Папки-передвижки

Постановка и начальный этап автоматизации звука [р’]

тамара папст
Постановка и начальный этап автоматизации звука [р’]

Постановка и начальный этап автоматизации звука [р’] :

Звук [р’] отличается от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым перемещением передней части языка от альвеол до верхних зубов.

Автоматизация мягких пар согласных, как правило, не представляет сложности

для детей с различными видами нарушений произносительной стороны речи. Иная ситуация возникает при автоматизации звука [р’]. Случаи, когда мягкий вариант этого сонора соответствует нормативному произношению, у детей с тяжелым нарушением речи чрезвычайно редки. Трудности, которые возникают при переходе от артикуляции твердого согласного к мягкому, возникают у детей с алалией и дизартрией достаточно часто.

Публикация «Постановка и начальный этап автоматизации звука [р’]» размещена в разделах

Так как звук [р’] отличается более передней артикуляцией и поднятием спинки

языка, то произнесение слогов и слов с последующим гласным звуком [и] в ударной позиции в наибольшей степени способствуют выработке нужного артикуляционного уклада. Но есть еще одно существенное различие в произнесении мягкого и твердого вариантов этого согласного. При произнесении звука [р’] сама вибрация отличается по

силе и длительности. Она должна быть короче и слабее.

Затормозить вибрацию помогает утрированно длительное произнесение звука [и], обеспечивающего мягкость согласного. Поэтому особенно тщательно отрабатываются слова со слогом ри в ударной позиции.

При дизартрии нередко встречаются боковые варианты искажения [р’] при велярном дефекте твердого вибранта. Они сохраняются и после нормализации произношения звука [р]. В таких случаях приходят на

помощь упражнения, направленные на синтез слогов из отдельных звуков. Мы опираемся на твердый, неискаженный вариант согласного, при произнесении которого не происходит утечки воздуха в один из боковых краев языка или с обеих сторон: р — и, р — и, ри; р — е, р — е, ре; р — ю, р — ю, рю; р — ё, р ё, рё.

Стечение согласных в начале слога также благоприятствует формированию навыков правильного произнесения мягкого вибранта. В процессе отработки стечений согласных в начале слов ребенок упражняется

в образовании приставочных глаголов (приду, прибегу, приеду) иродственных слов (гриб, грибной, грибник, грибница). Работа по автоматизации звука может быть связана и с формированием навыков словоизменения. С целью отработки мягкого вибранта в конце слова мы побуждаем детей

изменять форму множественного числа существительных в именительном падеже, преобразуя ее в форму единственного числа (фонари — фонарь, сухари-сухарь, пузыри — пузырь, буквари — букварь, пескари — пескарь, снегири — снегирь). На том этапе, когда отрабатывается произнесение звука [р’] в сочетании с е после мягкого согласного в закрытом слоге, можно предложить форму родительного падежа множественного числа (много фонарей, сухарей, пескарей, снегирей, букварей).

Отработка слога рю успешно осуществляется при построении фраз с личным местоимением и глаголами первого лица настоящего и будущего времени. Я варю, дарю, го-во-рю. Я по-да-рю, за-ва-рю, не со-рю.

Публикации по теме:

Занятие по автоматизации изолированного звука [л] Тема: Звук [л].Цель:автоматизировать изолированный звук [л].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р]Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р] Работая с детьми, каждый раз приходится искать новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности. Постановка звука - это.

Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш]Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш] Игра на автоматизацию звука [Ш] вначале и в середине словаКоррекционно-образовательную работу с детьми я стараюсь строить с учетом индивидуальных,.

Игра «Память» для автоматизации звука [Л]Игра «Память» для автоматизации звука [Л] Здравствуйте, коллеги! В этой публикации я делюсь с вами игрой "Память". Хочу показать, как эту игру я применяю на своих логопедических.

Игрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звукаИгрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звука Все, кто работает с детьми над исправлением звукопроизношения, знают насколько тяжело происходит процесс автоматизации поставленного звука.

Конспект «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш]» Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш. Составила: учитель – логопед Катина Светлана Викторовна Цель: формирование правильного произношения.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект ОД по развитию речи «Постановка и автоматизация звука [Ш]» Конспект ОД по развитию речи "Постановка и автоматизация звука "Ш" " Тема: «Постановка и автоматизация звука [Ш]».Цель: Создание условий.

Логопедическая игра «Что (кто) в траве?» для автоматизации звука [Р]Логопедическая игра «Что (кто) в траве?» для автоматизации звука [Р] Предлагаю вашему вниманию игру, основной целью которой является автоматизация звука [Р] в словах с сочетаниями «тр» и «др». Очень часто.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Постановка и начальный этап автоматизации звука [р’]
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 11:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД