Щепетнова Ксения
Познавательно-исследовательская игровая образовательная деятельность «Микробы вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления детей о микроорганизмах, их вреде для здоровья человека.
Задачи:
-дать детям простейшее понятие о вредных (болезнетворных) микроорганизмах-микробах (бактериях); познакомить детей с микроскопом; с простыми способами борьбы с вредными микробами;
-развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, любознательность, коммуникативно-речевые способности.
- воспитывать культурно - гигиенические навыки, отзывчивость, доброжелательность друг к другу.
Публикация «Познавательно-исследовательская игровая образовательная деятельность „Микробы вокруг нас“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
-активизировать словарь детей словами: микроскоп, микробы, плесень, бактерии.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возраст воспитанников: 4- 6 лет
Форма проведения: занятие-эксперимент
Тип: познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Развивающая среда: компьютер, микроскоп, дидактические игры, пульверизатор, наглядно-иллюстративный материал.
Ход
Организационный момент.
Дети собираются вокруг воспитателя под песню «Ужасно интересно» из мультфильма из "38 попугаев". Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.
Воспитатель: Ребята! Какое у вас настроение?
Дети: Хорошее, плохое.
Воспитатель: у меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу («Передай улыбку по кругу» педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.)
Воспитатель: я очень рада видеть вас здоровыми, весёлыми!
Беседа с детьми
Воспитатель: ребята, скажите, сегодня все дети из нашей группы пришли в детский сад?
Дети: называют товарищей, которые не пришли в детский сад
Воспитатель: Вы знаете, почему их нет?
Дети: наверное болеют.
Воспитатель: к сожалению, болеют и взрослые и дети. Сегодня мы поговорим с вами о том, почему люди болеют. Как вы думаете, почему люди болеют?
А вы не заметили в группе появился кто-то новый? А что это с ним?
Дети: он грязный. Наверное болеет.
Предлагаю поиграть в игру «Определи слова». Я называю слово, если оно связано с болезнью, дети приседают, если со здоровьем – подпрыгивают. (усталость, счастье, кашель, смех, улыбка, насморк, слабость, радость, микроб)
Последнее названное слово- «Микроб».
Воспитатель: хотите разобраться с вопросом о микробе?
Дети: Да.
Воспитатель: как вы думаете, кто это? Вы когда-нибудь его видели?
Дети: Незнаем. Нет.
Воспитатель: что бы узнать о микробах мы должны вначале их увидеть. С помощью чего это можно сделать?
Воспитатель показывает микроскоп. Микроскоп - это очень сложный прибор, через который можно увидеть микробов и бактерий, ведь они очень маленькие существа.
«Микроб-это очень опасный злодей,
Не жалко ему ни зверей, ни людей.
Всех страшных болезней причина- микроб,
А разглядишь его лишь в микроскоп».
К сожалению, в наш микроскоп невозможно увидеть микробы, но если взять более мощный микроскоп, который есть у ученых, то в капле воды из лужи и реки можно рассмотреть множество шариков, спиралек, палочек. Это микробы. Хотите посмотреть как они выглядят? (демонстрация картинок с микробами)
Воспитатель : так почему же люди болеют?
Дети: едят сосульки?
Познавательный рассказ.
-Люди давно знали о существовании разных болезней. Иногда они заболевали, заражаясь друг от друга, а иногда просто потому, что ели немытые овощи и фрукты. Порой болезнь поражала жителей целого города. Но никто не мог сказать, в чем ее причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от нее защититься. Так происходило до тех пор, пока ученые не изобрели микроскоп. И тогда врачи увидели тех невидимых отравителей, которые поселяются в организме человека.
Несмотря на крошечные размеры, микробы-существа могущественные. Стоит им только пробраться в организм человека, они начинают там разбойничать и размножаться. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, влаги и они чувствуют себя очень хорошо. А человеку становится плохо, он заболевает- чихает, кашляет, у него повышается температура. Таким образом, организм человека объявляет войну микробам.
Бактерии и микробы живут повсюду : в почве, в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении, в грязной воде, в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде, на немытых овощах, фруктах, на грязной одежде. Микробы и бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся- на ручках дверей, на поручнях автобусов. Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот, вызывая различные заболевания.
Воспитатель: ребята я знаю мальчика который мне рассказал такое стихотворение.
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо…
Это глупое занятье не приводит
Ни к чему.
Вновь испачкаются руки
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы?
Время попусту терять.
Воспитатель. Ребята, а вы как думаете, мальчик всё правильно делает? Вы согласитесь с его советом? (Ответы детей).
А какие еще произведения вы знаете где не соблюдаются правила личной гигиены?
Дети: «Федорино горе», «Мойдодыр».
Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как попадают микробы к вам на руки?
Игра – демонстрация «ЧИХ»
Это пульверизатор, устройство для разбрызгивания жидкости. Его используют, например, для опрыскивания растений. Представьте, что это человек, у которого насморк, и он чихает, что произойдёт, если при чихании не закрывать рот? Проверим? Апчхи!
Воспитатель: что вы почувствовали на ладошках? А на лицо попало? Куда делись капельки слюны?
Дети: Ладони мокрые, на лицо попало.
Воспитатель: да они осели на вас, возможно, вы их вдохнули. А в маленькой капельке его слюны живёт много микробов.
Итак, когда чихаем (нужно прикрывать рот).
Да когда больной, чихает и прикрывает рот платком или рукой, не даёт капелькам своей слюны, попасть на здоровых людей.
Воспитатель: давайте мы с вами немножко отдохнем.
6. Игра «Это правда или нет?»
(если правильно, то дети хлопают в ладоши, если нет — топают)
Вас прошу я дать ответ:
Это правда или нет?
Чтоб с микробами не знаться
Надо, дети, закаляться?
Никогда чтоб не хворать,
Надо целый день проспать?
Если хочешь сильным быть
Со спортом надобно дружить?
Чтоб зимою не болеть,
На улице вам надо петь?
И от гриппа, от ангины
Нас спасают витамины?
Будешь кушать лук, чеснок –
Тебя простуда не найдет?
Хочешь самым крепким стать?
Сосульки начинай лизать!
Ешь побольше витаминов –
Будешь сильным и красивым?
Проведение опытов
Опыт 1: показать, как передаются микробы от человека к человеку.
(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь тени с блёстками). Воспитатель здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого воспитатель «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блёсток.
Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как микробы боятся мыла.
Опыт 2: показать, что микробы боятся мыла.
Воспитатель предлагает детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом) .
Воспитатель: ребята, а теперь проверьте, остались ли блёстки - «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?
(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).
Ребята посмотрите, у меня есть новый знак. Как вы думаете, что он означает? Что нам нужно сделать?
Дети: разместить в группе правило.
Рефлексия
Молодцы, ребята. Что интересного вы сегодня узнали? Нам это пригодится в жизни? А кому мы можем помочь и поделиться новыми знаниями?
Какое задание или опыт вам понравился больше всего? Надеюсь, что теперь каждый знает, как нужно укреплять свое здоровье и не болеть. Что еще вы хотите узнать нового?
Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании /закрывать нос и рот носовым платком или рукой/. Нельзя есть грязными руками и т. д. Все это ведет к угрозе заражения какой- либо болезнью.