МААМ-картинки

Повышение уровня профессиональной компетентности учителя, как условие повышения качества образования

Шмакова Наталья
Повышение уровня профессиональной компетентности учителя, как условие повышения качества образования

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать вам, главное – здоровья, здоровья и еще раз здоровья, ведь сил и физических, и моральных, и интеллектуальных для реализации поставленных перед нами, учителями, задач требуется с каждым годом все больше и больше!

Мне часто вспоминаются слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Но мы сами наметили свою жизненную «космическую» траекторию, выбрав самую благородную, самую необходимую профессию, ведь все профессии, говорят, от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Публикация «Повышение уровня профессиональной компетентности учителя, как условие повышения качества образования» размещена в разделах

Безусловно, сам учитель должен быть цельной натурой: творческой, неординарной, целеустремленной, пылкой, неравнодушной. Требований к педагогической деятельности становится все больше и больше, а значит нам, учителям, необходимо постоянно повышать свой уровень подготовки, так как от этого напрямую зависит совершенствование качества обучения и воспитания в школе.

Именно поэтому вопросам развития сферы образования, повышения квалификации педагогов уделяется большое внимание. Все мы знаем, что в 2018 году Президент утвердил национальный проект «Образование». Планируется, что его реализация охватит период с 2019 по 2024 года. В нем указывается необходимость обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования : обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. Ульяновская область приступила к реализации 7 федеральных программ проекта «Образование», одним из которых является «Учитель будущего».

В соответствии с этим проектом, не менее половины учителей должны пройти переподготовку в ходе проекта «Учитель будущего». Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть не вертикальную: учитель – завуч - директор, а горизонтальную. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник. Проект «Учитель будущего» отмечается как ключевой, так как в его основе лежат повышение профессионального уровня педагогов, расширение форм и возможностей для их самореализации, разработка новых форматов карьерного роста, отражающих их профессиональные успехи.

Вице-премьер Правительства РФ Татьяна Алексеевна Голикова отметила, что «Сейчас, как правило, повышение квалификации сводится к получению формального подтверждения о прослушивании курса, - заявила Голикова. - Предлагается создать центры непрерывного профессионального мастерства, которые будут обеспечивать повышение квалификации в постоянном режиме. К 2024 году планируется создать 255 таких центров. Мы хотим уйти от документов, «корочек» и прийти к независимой и добровольной системе оценки квалификации педагогов».

В рамках реализации данного проекта в Ульяновской области идет обсуждение проекта закона Ульяновской области «О статусе педагогических работников Ульяновской области», который также нацелен на повышение компетенции педагогов. Закрепление в законопроекте дополнительных статусов необходимо для обеспечения национальной системы учительского роста. Например, в образовательных организациях необходимо официальное закрепление статусов «педагог-методист», «педагог-наставник», «педагог-исследователь». Это позволит обеспечить педагогическим работникам карьерный рост в рамках профессии, и дифференцировать трудовые функции. Для повышения престижа выполняемой работы и выделения педагогических работников, получивших статус «педагог-наставник», «педагог-методист», «педагог-исследователь» в профессиональной среде, педагогическим работникам, имеющим статус, будут вручаться нагрудные знаки, а также производиться денежные выплаты в размере и порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области.

Каковы же основные мероприятия проекта: (см. слайд)

• Сеть центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования; комплексное повышение компетенций управленческих команд ОО.

• Сеть аккредитационных центров профессионального мастерства системы образования наряду с существующей системой аттестации педагогических кадров.

• Новая модель аттестации на основе единых оценочных требований и стандартов.

• Аттестация руководителей ОО и педагогов-психологов.

• Традиционные и новые конкурсы профессионального мастерства педагогов и специалистов системы общего образования.

• Продвижение Сетевых сообществ педагогов.

Комплекс мер по популяризации профессии учителя, в т. ч. меры поддержки молодых учителей, работающих в сельской местности и школах с низкими образовательными результатами.

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых пунктах.

1. Создание центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования.

В первую очередь проект предполагает создать федеральную сеть Центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования с выстроенной системой управления, подготовки кадров, взаимодействия и сопровождения.

2. Введение новых должностей в карьере учителя

В школах появятся новые должности - "старший учитель", "ведущий учитель". Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали.

Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством.

3. Аттестация. В ней планируется несколько элементов: ЕФОМ, Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, Педагогический кейс, отзывы.

Члены комиссии будут оценивать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные навыки.

Этапы перехода на единую модель аттестации педагогов.

1. Первое полугодие 2020года : итоговая апробация новой модели аттестации педагогов, а также комплексное исследование квалификации педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным навыкам с учётом проблемы дефицита специалистов по всей стране.

2. 2023 год: переход на единую модель аттестации педагогов.

3. 2024 год: в каждом регионе страны появятся центры независимой оценки квалификации педагогов, где можно будет оценить свои компетенции и получить сформированную индивидуальную образовательную траекторию непрерывного повышения квалификации.

– У каждого учителя появится возможность самостоятельно оценить себя в независимом центре оценки качества. Педагог сможет получить рекомендации и скорректировать тот или иной пробел в своей деятельности. И, что самое главное, всё это должно быть направлено на непрерывный рост повышения квалификации, непрерывное образование, – сказала Министр.

О. Ю. Васильева отметила, что параллельно с центрами независимой оценки квалификации педагогов ведомство создаст центры непрерывного профессионального мастерства. На базе таких центров станет возможным, в том числе и по индивидуальной образовательной траектории, повысить уровень профессионального мастерства с использованием ресурсов современных технологических образовательных площадок, а также посредством онлайн-образования.

Наша школа также начала реализацию данных инициатив. На педагогическом совете, ШМО будут детально рассмотрены изменения и новации проектов, в план школы внесены мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей.

Все это способствует повышению компетенции педагогов, что, в свою очередь, является условием повышения качества образования в школе.

Главное здесь: создать благоприятные условия для повышения квалификации и профессиональной компетенции педагогических работников.

Хочется отметить, что в нашей школе методической работе всегда уделяется большое внимание. Благодаря системной работе администрации, методической службы прослеживается заметная динамика в росте квалификации учителей.

Немного статистики по нашей школе.

(см. презентацию) Состав и квалификация педагогических кадров МОУ Цильнинской СШ:

Общее количество педагогов: 55, средний возраст по школе – 50 лет.

Наряду с этим увеличилось количество педагогов пенсионного возраста (17 учителей- 31%).

Параметры Всего Процент

к общему числу педагогических работников

Имеют стаж работы

1-5 4 7%

5- 10 лет 1 2%

10-20 10 18%

Свыше 20лет 41 77%

Комментарий к слайду:

Хочется отметить, что в нашей школе есть педагоги, которые отдали своей работе практически всю свою жизнь – это Власова О. М. (60 лет педагогического стажа, Лянкин В. Н. – 51 год, Чуносова Т. П. – 40 лет.

Есть и молодые специалисты, но, в основном, стаж работы педагогов от 20 до 40 лет.

Деятельность администрации в направлении омоложения кадрового потенциала гармонично сочетается с тенденцией сохранения в составе педагогического коллектива зрелых педагогов, обладающих готовностью к передаче профессионального опыта молодым педагогам. Педагогический коллектив школы отличает стремление к трансляции передового методического опыта. В школе организована наставническая работа по повышению качества работы молодых специалистов школа «Молодой учитель».

Имеют образование :

- высшее педагогическое образование

51

93%

-высшее непедагогическое 1 2%

- среднее профессиональное образование 4 7%

Комментарий к слайду:

В школе 95% педагогов имеют высшее образование

Имеют квалификационные категории:

- высшую

23

42%

- первую 20 36%

- СЗД 10 18%

- без категории по стажу работы по ЕТС 2 4%

Комментарий к слайду:

Практически половина педагогов (42%) имеют высшую квалификацию,

36% - первую, что говорит о высоком профессиональном уровне педагогов школы.

Только в 2018- 2019 учебном году свою категорию повысили 5 учителей.

Это творчески работающие учителя, владеющие современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяющие их в практической профессиональной деятельности.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Каковы же условия профессионального роста на сегодняшний день?

Знания можно получать разными способами. Педагогам школы предлагается большой спектр услуг повышения квалификации.

Существуют следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов:

1. Всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов. Каждый педагог раз в три года проходит такие курсы, квалификационную категорию раз в пять лет. Курсовая подготовка осуществлялась в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования и годовым планом школы. В школе отработан и выполняется алгоритм отслеживания курсовой подготовки педагогических работников, а также их работа по определенным послекурсовым заданиям. Все педагоги вовремя прошли курсовую подготовку по всем предметам. Так 2018- 2019 учебном году 10 педагогов повысили свою квалификацию. Таким образом план повышения квалификации выполняется на 100%. Необходимо отметить, что наряду с традиционной (очной) формой курсовой подготовки учителя участвуют в реализации других форм повышения квалификации педагогических работников, например, дистанционной. Педагоги проходят курсовую подготовку и по предметам, и по внеурочной деятельности, например в 2019 году учитель истории прошла курсовую подготовку по финансовой грамотности.

Наши учителя проходят курсовую подготовку на базе УлГПУ, других образовательных учреждений города Ульяновска, Татарстана. Также наши педагоги участвовали в работе Летних школ для учителей и педагогов в МГУ имени М. В. Ломоносова. Также мы приняли участие во Всероссийском тестировании педагогов на сайте «Единый урок. РФ», где показали хорошие результаты. В апреле – мае 2019 года учителя, которые являются организаторами ЕГЭ, проходят дистанционные курсы подготовки с последующим получением сертификатов.

2. В школе в соответствии с планом работы школы проводятся заседания педагогического совета, совещания при директоре, где происходит знакомство педагогического состава с нормативными документами, новыми педагогическими и методическими новинками, обобщение результатов деятельности коллектива с последующим анализом деятельности.

(см. слайд «тематика педагогических советов)

3. Проведение методических объединений педагогов, где решаются проблемы, возникающие в области образования и воспитания. В школе действуют 6 ШМО:

- учителей начальных классов,

- учителей физико- математического цикла,

- учителей гуманитарного цикла,

- учителей естественного цикла,

- учителей ИЗО, музыки ОБЖ и физической культуры

- классных руководителей.

Работа каждого объединения тщательно планируется в начале года. Здесь происходит детальное рассмотрение конкретных педагогических, методических вопросов, результатов обучения и воспитания с целью выявления проблемных зон и поиска путей их решения. Большое внимание уделяется совершенствованию работы учителей по подготовке к ГИА, ВПР.

4. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Каждый учитель старается строить свои уроки в соответствии с передовыми пед. технологиями, такими как системно- деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, информационные технологии и др.

5. Различные формы педагогической поддержки. В школе работает методический совет, в состав которого входят опытные учителя. Они оказывают методическую помощь в планировании, подготовке и проведении уроков, подготовке к аттестации работников школы. Также действет школа наставничества.

6. Различные смотры - конкурсы разного уровня. Наши учителя успешно участвуют в различных конкурсах. Так, например, Захарова Л. А. стала лауреатом регионального конкурса «Самый классный класс», Ахметшина Л. Ж. – призером муниципального конкурса «Самый классный классный» и др. Практически все учителя систематически участвуют в различных дистанционных конкурсах, где добиваются хороших результатов.

7. Посещение семинаров, конференций, вебинаров. Учителя школы систематически являются участниками мероприятий муниципального, регионального и всероссийского значения. Многие педагоги имею сертификаты по проведению методических мостов, семинаров- практикумов ОГБОУ ДПО Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, факультета образовательных технологий и непрерывного образования УлГПУ.

8. Взаимопосещение занятий (образовательно-развивающих ситуаций).

9. В школе также практикуется проведение открытых уроков как на школьном, так и на муниципальном уровнях. Необходимо отметить, что в связи с переходом на новый порядок аттестации, о которой говорилось выше, открытые уроки являются хорошей подготовкой к ней. Здесь мы видим необходимость активизировать данную работу по взаимодействию с другими школами района: проведение совместных семинаров, открытых мероприятий, мастер- классов и т. п.

10. Обобщение педагогического опыта, помещение своих разработок на сайтах в Интернете и на сайте нашей школы. Большинство учителей школы имеют свои сайты, где публикуют свои методические разработки.

11. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Каждый учитель работает над своей темой образования, делясь своим опытом и наработками с другими педагогами, например, на ШМО. Это возможность получения квалифицированной помощи от опытных коллег, от обмена опытом между педагогами.

Правильно организованная деятельность по повышению квалификации и компетенций педагогов дает свои положительные результаты:

- повышается качество обучения в школе;

- улучшаются результаты ГИА и ВПР;

- повышается результативность участия наших школьников в олимпиадах, конкурсах, например, в 2019 году команда наших 10-классников заняла третье место в региональном конкурсе «Во всех науках мы сильны».

Закончить свое выступление мне хочется словами К. Д. Ушинского: «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Мир не стоит на месте, и педагогика подвержена обновлениям и «перегрузкам»». Эти слова сегодня актуальны как никогда.

Хочется еще раз пожелать педагогам успехов и всего самого доброго!

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение уровня профессиональной компетентности учителя, как условие повышения качества образования
Опубликовано: 15 октября 2020 в 07:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД