наталья Вязникова
Положение о смотре-конкурсе на лучший центр речевой активности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ НА ЛУЧШИЙ ЦЕНТР РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ
В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 373 «СКВОРУШКА»
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ :
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения смотра – конкурса на лучший Центр речевой активности детей дошкольного возраста в группах МАДОУ д/с № 373.
Публикация «Положение о смотре-конкурсе на лучший центр речевой активности в ДОУ» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Положение конкурса. Образцы положений
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
1.1. Руководство смотром - конкурсом осуществляет оргкомитет. Оргкомитет организует работу жюри, согласовывает сроки проведения смотра - конкурса.
1.2. Жюри подводит итоги смотра-конкурса, определяет абсолютного победителя и победителей по номинациям.
2. Участники конкурса:
2.1. В конкурсе принимают участие педагогические работники и родители (законные представители) воспитанников всех возрастных групп МАДОУ д/с № 373.
3. Сроки проведения смотра-конкурса
3.1. Конкурс Центров речевой активности (деятельности) проводится в два этапа:
3.2 .I этап – заочный (с 20 октября– 20 ноября 2017 года) : оформление и оснащение Центров речевого активности в группах воспитателями;
3.3. II этап – очный (с 22-24 ноября 2017 года) : работа жюри в МАДОУ (оценка Центров речевой активности в группах в соответствии с критериями, определенными в Положении).
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СМОТРА-КОНКУРСА
Цель смотра-конкурса - стимулирование творческой и профессиональной активности педагогических работников МАДОУ д/с № 373 по созданию, обновлению и обогащению развивающей речевой предметно-пространственной среды для создания условий по повышению эффективности и качества образовательного процесса по речевому развитию дошкольников.
Задачи:
• Обеспечение качества дошкольного образования по развитию речи детей дошкольного возраста.
• Создание благоприятных условий в каждой возрастной группе для совместной и
• самостоятельной речевой деятельности детей.
• Оснащение материально-технической базы групп новыми дидактическими, развивающими, настольными играми, пособиями, атрибутами по развитию речи.
• Выявление и распространение лучшего педагогического опыта по реализации ОО «Речевое развитие», а также творческих способностей воспитателей, инициативы и фантазии в оформлении Центра речевой активности детей дошкольного возраста.
• Привлечение семей воспитанников к организации и обогащении развивающей речевой предметно-пространственной среды группы.
III. НОМИНАЦИИ
3.1. Абсолютный Победитель смотра – конкурса «Лучший Центр речевой активности» - первое место, Победитель смотра – конкурса «Лучший Центр речевой активности»-второе место, Победитель смотра – конкурса «Лучший Центр речевой активности»- третье место.
3.2. Номинация «Творческий и инновационный подход к оформлению «Центра речевой активности».
3.3. Номинация «Грамотное методическое комплектование игрового и дидактического материала в Центре речевой активности».
3.4. Номинация «Оригинальность выполнения дидактических игр и пособий по развитию речи детей дошкольного возраста».
3.5. Номинация «Творческое сотрудничество с родителями воспитанников по обогащению Центра речевой активности в группе».
IV.ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЦЕНТРА РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СМОТРА - КОНКУРСА :
4.1. Требования к содержанию Центра речевой активности в разных возрастных группах (Приложение 1).
4.2. Критерии оценки смотра-конкурса :
• соответствие Центра речевой активности санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности;
• соответствие возрастным потребностям и интересам детей;
• соответствие требованиям реализуемой программы, физиологическим и психолого-педагогическим особенностям детей конкретной возрастной группы;
• проблемная насыщенность Центров речевой активности;
• свободный доступ детей к материалам Центра;
• проявление у детей интереса к самостоятельной речевой деятельности (занимаются ли дети в речевом уголке; придумывают ли свои сказки, играют ли с имеющимся материалом; показывают ли дети театрализованные представления);
• разнообразие игрового и дидактического материала;
• мобильность, полифункциональность Центра речевой активности, удобство расположения и хранения материала;
• эстетичность оформления Центра;
• название Центра речевой активности;
• творческий подход в создании речевой среды;
• наличие «одушевленного персонажа», помогающего решать возрастные речевые задачи;
• сочетаемость/ взаимосвязь Центра речевой активности с книжным уголком в группе;
• умение воспитателя презентовать Центр речевой активности своей группы;
• взаимосвязь с родителями (законными представителями) воспитанников по ОО «Речевое развитие» (консультации для родителей, наглядный материал, совместные мероприятия и другие формы работы);
• наличие картотеки дидактических игр в речевом центре;
• соответствие уголка книг возрастным особенностям детей
4.3. За каждый критерий каждая группа может получить от 0 до 5 баллов (максимальное количество баллов – 85) :
1 балл – полное отсутствие признака.
2 балла – наличие отдельных черт признака.
3 балла – удовлетворительная выраженность признака.
4 балла – достаточная выраженность признака.
5 баллов – максимальная выраженность признака.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ:
5.1. Победители и номинанты выявляются путем подсчета общего количества баллов по всем
критериям.
5.2. Подведение итогов смотра-конкурса проводится 28 ноября 2017 г., решение жюри оглашается на педагогическом совете, посвященному теме речевого развития детей дошкольного возраста.
5.3. Самые активные родители отмечаются на общем родительском собрании, на празднике в МАДОУ «Семья года» с вручением благодарственных писем.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЦЕНТРОВ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ В ДОУ.
1-я младшая группа (2-3 г.).
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Стихи, потешки, приговорки.
6. Предметные картинки.
7. Различные виды театров.
8. Комплекты игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек).
9. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных,
в) сюжетные картинки крупного формата с самыми простыми сюжетами;
г) изображениемзнакомого транспорта;
д) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама стирает и т. п.);
е) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.);
ж) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);
з) сюрпризный момент/персонаж, побуждающий детей к речевой активности.
В книжном уголке 1 младшей группы должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
• Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
• Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);
• Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
• Книжки-панорамы с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
• Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.).
2-я младшая группа (3-4 г.).
1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Сюжетные картинки для составления описательных рассказов и сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, бабушка вяжет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
ж) наборы предметных картинок для группировки: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания);
з) сюрпризный момент/персонаж, побуждающий детей к речевой активности.
В уголке книг должно находиться 4 – 5 наименований книг, добавляются:
• Книги с твердыми листами по программе;
• книги с обычной листовой структурой;
• эстампы на темы русских народных сказок;
• альбомы с предметными картинками по лексическим темам;
• книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
• «звучащие» книжки-забавы.
Средняя группа (4-5 лет).
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама стирает, продавец продает товар);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.);
е) с изображением действий более расширенного характера (ложится спать, садится, одевается, гуляет, плавает, прыгает, перелезает, подметает, моет, гладит т. д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол –много столов, одна кукла –много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (один мяч, два мяча, пять мячей).
9. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
10. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
11. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
12. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
13. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
14. Набор кубиков с буквами.
15. Набор карточек с изображением предмета и названием.
16. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
В книжном уголке средней группы необходимо помещать одновременно 10-12 разных книг, добавить:
• разнообразные альбомы для рассматривания. альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. ;
• 2-3 сказочных произведения;
• Иллюстрации по различным тематикам:
• Родина,
• Труд людей,
• Родная природа,
• Игры детей.
• Предметные картинки и др. по программе.
• Открытки с изображением городов, сезонов года, других стран и т. п.
• Книжки-раскладушки, изготовленные совместно со взрослыми.
Старшая группа (5-6 лет).
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики; пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «мыльные пузыри», надувные игрушки).
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи,потешки, поговорки, приговорки, загадки, прибаутки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз
работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина, электротехника (пылесос, микроволновая печь, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, поет, подметает, моет, гладит т. д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе;
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).
8. Лото, домино различного типа(«Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Звуковое лото» и др. ,
В книжном уголке старшей группы необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. (6-8 книг, остальные - в шкафу).
• Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
• Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы и растения», «Времена года»; «Наш город», «Природа других стран» и др. ;
• Открытки для рассматривания по произведениям;
• 3-4 сказочных произведения;
• Портреты писателей: С. Маршак, К Чуковский;,А. Пушкин;
• Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
• Энциклопедии для дошкольников;
• Книжки-малышки, изготовленные детьми с воспитателем либо с родителями;
• Материал для ремонта книг.
Подготовительная группа (6-7 лет).
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков);
е) игры на уточнение, обогащение и активизация словарного запаса, например,
«Мяч бросай животных называй»,
«Кто чем занимается»,
«Горячий – холодный».
ж) игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи,потешки, поговорки, приговорки, прибаутки, загадки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением разнообразных явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина, электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый-,темный, сладкий-кислый, горький- звонкий, чистый,-грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, смеется, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);
ж) с изображением синонимов;
8. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
9. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте, например, классная подвижная азбука, Азбука в картинках, разрезная азбука и т. п.
Количество книг в уголке подготовительной не регламентировано.
• книги на различную тематику (каждый ребё нок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т. д.);
• 3-5 сказочных произведения;
• стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью;
• издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
• весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
• книги, которые дети приносят из дома;
• энциклопедии для детей дошкольного возраста;
• добавляются книги на школьную тематику;
• портреты известных детских писателей, поэтов;
• детские журналы, ребусы и т. п;
• Словотворчество детей (сочинение сказок, рассказов, стихов и т. д, оформленное в форме книжки, альбома, открытки);
• Организация ремонта книг.
• Возможно наличие читательского формуляра.
Примечание: Воспитатели оставляют за собой право на размещение дополнительных материалов в Центре речевой активности, не указанных в Примерных требованиях к содержанию Центров.
.