Елена Петрова
Помогите малышу говорить правильно. Рекомендации для родителей по автоматизации звука
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, хочется обратить ваше внимание на то, что закрепление поставленных звуков в речи ребёнка - очень важный и необходимый этап в коррекции звукопроизношения.
Логопед учит ребенка правильной артикуляции звука и вот, ваш ребёнок научился изолированно произносить звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу — автоматизации.
Публикация «Помогите малышу говорить правильно, Рекомендации для родителей по автоматизации звука» размещена в разделах
Автоматизация - это повторение звука в слогах, в словах (в начале, в середине, в конце слова, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и рассказах, в процессе которого ребёнок учится правильному произношению звуков в связной речи. Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка, иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый звук. Часто встречаются случаи, когда овладев правильным произношением звуков, ребёнок их не употребляет или имеет «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорит правильно).
Помощь со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в самый короткий срок, что избавит вас от необходимости ходить на занятия к логопеду.
Просто повторять за родителями слова или фразы ребёнку не интересно. Лучше закреплять звуки в игре, тем более что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Рекомендую простые игры для автоматизации звука в домашних условиях.
Изолированно произносим звук. РЫЧИМ, ШИПИМ…. Поддерживаем положительный эмоциональный фон. Порадуйтесь вместе с ребёнком для него это новые ощущения.
Автоматизация звука в слоге.
«Волшебная палочка».
Взрослый ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА и т. д.
«Проведи слог по звуковой дорожке».
Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
«Кубик игральный». Ребенок бросает кубик, считает точечки и произносит слог (например, «ра») или слово (напр., рама)столько раз. Вариант II- придумываем столько слов с автоматизированным звуком, сколько точек выпало.
«Кубики». I вариант- строим башню. По очереди ставим кубики и произносим слог (слово) со звуком. II вариант – каждый строит свою башню, на каждый кубик придумать слово со звуком. III- собери картинку. Ребенку предлагается собрать картинку из кубиков, но кубик он получит только тогда, когда придумает слово.
Автоматизация звука в слове.
Игра «КТО БОЛЬШЕ?»
КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ С ПОСТАВЛЕННЫМ ЗВУКОМ?
«Загадочные картинки»
Цель: Автоматизация звука в словах, формирование правильного грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики.
Нарисуйте ребенку картинку и попросите его назвать и дорисовать картинку:
Сюда можно добавить игры на развитие или закрепление грамматических категорий:
«Один-много»,
«Что пропало»,
«Назови ласково»,
«Сосчитай от 1 до 5» и так далее.
Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
«Слова вокруг нас». Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее.
Игра «В гостях у гномов и великанов». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его, одновременно сначала вставать на носочки, называя предмет и садиться на корточки, образуя уменьшительную его форму: лодка – лодочка, полка —, угол —, лошадь —, лужа — … (для звука «Л»); шар —, кошка —, шкаф —, шарф —, ухо —, карандаш —, шуба —, мешок — … и др. (для звука «Ш»).
Игра «Шагающие слова». Ребенку разрешается делать шаг, тогда, когда он назовет любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
Желаю успехов!