Лучший педагог года

Познавательно-исследовательский проект «Синьоры и помидоры» (11 фото)

Май Светлана
Познавательно-исследовательский проект «Синьоры и помидоры»

Возрастная категория – старшие дошкольники

Характер проекта : познавательный, поисково-исследовательский, творческий.

По характеру контактов: дети, воспитатель.

Срок проекта – долгосрочный (март-сентябрь)

Актуальность проекта

Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании. Приобщение к экологической культуре обогащает личность ребенка целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, пониманием значимости бережного отношения к природе. Именно в дошкольном детстве у ребенка закладываются основы ценностного отношения к миру, позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников в уголке природы, на огороде, в цветнике, на прогулках. Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Интерес к деятельности взрослых, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми во время работы, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца - старательность, настойчивость, целеустремленность. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом. А трудовая деятельность, имеющая экологически ориентированный характер, является важнейшим фактором для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе. В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т. е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Природа, как развивающая среда, служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. А особенно важно то, что труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят. Я полностью согласна с утверждением "Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраски, но детям строго настрого наказывают не трогать эти чудесные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили чудо-растение, поливали бы его, ухаживали за ним. Вот поэтому и организовали мы в детском саду огород, где дети сами выращивают растения и собирают урожай.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Синьоры и помидоры“» размещена в разделах

Цель проекта : Организация трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, углубление и закрепление знаний о выращивании огородных и цветочных культур, формирование гуманного отношения к природе.

Задачи проекта :

— Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. Учить детей ежедневно ухаживать за растениями в комнатных условиях.

— Расширять представление детей о жизни растений. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

— Учить наблюдать за посадкой и всходами растений, ростом овощей, созреванием плодов и семян.

— Учить детей делать выводы на основе наблюдений. Фиксировать представление детей об изменениях роста растений.

— Участвовать в посильной практической деятельности. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Научить детей видеть результат своего труда.

— Воспитывать бережное отношение к растениям.

— Развивать познавательные и творческие способности. Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

— Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

— Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты:

1. У детей формируется экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.

2. Повышается устойчивый интерес к трудовой деятельности, сознательное и ответственное отношении к ней.

3. Отрабатываются практические навыки пользования простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

4. Закрепляются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

5. Формируется ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

6. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Описание проекта

Участники данного проекта - сотрудники детского сада и дети. Огород в нашем детском саду существует всегда, он используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовки почвы для сеяния семян; посадки картофеля и лука, рассады томатов, перцев, цветов, заканчивая уборкой урожая и подготовкой почвы к зимнему сезону. С помощью игр, загадок, мы закрепляем знания о пользе овощей для человека, о пользе животных для растений, почвы. В это время постоянно активизируется мыслительная деятельность детей, углубляются экологические знания. При работе с наглядными моделями у детей развивается умение устанавливать причинно-следственные связи. Во время сюжетно-ролевых игр мы получаем представление, какие действия человека могут нанести вред природе, как этого избежать. В то же время, мы вместе учимся видеть прекрасное вокруг, слушать музыку природы. Нам очень повезло, что мы проживаем в сельской местности! С этим согласны все участники проекта. Мы имеем возможность на практике различать характерные признаки времен года, умеем определять направление ветра, сможем без труда отличить перегной от неплодородной почвы. Многие беседы, опыты направлены на то, чтобы доказать что солнце - источник тепла и света, которые необходимы для всего живого. Даже песок в природе необходим, мы это доказываем на празднике песка. О значении воды, о ее волшебной силе, об охране этого чуда природы, мы также знаем практически все. Для развития эстетического вкуса мы очень много работаем и играем с цветами. Очень нравится детям составлять рисунки-схемы строения цветка, участвовать в литературно- цветочной викторине, вместе с родителями организовать выставку летних букетов. Особая тема - лекарственные растения. При ее изучении использую игры – драматизации. Цикл НОД «В гостях у Айболита» способствует закреплению навыков о здоровом питании. В начале весны мы уточняем представление детей о том, из чего можно вырастить растение; продолжаем учить детей приемам посева семян, вспоминаем условия, необходимые для роста растений. Уже сейчас мы имеем представление об этапах роста и развития овощных и цветочных культур от семени до взрослого плодоносящего растения. После высадки рассады в грунт, мы начинаем наблюдать за развитием растений еще внимательнее. Все изменения зарисовываем в дневник наблюдений. Наш проект позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми, расширяет диапазоны живого общения с природой. Участие детей в этом проекте открыло возможность формирования собственного жизненного опыта. Дети участвуют в проекте с большим желанием, они получают удовлетворение не только от результата, урожая, но и от процесса ухаживания и наблюдением за цветочными и овощными культурами, что является важным 4 фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.

1 этап. Организационно-подготовительный

Срок – Март (начало месяца) 1. Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

2. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием.

3. Знакомство со сказками, в которых героями являются растения, чтение художественной литературы о пользе растений.

4. Разработка консультаций для родителей «Витаминная корзина», Огород на подоконнике», «Экологическое воспитание в семье», «Трудовое воспитание в семье».

2 этап. Практический

Срок – Март. Формы реализация.

Беседы :«О пользе овощей», «Нужны ли растения в доме?», «Что такое витамины?», «Откуда появился лучок», «Лук - от семи недуг», «Зачем растениям земля?», «Лекарственные растения», «Насекомыепомощники»; «Насекомые – вредители», «Путешествие дождинки», «Планета Земля», «Жизнь в пустыне», «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений». «Помогите птицам», «Кто в лесу вредный, а кто полезный?», «Красная Книга», «Вода – это жизнь».

Чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик-семицветик». Е. Благинина «Одуванчик». А. К. Толстой «Колокольчики». И Токмакова «Деревья». К. Ушинский «Спор деревьев». А. Плещеев «Ель». М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Ю. Круторогов «Дождь из семян». Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»). Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»). 6 М. Глинская «Хлеб» Укр. н. с. «Колосок». Я. Тайц «Все здесь». Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка» А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…» М. Исаковский «Вишня» Ю. Тувим «Овощи» Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки». Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники». А. Фет «Осень». Г. Скребицкий «Осень». К. Ушинский «Четыре желания». А. Пушкин «Осень». А. Толстой «Осень».

Дидактические игры «Третий лишний», «Чудесный мешочек», «Что, где растет?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?» «Собери растение», «Что за чем?», «Инструменты садовника». «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по форме», «Найди и опиши», пальчиковые игры «Алые цветы», «Посадим цветы», «Цветок», «Ходят капельки по кругу».

Экспериментально-исследовательская деятельность :Рассматривание семян растений через увеличительное стекло; наблюдение за ростом рассады; наблюдение за ростом и развитием овощей. Выбор плодородной почвы, рассматривание перегноя. Наблюдение за ростом цветов, ведение дневника с зарисовками. Эксперимент «Благоприятные условия». Эксперимент «Растение – человек» (выявить, насколько нуждается растение в уходе человека»

Сюжетноролевые игры :«Цветочный магазин», «На даче», «В магазине», «В кафе», «Приятного аппетита» (приготовление салатов в столовой, «Поливаю огород», «Засолка на зиму», игра – викторина: «Берегите Землю от мусора». Театральная деятельность Театрализация «Чипполино», «Репка». Драматизация пословиц и поговорок о труде.

Театрализованные игры :«Изобрази растение», «Случай на огороде», «Как я помогаю на огороде», «Загадай загадку о растении».

Продуктивная деятельность: Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия» (нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры, акварель «Фиалка». Карандаш «План сада и огорода». Аппликации «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи» «Комнатное растение», «Натюрморт», «Мой любимый салат». Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес». Конструирование из бумаги - Изготовление масок овощей для спектакля, Насекомые – опылители растений, Самая яркая клумба. Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые- помощники». Пластилинография «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу», «Осенняя рябина», «Съедобные грибы».

Труд в группе: Подготовка инструментов и почвы для посадки семян. Посадка семян овощей и цветов. Уход за рассадой. Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора).

Труд на воздухе: Отработка практических навыков работы с граблями, метлой. Подготовка почвы в огороде и на клумбах для посадки растений. Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на улицу; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения. Полив огорода и цветов. Сбор семян цветов, урожая овощей. Подготовка к зиме огорода и клумб; уборка сухой травы, листьев.

Безопасность: Беседы «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь», «Борьба с вредителями и сорняками».

3 этап. Заключительный Срок - Сентябрь

1. Сбор урожая на огороде.

2. Обобщение и анализ результатов работы.

3. Оценка уровня знаний детей, закрепление полученных знаний. (Викторины, спектакли, развлечения на тему «Урожай»).

4. Формулировка выводов, составление рекомендаций для работы в следующем году.

Список использованной литературы 1. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко, – М. : Просвещение, 1985.2. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2006. 3. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» 4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников» 5. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» 6. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» 7. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко, – М. : Просвещение, 1985.

Фотоальбом

Познавательно-исследовательский проект «Синьоры и помидоры»
Фото «Синьоры и помидоры»
Познавательно-исследовательский проект - фото
Возрастная категория старшие дошкольники Характер проекта познавательный поисково исследовательский творческий По характеру контактов дети воспитатель Срок проекта долгосрочный март сентябрь Актуальность проекта Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании Приобщение к экологической культуре обогащает личность ребенка целым рядом гуманистических установок осознанием ценности жизни пониманием значимости бережного отношения к природе На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников в уголке природы на огороде в цветнике на прогулках Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности Следовательно трудолюбие является качеством которое отражает развитие личности в целом А трудовая деятельность имеющая экологически ориентированный характер является важнейшим фактором для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе
Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Ах, эти вкусные конфеты» Руководитель проекта: Крум Галина Леонидовна Актуальность: Дети очень любят конфеты. Они готовы ими питаться практически целыми днями. Наблюдая,.

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мебель»Познавательно-исследовательский проект «Мебель» Проект «Мебель» Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель группы Петрушина.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми»Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми» Проект «Знакомство с насекомыми».Тёплым днём, весною, в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха не паук Я жужжу! Я майский жук. Авторы проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Синьоры и помидоры»
Опубликовано: 2 сентября 2023 в 13:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД