МААМ-картинки

Повышение культуры владения русским языком старших дошкольников посредством проведения игр и упражнений по развитию речи

Вяхирева Анна Михайловна
Повышение культуры владения русским языком старших дошкольников посредством проведения игр и упражнений по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Уважаемые педагоги, в представленном материале изложены серии консультаций для родителей старших дошкольников по теме «Повышение культуры владения русским языком детей старшего дошкольного возраста через проведение игр и упражнений по развитию речи в домашних условиях в формате современного образовательного процесса». В конкурсной работе представлены примеры практики дистанционного взаимодействия с родителями и обучающимися в формате онлайн - детский сад из серии «Педагог – родителям – родители – детям».

Публикация «Повышение культуры владения русским языком старших дошкольников посредством проведения игр и упражнений по развитию речи» размещена в разделах

Консультации были разработаны с учетом восприятия и работы с информацией современными родителями. Для современного родителя, работающего в режиме «нон-стоп», редко посещающего родительские собрания и, в большинстве своем, не уделяющего должного внимания информации, размещенной на стендах в детском саду, а также находящимся в условиях самоизоляции и не имеющих возможность посещать детский сад, мы разработали так знакомые современным родителям, понятные для них и удобные в использовании ЧЕК-ЛИСТЫ (check list - перечень пошаговых последовательных действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе).

Взаимодействие с детьми через родителей (в представленном формате) предполагает ежедневную образовательную деятельность по развитию речи старших дошкольников. Данная разработка создавалась на платформе Google Диск, для того, чтобы каждый родитель мог пользоваться материалами в формате онлайн-детсад на своем мобильном устройстве. Родители получают ссылку на пояснительную записку, чек-листы, через которые свободно осуществляют все этапы, прописанные в разработке. То есть, на Google Диск были загружены разработанные материалы для комплексной работы с детьми дома, с вставленными ссылками на литературу, видео- и фотоматериалы, инструкциями и полезной информацией для родителей и открывается совместный доступ (*просматривать могут все, у кого есть ссылка).

Актуальность: Использование увлекательной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.

В старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием. С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом, что является важным и актуальным в подготовке дошкольников к школьному обучению.

Цели: Повышение культуры владения русским языком через словесные игры, развивающие у детей речь и мышление, фантазию и воображение, не требующие никакой специальный реквизит.

Речевые задачи: Воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи; обучение детей анализу заданий, выстраиванию логические цепочки ответов и умению делать выводы, причём, в отличие от средней группы, практически без помощи взрослого.

Содержание предварительной работы: В подготовительной к школе группе детского сада мы выбрали такой подход для реализации успешного развития речи детей, их коммуникативных умений, как «групповой сбор». Такая форма работы не является новой и внедрялась уже давно в педагогической деятельности. Например, в методике Марии Монтессори. Новизна данного подхода заключается в том, что мы, как педагоги, инициаторы таких «сборов», составляем свои собственный план, структуру, способы реализации такой формы деятельности, отталкиваясь от «запросов» детей, их возможностей, способностей, необходимой «коррекции» областей развития дошкольников.

Групповой сбор, как форма работы с детьми, заинтересовал нас с точки зрения развития речи детей. В нашей группе ДОУ такой «сбор» носит совместный характер взрослых и детей, основанный на равноправном участии тех и других. Такую совместную работу мы начинаем с проведения утреннего группового обсуждения, которое в дальнейшем назвали «Наше информативное утро», где мы планируем с детьми тематические проекты (тема недели) и задачи на текущий день, события. А также обсуждаем события, явления, новости, которые происходили вне детского сада с детьми. Такая организация утреннего образовательного момента, на наш взгляд, является недостающей формой работы в современном дошкольном образовании и предназначена для того, чтобы в рамках «утренних» обсуждений и планирования с детьми в специально созданных ситуациях естественного общения с воспитателем и детей друг с другом, обеспечивать познавательное развитие детей. Вследствие чего у последних формируются навыки диалога, ораторского искусства, развивается грамотная речь.

Дети учатся в таких утренних групповых объединениях («Наше информативное утро») озвучивать свои идеи, формулируя их в четкое, лаконичное изъяснение. В этом нам помогают систематические короткие речевые игры, упражнения, которые мы закрепляем с детьми «через родителей» в формате онлайн-детсад, с разработанными чек-листами на каждый день. В таких коротеньких речевых играх тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи. При условии, что такая работа проводится в системе, она дает свои результаты. Но эффект будет не сразу, это большая работа, которая со временем приносит свои плоды в виде грамотной, правильной, богатой речи детей.

Место проведение : В домашних условиях через интернет-ресурсы (родительско-детское взаимодействие с педагогом).

Используемые пособия и материалы:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2- е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977

3. Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/ Авт-сост. М. А. Пазюкова. - Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011. – 198 с.

4. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. - М. : Просвещение, 2000

Адреса гиперссылок:

Пояснительная записка к чек-листам для родителей

Ссылка на "День 1".

Ссылка на "День 2".

Ссылка на "День 3".

Ссылка на "День 4".

Ссылка на "День 5".

Ссылка на "День 6".

Ссылка на "День 7".

Содержание деятельности с детьми

п / н Чек-лист по теме Название игры,

упражнения Цели

1. День 1* «Обними словами» Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

2. День 2 «Скажи, какое» Называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

3. День 3 «Найди точное слово»

Учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

4. День 4 «Найди другое слово»

Точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

5. День 5 «Составь описание»

Учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

6. День 6 «Придумай рассказ» Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

7. День 7 «Скажи точнее»

Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

*В таблице перечислена только небольшая часть игр и упражнений из серии «Педагог – родителям – родители – детям», направленных на повышение культуры владения русским языком детей старшего дошкольного возраста.

*Пример одного дня

ЧЕК - ЛИСТ ПО ТЕМЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

(В ФОРМАТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА)

«ОНЛАЙН-ДЕТСАД № 36. г. ИРКУТСКА»

ДЕНЬ 1

Дорогой друг!

Сегодня ты поиграешь дома с мамой и папой, а, может быть, с бабушкой или дедушкой в увлекательную игру. Для этого тебе понадобится только хорошее настроение.

Игра называется «Обними словами»

Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

Уважаемые родители, после такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение ( есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее, а затем распространённое предложение с второстепенными членами*.

* Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно.

Пример:

Собака;

Собака бежит;

Черная собака бежит;

Черная с белыми ушками собака бежит;

Черная с белыми ушками собака бежит по улице;

Черная с белыми ушками собака бежит по заснеженной улице.

Ты отлично справился (ась!

Давай посмотрим с тобой видео, и повторим легкие артикуляционные упражнения. Они помогут тебе говорить красиво, грамотно и четко.

Видео-ссылка на упражнения :

Вкусная артикуляционная гимнастика для дошкольников

Не забудь после «вкусной артикуляционной гимнастики» хорошо почистить свои зубки!

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы»Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы» «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы». Воспитатель:.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Альбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНРАльбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНР Идея создать что-то необычное созрела давно, но как это воплотить? Многолетний опыт работы с детьми, как школьного, так и дошкольного возраста,.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Физическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухеФизическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухе Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольниковИгра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие во владения Снежной Королевы» для подготовительной к школе группы Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие во владения Снежной Королевы" Для подготовительной к школе группы Конспект разработан.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение культуры владения русским языком старших дошкольников посредством проведения игр и упражнений по развитию речи
Опубликовано: 19 февраля 2023 в 14:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение культуры владения русским языком старших дошкольников посредством проведения игр и упражнений по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Вяхирева Анна Михайловна (УИ 1741109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД