МААМ-картинки

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»

Ольга Рытова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Образовательная:

- область «Познание» : уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах

- область «Коммуникация» : создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, газ);

- область «Художественное творчество» : вызывать интерес к рисованию, желание рисовать самостоятельно, учить воспринимать изображения как отражение реальных предметов;

- область «Здоровье» : формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности. Вызвать желание детей помочь Галчонку.

Предварительная работа:

Беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского.

Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; игрушки, баночки; два подноса; таз с водой; шарики ваты; воздушные шары по количеству детей; небольшие камни по количеству детей; дудочки, чистые листы бумаги, фломастеры.

Ход непосредственной образовательной деятельности :

Организационный момент.

А для начала я предлагаю вам стать в круг

«Дружно за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся!

Вы готовы начинать? (Да)

Можно дальше продолжать? (Да)

- Сегодня я шла в детский сад и думала: какую интересную игру приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то откроется, то закроется. Подошла поближе, никого нет. А калитка все равно – то откроется, то закроется…

- Кто же ее открывал? (ветер)

-А какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый)

- А мы можем сами сделать ветер? (Да)

- А как? (подуть)

-Ребята, хотите поиграть с ватным шариком? (Да)

- Если мы сильно дуем, что происходит с шариком? (он улетает)

- А как надо подуть, чтобы шарик не улетел? (слабо подуть)

- Так какой бывает ветер? (ветер бывает слабым и сильным)

- Ребята что такое ветер? (это движение воздуха)

-А где есть воздух? (везде)

- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)

- А можно жить без воздуха? Почему?

- А давайте проверим. Вздохните побольше воздуха и задержите дыхание. Достаточно.

- Какое было желание? (ответы детей)

- Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Значит, воздух есть везде, и жизнь без него невозможна.

Сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите узнать от кого? (Да)

- Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Галчонок. Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я, никогда не видел воздух. А вы ребята? Помогите мне узнать все про воздух».

- Поможем Галчонку?

- Тогда, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые.

- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (твердый)

Камень это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (нет)

- Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А что умеет делать вода? (ответы детей) Так что же такое вода? (ответы детей) Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость. Но как же тогда его обнаружить? Продолжим наши исследования.

- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей)

- А хотите увидеть воздух? (Да)

Опыт № 1

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)

Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт № 2

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

- Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей)

Летом на речке люди используют этот «запертый» воздух. Это надувные матрасы, жилетки, круги для плавания.

Игра «Где спрятался воздух

- Ребята, помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух?

Дети поочередно достают из мешочка игрушки и раскладывают их на два подноса. - Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду! (подводится итог игры)

Опыт № 3 (воздух можно услышать)

Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (внутри шариков)

Спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)

Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим? (Звук)

Правильно, мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Физминутка.

Прежде чем мы с вами будем выполнять следующее задание, нам надо размяться: (выполняются движения по тексту)

«Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше».

- Ребята, а как воздух помогает людям? Как используют его свойства? (фен, вентилятор, воздушный шар, колеса машин, парусные корабли)

(Беседа по картинам)

Вот как много мы с вами сделали открытий, давайте еще раз вспомним, что мы узнали про воздух, для того что бы я смогла написать ответ Галчонку на его письмо:

- воздух бесцветный, мы его не видим;

- без воздуха ничто живое не может жить;

- чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

- воздух легче воды;

- ветер – это движение воздуха.

Ребята, хотите сделать приятное Галчонку? (Да) Давайте нарисуем ему в подарок разноцветные воздушные шарики. Он будет очень рад получить от нас подарок. (Дети рисуют воздушные шары)

Какие у вас получились красивые шарики! Вместе с письмом ваши подарки сегодня я отправлю Галчонку, он будет очень рад. А нам пора одеваться и идти на улицу дышать свежим воздухом.

Публикации по теме:

Коллекционирование как одна из форм развития познавательной активности ребёнка. Проект «Путешествие в музей» Уважаемые коллеги! Наша группа (вторая младшая, возраст 3-4 года) участвовала в проекте «Путешествие в музей». Тема, которую мы представляли.

Многофункциональная игра по ФЭМП «Помоги лягушонку найти дорогу домой» Цель:Формирование элементарных математических представлений через игру, привлечь внимание деией к выполнению игровых заданий. Учить называть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
Опубликовано: 12 сентября 2013 в 21:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Рытова (УИ 128403) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД