Асадчая Татьяна
Понимание творческой активности как качества творческой личности школьника
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество – это деятельность, которая порождает качественно новое и отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество характерно для человека, т. к. всегда предполагает субъекта творческой деятельности и носителя определенных ценностных ориентиров». Отсюда следует, что для творчества необходима энергия, способствующая пробуждению внутренних сил человека и раскрытию творческих и духовных качеств [Бонарь М. А. ].
Публикация «Понимание творческой активности как качества творческой личности школьника» размещена в разделах
В современных словарях понятие «активность» является производным от слова «активный», то есть деятельный, энергичный. Понятие «активность» раскрывается как усиленно действующий, развивающийся. В понятие «активность» вкладывается процесс развития, то есть, если субъект активно действует, значит, он развивается. Активность – способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества, деятельное отношение личности к миру. Активность определяется как способность той или иной системы к самодвижению, саморазвитию, саморегулированию, самореализации [Бонарь М. А. ].
По мнению Бондарь Марины творческая активность – это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, при этом творческая активность проявляется в самых различных видах деятельности. Таким образом, творческая активность есть свойство личности, сложное интегративное образование личности; творческая активность предполагает взаимодействие субъекта и объекта для приобретения адекватной информации об объекте и выработку эмоционально-оценочного отношения к процессу и результату творческой деятельности. Кроме того, значительными возможностями в развитии творческой активности школьников обладает урочная и внеурочная деятельность, которая выступает как средство мотивации развития личности к творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.
Развитие творческой активности школьников определяется созданием ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Творчество школьника – это создание школьником такого продукта, в процессе работы, над которым самостоятельно использовались усвоенные ранее знания, умения, навыки, осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для него подхода к выполнению задачи [Бонарь М. А. ].
Считается, «что проявление творческой активности в младшем школьном возрасте осуществляется через [Кудейко М. В. ] :
деятельностное поведение, личностные новообразования, инициирование самостоятельности, настойчивости (Сурина Л. Б.);
принятие нестандартных решений, рефлексию деятельности, открытие нового;
мотивированность;
стремление к личностному самосовершенствованию (Кухаронак В. Г.);
новизну и значимость для личностного роста (Фишелева А. И.);
самостоятельный выбор содержания, способы и формы его усвоения, накопление собственного опыта творческой деятельности (Савельевой Е. А.);
динамичность, интегративность потребностей, интересов, мотивов, способностей, отношений;
творческое преобразование окружающей действительности (Черных Т. А.)».
Обобщая полученную информацию, можно представить портрет творчески-активного младшего школьника : инициативен, мотивирован, самостоятелен, настойчив, оригинален, критичен, любознателен, заинтересован, обладает опытом (необходимыми знаниями, умениями, навыками, уверен, динамичен, целеустремлен. Составленный портрет является подтверждением предположения о сензитивности и продуктивности младшего школьного возраста в развитии творческой активности.
По мнению В. Б. Огузова, своеобразие развития творческой активности в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, «общими возрастными особенностями, которые являются тем психологическим феноменом, на котором происходит воспитание творческой активности» [Кудейко М. В. ].
Вопросы развития творческой ативности личности нашли свое отражение в работах психологов А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского и др. Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л. С. Выготский, включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально [Алешаева Н. П. ].
Отражает целостность творческой активности и перенос способов и особенностей творческой деятельности из структуры одного направления творчества в структуру другого, проявляющийся, в частности, в «универсальных» творческих способностях (Б. М. Теплов). Ряд ученых (М. А. Данилов, А. В. Петровский, Т. И. Шамова и др., давая оценку понятия «творческая активность» в контексте деятельности, определяют ее как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности. Мы рассматриваем творческую активность как устойчивое интегративное качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы [Алешаева Н. П. ].