Получи документы

Понятие «Жестокое обращение с детьми» в трактовке современных научных исследователей

Алёна Ломкова
Понятие «Жестокое обращение с детьми» в трактовке современных научных исследователей

Феномен жестокого обращения с детьми в семье стал объектом внимания обществоведов относительно недавно.

На сегодняшний день в науке не существует единых оснований для определения понятия «жестокое обращение с детьми», нередко его отождествляют либо заменяют другими (например, насилие над детьми или в отношении детей, злоупотребление родительскими правами, плохое обращение с детьми и др.). В литературе можно встретить целый ряд терминов, обозначающих суть изучаемого нами феномена, но единая терминология, по крайней мере, в отечественной науке по сей день еще не сложилась. В действующем российском законодательстве не содержится четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», хотя его и можно встретить в целом ряде нормативных актов. Чаще всего описываемое нами явление называют либо жестоким обращением с детьми, либо насилием над детьми.

Публикация «Понятие „Жестокое обращение с детьми“ в трактовке современных научных исследователей» размещена в разделах

Первые определения изучаемого нами явления были даны зарубежными авторами и, так или иначе, исходили из физического воздействия, оказываемого на ребенка. В частности, впервые жестокое обращение с детьми было упомянуто в работе американского врача С. Кемпе (с соавторами) при описании так называемого «синдрома избиваемого ребенка».

Синдром избиваемого ребенка — состояние, характеризующееся повторными намеренными действиями, в результате которых ребенку наносится травма, причем вызваны эти действия бывают малейшим или самым обычным проступком ребенка. Лишение пищи и питья — вариант такой травмы.

Понятие «жестокое обращение» шире по объему термина «насилие», поскольку включает в себя все виды деструктивных действий/актов бездействия, совершаемых в отношении детей в семье. И насилие, и жестокое обращение в отношении детей не единичные, случайные поведенческие акты, а регулярные, систематические, постоянно повторяющиеся факты грубого или небрежного обращения с детьми.

Различные взгляды на содержание и соотношение понятий «насилие над детьми в семье» и «жестокое обращение с детьми» можно встретить и в работах социологов. Например, М. Шарипова в диссертационном исследовании, посвященном социологическому анализу насилия в отношении детей, определяет такой вид насилия, как «любое действие (или бездействие) или совокупность действий и любая угроза действием, исходящие от родителей, родственников (лиц, их заменяющих, членов сообщества, другой личности или представителей государства не только в отношении самих детей, но и в отношении значимых для ребенка людей, животных и вещей, вызывающие у детей чувство страха и опасности, причиняющие детям физическое, моральное или психологическое страдание, ущерб их здоровью или развитию».

В рамках философских работ по рассматриваемой нами проблематике под насилием обычно понимается система поведения, направленного на подавление, получение власти одной стороной над другой. Например, Т. Г. Шалимова определила семейное насилие как «систему поведения, которое имеет целью достижение власти и контроля одного члена семьи над другим (другими) посредством унижения и ущемления свободы человека». Следовательно, поскольку иных форм насилия не выделяется, и нет никаких оговорок по исключению каких-либо лиц из числа субъектов семейного насилия, можно сделать вывод, что автор считает синонимами понятия «насилие над детьми в семье» и «жестокое обращение с детьми». Более того, в качестве субъектов насилия (или жестокого обращения) в данном случае могут выступать не только родители или заменяющие их лица, но и другие родственники (бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры и т. п.)

Несколько иные подходы можно обнаружить в работах по психологии. Например, Е. И. Цымбал не только не считает рассматриваемые понятия синонимами, но и характеризует жестокое обращение как частный случай насилия над детьми, отличающийся от других форм насилия тем, что оно совершается родителями или заменяющими их лицами.

Четкое разграничение рассматриваемых понятий можно встретить в работах социолога А. В. Очировой, которая определяет насилие как «нарушение меры применения физической силы или причинение физического вреда», а словосочетание «насилие над детьми» однозначно понимает как одну из форм жестокого обращения в семье. Также А. В. Очирова указывает на важный факт, с которым в контексте нашего исследования нельзя не согласиться, а именно: понятие «жестокое обращение» шире по объему термина «насилие», поскольку включает в себя все виды деструктивных действий/актов бездействия, совершаемых в отношении детей.

Жестокое обращение с детьми можно считать формой девиантного поведения, которому исследователи дают различные объяснения: биологическое, психологическое, социокультурное.

В работах авторов, изучавших проблемы семейного насилия, уделено довольно много внимания анализу тех факторов, которые могут обусловливать возникновение насилия в семьях. В этом плане можно утверждать, что не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи и причины насилия над детьми в семье.

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Фотоотчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста»Фотоотчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста» Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность.

Конспект беседы о правилах пожарной безопасности в средней группе «Осторожное обращение с огнём»Конспект беседы о правилах пожарной безопасности в средней группе «Осторожное обращение с огнём» Цель: закрепить знания правил пожарной безопасности, прививать интерес к работе пожарного. Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной.

Конспект долгосрочного игрового проекта «Клуб исследователей» в группах компенсирующей направленности для детей 5–7 лет (ЗПР) Конспект долгосрочного игрового проекта «Клуб исследователей» в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет (ЗПР) общеразвивающей.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Стихотворение «Обращение к лету» Доброго всем времени суток, уважаемые коллеги! Погода нынешнего мая желает быть лучше. Смотришь телевизор, слушаешь прогноз погоды и удивляешься:.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Занятие объединения «Мир растений» на тему «Понятие о почве, ее состав и плодородие»Занятие объединения «Мир растений» на тему «Понятие о почве, ее состав и плодородие» Цель: сформировать понятие о почве, разнообразии почв. Задачи: • формировать представления об образовании почвы и ее свойствах; • учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие «Жестокое обращение с детьми» в трактовке современных научных исследователей
Опубликовано: 28 апреля 2023 в 12:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД