Ирина Пронина
«Поможем жителям страны Математики». Конспект занятия по математике для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закреплять представления о числах и цифрах первого десятка, математических знаках, геометрических фигурах; навыки счёта, сравнения по величине чисел и фигур, деления квадрата на равные части, конструирования на плоскости.
- развивать внимание, память, мышление, речь.
- воспитывать желание оказывать помощь.
Оборудование: магнитная доска, музыкальный центр.
Публикация «„Поможем жителям страны Математики“, Конспект занятия по математике для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал : письмо; цифры, математические знаки и геометрические фигуры на магнитах; таблица «Динозавры»; аудиозаписи «Голоса лесных птиц», «Спасибо от жителей Математики».
Раздаточный материал : разрезные картинки по теме «Насекомые»; карточки с цифрами для упражнений «Чьи это соседи?», «Сравни числа по величине»; математические наборы; изображения гнёзд и яиц птиц; квадраты из цветной бумаги со стороной 14 см, ножницы.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям об адресованном им письме и знакомит их с его содержанием: «Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишут вам жители волшебной страны Математики. С нами случилась беда – злой колдун заколдовал страну, и теперь у нас везде беспорядок. Пожалуйста, верните всё на свои места!». Дошкольники выражают готовность помочь.
«Поставь цифры в ряд»
Воспитатель привлекает внимание детей: «Слышите, кто-то спорит? Это цифры, они перепутали свои места. Помогите им выстроиться в ряд!». Ребёнок по желанию выходит к доске и выкладывает на ней цифры от 1 до 10. Педагог предлагает детям хором назвать цифры в этом ряду в прямой и обратной последовательности. Дети выполняют задание и сообщают, что цифры расставлены правильно.
Воспитатель проводит с детьми игровое упражнение «Угадай цифру». Он предлагает им закрыть глаза, убирает одну цифру из цифрового ряда и задаё т вопрос: «Какой цифры не хватает?». Упражнение повторяют 3 раза.
Педагог обращает внимание дошкольников на разрезные картинки с цифрами, предлагает выложить на столах последовательный цифровой ряд и узнать, что изображено на каждой картинке. Дети выполняют задание в парах, они складывают изображения бабочки, осы и других насекомых.
«Назови соседние цифры»
Воспитатель проводит с дошкольниками игровое упражнение «Назови соседние цифры» : дети при зрительной опоре на цифровой ряд по очереди называют соседей цифр 5, 7, 3, 8, 6, 4. Затем педагог предлагает рассмотреть лежащие на столах карточки с двумя цифрами и проводит с детьми упражнение «Чьи это соседи» : они определяют недостающие в середине карточек цифры, называют их и «возвращают на место», используя для этого математические наборы.
«Помоги математическим знакам»
Воспитатель привлекает внимание детей к математическим знакам на доске : «Они забыли, зачем нужны. Давайте вспомним их названия и значения». Дошкольники называют знаки «больше», «меньше», «равно» и объясняют, как их можно использовать. Педагог проводит с детьми упражнение «Сравни числа по величине» : воспитанники должны с помощью знаков обозначить отношения чисел на карточках.
«Спрячь динозавра»
Воспитатель размещает на доске таблицу, на которой изображения динозавров находятся внутри контуров геометрических фигур. Для актуализации представлений дошкольников об особенностях геометрических фигур он задаё т вопросы: У каких фигур нет углов? Как назвать все фигуры с 4-мя углами? Как назвать фигуру с 5-ю углами? С 6-ю углами? Как называются фигуры на доске, за которыми мы спрячем динозавров? Дети отвечают.
Педагог поясняет, что за травоядными динозаврами охотится сердитый хищный тираннозавр, и проводит с детьми игру «Спрячь динозавра». Несколько дошкольников по желанию выходят к доске и прячут динозавров: они закрывают каждого динозавра геометрической фигурой на магните, которая совпадает с формой описанного вокруг динозавра контура. Остальные следят за правильностью выполнения задания.
«Собери бусы»
Воспитатель сообщает детям, что колдун рассыпал любимые бусы Королевы Математики из геометрических фигур, и предлагает их собрать. Он называет фигуры, дошкольники находят их в математическом наборе и выкладывают перед собой на столах в ряд слева направо.
«Порадуй птиц»
Педагог обращает внимание детей на лежащие на столах изображения птичьих гнё зд и поясняет: «В стране Математике у птиц скоро должны вылупиться птенцы, но колдун выкрал из гнёзд все яйца». Педагог предлагает вернуть яйца птицам. Дети отсчитывают количество яиц, обозначенное расположенной рядом с каждым гнездом цифрой, и кладут их в эти гнёзда. После проверки правильности выполнения задания воспитатель включает аудиозапись, и птицы пением благодарят дошкольников за помощь.
«Помоги насекомым»
Педагог сообщает детям, что в волшебной стране насекомые обычно ходят всей семейкой друг за другом: от самого крупного взрослого до самого маленького малыша, но заколдованные насекомые разбежались и не могут найти друг друга. Воспитатель предлагает подойти к столам, рассмотреть насекомых и собрать их в семейки, а затем разложить друг за другом от самого большого до самого маленького. Дети выполняют задание и по желанию располагают насекомых в ряд на доске.
«Сделай домик»
Педагог проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Дружные ребята», а затем предлагает развеять чары колдуна, разделив на равные части магические квадраты: голубой квадрат - на 2 равных треугольника; розовый квадрат - на 2 равных прямоугольника; жёлтый квадрат - на 4 равных квадрата. Дошкольники складывают цветные квадраты и разрезают их по линиям сгиба. Воспитатель предлагает сравнить величину больших квадратов и получившихся из них фигур, он подводит детей к выводу: целое всегда больше, чем его часть.
Педагог предлагает составить из фигур домики для жителей волшебной страны, и дети выполняют задание. Когда домики готовы, воспитатель включает аудиозапись: жители страны Математики благодарят дошкольников за помощь и сообщают, что злой колдун побеждён, и страна спасена.