Получи документы

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой

Лилия Маклакова
Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой

Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать, что успешная адаптация к школьной жизни гораздо важнее, чем читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Публикация «Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой» размещена в разделах

Проблема социальной адаптации чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психологического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками. Ему трудно осмыслить свое новое положение. В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между ДУ и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ. нарушается преемственность учебных программ. учебников. Не научив детей в ДОУ важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых. Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плотность. Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие цели для каждого возрастного периода. Если взрослые способны создать условия. когда ребенок погружен в атмосферу творческой активности, диалога и увлекательных занятий,в таком случае заметные успехи в развитии не заставят себя долго ждать. Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология «П ортфолио». Ребенок растет. развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни. С момента поступления в детский сад вплоть до его окончания, дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Таким образом, деятельность по оформлению и ведению портфолио способствует формированию у ребенка «образа Я». Именно портфолио предоставит педагогам возможность получить всестороннюю информацию о каждом ребенке. Цель портфолио дошкоьника – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов,склонностей, знаний и умений. Портфолио дошкольника помогает решать важные педагогические задачи:

Создать ситуацию переживания успеха.

Поддержать интерес ребенка к определенному виду деятельности.

Поощрять его активность и самостоятельность.

Формировать навыки учебной деятельности.

Укреплять взаимодействие с семьей, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельностью с ДОУ.

Демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей,знаний и умений.

Можно сделать вывод о том, что проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства. Детский сад является фундаментом образования, а школа – само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной работы по преемственности поможет маленькому человеку вступить в «эру восхождения к социальной зрелости.

Отличительные особенности «портфолио школьника» и «портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том, что ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых. Портфолио дошкольника-это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями и воспитателями. В ней он выразил свои интересы и желания. Портфолио дошкольника может нести оценочную функцию-«портфолио как инструмент комплексной диагностики», но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Сходство между «портфолио дошкольника» и «портфолио ученика».

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей. представляя собой одновременно форму,процесс организации и технологию работы. Эта форма непрерывной оценки,способ совершенствования образовательного процесса. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новым материалом.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет любимой «книжкой с картинками» для ребенка и предметом его гордости. Иногда бывает страниц в портфолио недостаточно. Родителям непременно стоит пополнить количество разделов.

Портфолио может иметь несколько видов:

Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно оно больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте-это всегда красочное, яркое зрелище с множеством интересных эффектов.

Портфолио-раскраска.

Портфолио в виде папки.

Условия достижения цели при создании портфолио :

1. Это добровольность.

2. Необходимо четко понимать цель создания портфолио.

3. Количество разделов и рубрик.

4. Удобство хранения.

5. Систематичность в сборе информации.

Проблема: Не все родители готовы стать союзником в этом непростом деле, что вызвано недостаточным информированием, в некоторых случаях даже отсутствием каких –либо представлений о работе с портфолио.

Гипотеза: Если организовать работу с родителями о целесообразности ведения портфолио своего ребенка, сформировать мотивационную основу для сотрудничества родителей и педагогов о том, что к поступлению в школу у ребенка уже будет накоплен свой «багаж» достижений, то все это позволит создать механизм эффективного сотрудничества ДОУ и родителей, способствующий повышению родительской культуры, заинтересованности в результатах развития ребенка.

Участники проекта: дошкольники, педагоги, родители.

Проект долгосрочный.

Цель: создание портфолио дошкольника.

Задачи:

1. Определить форму и содержание портфолио.

2. Привлечь родителей к активному взаимодействию по оформлению портфолио.

3. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель»

4. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.

Методы реализации проекта:

1 этап-подготовительный

Определение графика работы, степени вовлеченности в проект.

Информирование о проекте.

2 этап-основной

Разработка комплексных мероприятий.

Диагностика развития детей в ДОУ.

Анкетирование родителей.

Проведение тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества.

Проведение родительских собраний по решению актуальных проблем.

Проведение совместных праздников и развлечений.

3 этап- заключительный.

Обобщение опыта.

Оформление документации.

Презентация портфолио дошкольника.

Результат:

Повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей.

Создание портфолио дошкольника.

Выставка-презентация.

Перспективы реализации проекта:

Привлечение к работе в проекте педагогов школы.

Система работы по внедрению проекта:

Работа с педагогами:

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом.

2. Разработка структуры портфолио.

3. Оформление образца портфолио.

4. Презентация портфолио.

5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио дошкольника.

Работа с детьми:

1. Рассматривание образца портфолио.

2. Индивидуальные беседы с детьми.

Взаимодействие с родителями:

1. Индивидуальная работа по ознакомлению с портфолио.

2. Консультации в помощь родителям.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Инновационная дидактическая игра дошкольника» .

Отчет организации работы по преемственности между детским садом и школой .

Перспективный план по реализации преемственности между детским садом и школой Перспективный план по реализации преемственности в работе между МБДОУ ЦРР детский сад № 16 с. Новостройка и МОБУ СОШ №17 с. Новостройка на.

План преемственности между младшей и старшей группамиПлан преемственности между младшей и старшей группами старшая группа №2 воспитатель Чуркина Л. В. и младшая группа №2 воспитатель Дубинина В. П. сентябрь 1. Помощь в организация предметно-развивающей.

План работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой План работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой Блок работа с воспитанниками № п/п Содержание, тематика Сроки Ответственные.

План работы по преемственности со школой Цель: подготовить детей к обучению в школе. Уметь преодолеть чувство страха и застенчивости. Входить в контакт с учителем, учениками..

План развития преемственности со школой ПЛАН РАБОТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МБДОУ центр развития ребёнка – детский сад №458 и МБОУ СОШ №91 с углублённым изучением отдельных.

Проект социального партнерства «В гости к Лучикам» между детским садом и школой Во второй младшей группе детского образовательного учреждения, где возраст воспитанников 3-4 года, в этом году мы начали реализовывать проект.

Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти старших дошкольников в контексте преемственности со школой ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО.

Эффективные педагогические технологии в ДОУ: «Технология портфолио дошкольника» (СЛАЙД 1) Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой
Опубликовано: 22 ноября 2015 в 12:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД