МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание дошкольников»

Елена Ковековдова
Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание дошкольников»

В многонациональной России во все времена уделялось большое внимание воспитанию детей в духе уважения к другим народам и их культурным традициям. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира является частью поликультурного воспитания. Мы убеждены, что приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, т. к. детские впечатления неизгладимы, дети очень доверчивы, открыты. Комплексная воспитательно-образовательная работа по данному направлению делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами. В своей работе по поликультурному воспитанию мы используем разнообразные средства:

Публикация «Консультация для воспитателей „Поликультурное воспитание дошкольников“» размещена в разделах

общение с представителями разных национальностей;

устное народное творчество;

художественная литература;

игра, народная игрушка и национальная кукла;

декоративно-прикладное искусство, живопись;

музыка.

В работе с детьми старшего возраста мы проводим занятия по тематическим неделям. Работаем по таким направлениям как: твои друзья, дружба, честность, мой дом, моя семья, добро и зло. Дети получают знания о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей. Знакомим детей со знаковой символикой России и других государств. Приобщаем их к семейно-бытовым традициям и обычаям. Знакомим с художественно-литературными произведениями, декоративно-прикладным искусством разных народов мира. Углублению возникших дружеских чувств детей к сверстникам другой национальности способствует чтение соответствующих художественных произведений, в которых рассказывается о дружбе детей разных национальностей. Чтение обязательно сопровождается беседой, цель которой-рассказать дошкольникам, о том, что наша Родина многонациональна. Показать им, что дети любой национальности живут, так же как и они: ходят в детский сад, играют, помогают взрослым. Вместе со всей страной отмечают те же праздники, так же, как и они, ребята эти хотят вырасти сильными и здоровыми.

Часто в группах есть дети разных национальностей. Как правило, дети всегда проявляют к ним повышенный интерес. В этом случае, начиная с первого знакомства детей, мы проводим беседы о том, что люди бывают разные. У одних тёмные черты лица, у других раскосые глаза. Но все дети хотят дружить. Воспитывая у детей дружеские чувства по отношению к ребёнку другой национальности, мы не ставим его в особое положение, не создаём особые условия пребывания в группе. К нему предъявляются такие же требования, как и ко всем детям группы, и у него следует воспитывать отзывчивость и внимание по отношению к детям другой национальности. Поощряем детей, когда они оказывают внимание, помощь, товарищам по группе. Приучаем в дни рождения дарить друг другу небольшие подарки - поделки, открытки. Традиционно проводим утреннее поздравление именинника.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является помощь родителей. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей - процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Главные направления в работе с родителями: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Работа по взаимодействию с родителями воспитанников, способствовала эмоциональному сближению воспитателей, родителей и детей, обеспечивала большую открытость в общении и ведении диалога. Традиционно, в нашей группе, сложились следующие формы работы с родителями:

Участие родителей в реализации проектной деятельности.

Выставки совместных поделок, конкурсы.

Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

Проведение этих мероприятий способствует сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.

Так в проекте «Волшебная кисточка» принимали участие дети, воспитатели и родители. Была проведена большая работа по оснащению уголка изобразительной деятельности. С помощью родителей были сделаны костюмы разных народов России и мира. Кто-то рисовал и раскрашивал, а кто-то вязал и шил. На выставке готовых изделий было, на что посмотреть и чем поделиться.

В проекте «Дом счастья» дети с родителями создавали свой дом счастливого ребёнка. Каждая семья старалась создать неповторимый дом. Некоторые занимались этим делом дома, другие, увлечённо работали в группе. На выставке каждый ребёнок рассказывал о своём доме счастья.

Мы считаем, что поликультурное воспитание тесно связано с гражданско-патриотическим воспитанием. В нашем учреждении проводилось военно-спортивное мероприятие «Папа, мама, я – десантная семья». Этот большой, красивый праздник собрал всех неравнодушных. На праздник пришли всей семьёй большинство наших детей. Было весело, задорно. Взрослые и дети с азартом и увлечением выполняли задания, соревновались, получив заряд положительных эмоций. Ребята с гордостью смотрели на своих пап, ведь многие пришли на праздник в военной форме и, радуясь, рассказывали сверстникам о том какой их папа сильный и смелый.

Праздник посвящённый «Дню матери» так же собирает всех участников педагогического процесса вместе. Воспитатели и дети готовят праздничное развлечение для мам, а мамы принимают в нём активное участие. Вместе танцуют, поют, играют. Поэтому праздники, по праву являются прекрасным средством поликультурного воспитания.

Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно проходить под девизом «Все друг другу мы нужны». Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где он проживает, с приоритетом для него культуры его национальности.

Таки образом проведённая нами работа способствовала формированию у детей представлений о многообразии культур в России и мире, воспитанию положительного отношения к культурным различиям. Формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных национальностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа остается актуальной задачей нашей работы на будущее.

Список использованной литературы:

1. Ботнарь В. П. «Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения. М. 1933г.

2. Вершинина В. Н. «Поликультурное воспитание у детей среднего и старшего возраста» Ульяновск 2004г.

3. Жуковская Р. И. «Родной край» М. 1985г.

4. Суслова Э. К. «Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство интернационального воспитания» Дошкольное воспитание 1990 №6.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольников Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое,.

Экологическое воспитание дошкольников В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Поликультурное воспитание детей в условиях детского сада Одна из актуальнейших тем современности – воспитание толерантности у подрастающего поколения. Понятие «толерантность» в разных языках имеет.

Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное.

Проект «Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»Проект «Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским» В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а.

Статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ.

Трудовое воспитание дошкольников Образовательная ситуация по трудовому воспитанию для детей средней группы: «Научим Бабу Ягу ухаживать за комнатными растениями»Задачи.

Воспитание сочувствия у дошкольников Воспитание сочувствия у дошкольников. Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он.

Экологическое воспитание дошкольников "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". (М. Пришвин).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание дошкольников»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 14:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД