности

Оценка результата

Педагогическая и психологическая диагностика.

Выставки, презентации, фотоотчет.

(Таблица 3)ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Чомчуук»

на 2018 -2019 учебный год

Цель: Формирование таких интегративных, интеллектуальных и личностных качеств как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

Воспитатель: Егорова П П

Дата Тема Описание

02.01 Тайны песка Рассмотреть форму песчинок, узнать о свойствах сухого песка: легко принимает форму, не удерживает ее; песочные рисунки.

09.10 Мокрый песок Песок впитывает воду, выяснить, почему мокрый песок хуже принимает форму, но хорошо ее удерживает.

16.10 Поймай невидимку Как увидеть воздух в стакане с водой, как поймать его пакетом и почему нельзя поймать воздух сачком.

23.10 Выйти сухим из воды Опускание предмета на дно аквариума с водой, поместив его под стеклянную банку.

30.10 Воздух - спасатель Почему предметы, наполненные воздухом, не тонут?

06.11 Знакомьтесь - вода Вода принимает форму сосуда, у нее нет вкуса, цвета и запаха, она растворяет сахар, соль и краску

13.11 Живая вода Знакомство с живительными свойствами воды

20.11 Сбежавшая вода Знакомство с испарением и выкипанием

27.11 Замерзшая вода Дать детям знание, что при замерзании вода расширяется; установить зависимость таянья льда от температуры воздуха

04.12 Такая разная вода Переход из одного агрегатного состояния в другое.

11.12 Тонет – не тонет Какие предметы тонут, какие не тонут и почему

18.12 Термометр Как устроен термометр и как он работает.

25.12 Да здравствует мыло душистое Знакомство с мыльными пузырями и письмом мылом

15.01 Создатели мыла Изготовление мыла своими руками.

22.01 В мире запахов Что и чем пахнет

29.01 Великие парфюмеры Создание духов детьми

05.02 Чудо-гель Знакомство со свойствами геля, создание икринок из геля

12.02 Заселяем водоем Изготовление гелевых пиявок и головастиков.

19.02 Попрыгунчики Изготовление попрыгунчиков из геля.

26.02 Звездное небо Выяснить, почему нам кажется, что звезды и луна движутся вокруг нас.

04.03 Театр теней Узнать, как образуются тени.

11.03 Магнитное волшебство Узнать о свойствах магнита, какие материалы притягиваются. А какие - нет

18.03 Домашний вулкан Создать настольный вулкан.

25.03 Капелька света Изготовление свечки, правила обращения с огнем.

01.04 Керосинка Узнать о работе керосиновой лампе и на примере спиртовки рассмотреть, чем она может быть опасна

08.04 Электрические чудеса Рассмотреть схему электрической цепи, узнать о работе фонарика; сформулировать правила обращения с электричеством.

15.04 Чудеса Кока-Колы Рассмотреть вредные свойства Кока-Колы

22.04 Молочные сказки Интересные свойства молока, написать молочное письмо

29.04 Масляные истории Свойства растительного масла (не растворяется в воде, пропитывает бумагу и ткань.

13.05 Вкусно и полезно Как выжимать сок из овощей и фруктов

20.05 Посажу я огород Посадка лука на окне, составление прогноза

27.05 Питание растения Выяснить, зачем поливать растение, как вода движется внутри растения

Приложение 4. Анкета для родителей.

1. Знаете ли Вы, что с детьми проводятся занятия по исследовательской деятельности?

а) да;

б) нет;

в) что-то слышал об этом.

2. Известно ли Вам, чем занимается ваш ребенок на этих занятиях?

а) да;

б) нет;

в) имею отдаленные представления.

3. Как Вы относитесь к подобным занятиям?

а) ребенку это полезно;

б) пустая трата времени;

в) мне всё равно.

4. Хотели бы Вы, чтоб подобные занятия проводились с детьми в следующем учебном году?

а) да, конечно;

б) нет;

в) безразлично

5. Рассказывает ли Ваш ребенок дома о подобных занятиях?

а) постоянно;

б) никогда;

в) бывает иногда.

6. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком эксперименты, которые проводятся на занятиях?

а) да;

б) никогда;

в) иногда.

7. Помогаете ли Вы своему ребенку в поиске познавательного материала?

а) да, очень часто;

б) никогда;

в) иногда.

8. Хотели бы вы посетить занятие по исследовательской деятельности, которое проводится с Вашим ребенком?

а) да;

б) нет;

в) всё равно.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки»Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки» Уважаемые коллеги! В ходе реализации проекта "Откуда хлеб пришел" я рассказываю детям о том, как измельчают зерно, превращая его в муку.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный)Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный) Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта: поисково – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 5.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 17:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД