Бабанская Татьяна
Познавательно-исследовательский проект «Тень, я тебя знаю?»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект «Тень, я тебя знаю?»
в средней группе
воспитатель:
Бабанская Т. С.
2016г.
Описание проекта :
Проект рассчитан на группу среднего возраста (4-5 лет).
Продолжительность проекта : 3 недели. (с 11.07.2016 по 29.07.2016)
Цель: Развитие поисковой деятельности и исследовательской активности дошкольника через игру
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Тень, я тебя знаю?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
- познакомить детей с таким явлением, как тень, показать её зависимость от источника света, установить сходство тени и объекта;
- показать, как создать с помощью теней образы.
- развивать мышление, творческое воображение и художественные навыки;
-познакомить с художественной литературой о тени (стихи, сказки, рассказы);
-познакомить с одним из видов театра – театром теней;
- придумать различные игры с тенью;
-развивать любознательность, внимание, наблюдательность;
-формировать умение высказывать предположение (гипотезу) и проверять ее.
Объект исследования – тень
Предмет исследования – происхождение тени и ее использование в игровой деятельности.
Основные методы: беседы со взрослыми, изучение литературы, наблюдение, проведение экспериментов и игр с тенью.
Планируемые результаты проекта :
- Ребенок учится, при помощи взрослого, пользоваться источниками информации и находить ответы на интересующие его вопросы.
-Данный проект покажет, как увлекательно можно исследовать даже такое привычное явление, как тень
- В результате самостоятельных и совместных исследований, направленных на изучение такого явления, как тень, у ребенка формируются естественнонаучные представления о явлениях окружающего мира.
- дети знакомятся с еще одним видом театра и высказывают желание создать и показать теневой театр дома совместно с родителями.
- В ходе проекта дети совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности: разучат стихи и потешки про тень, нарисуют «тень» предметов, изготовят фигурки для театра теней,
1 этап. Подготовительный
Утром в окошко нашей группы заглядывает солнышко. Дети обратили внимание, что в тех местах, куда попадают солнечные лучи, можно увидеть свою тень. Некоторые из детей стали принимать разные позы и наблюдали, как изменяется их тень. Тогда мы с детьми решили узнать больше о явлении тень и как еще можно играть с тенью.
Таким образом, и возникла тема нашего проекта «Тень, я тебя знаю?»
Сначала мы с детьми ответили на 3 вопроса: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?
- тень –это от меня.
-тень похожа на своего хозяина.
-всегда ли у меня есть тень и что нужно, чтобы она появилась?
-моя тень всегда одинакова?
-можно убежать от тени?
- как можно играть с тенью? - спросить у родителей, бабушек, дедушек, воспитателей;
- посмотреть мультфильмы про тень;
- прочитать художественную литературу.
-Провести опыты с тенью
Ответить на поставленные вопросы дети попытались самостоятельно:
Кирилл: «Тень это от меня, она похожа на меня»
Данил: «Тень от человека, она бывает когда светло»
Витя: «Папа в игре с тенью сражался»
Арина: «Когда светят фонариком и на стене показывают фокусы»
Аня: «Тень бывает летом»
Данил и Митя:
«-Тень никак нельзя поймать
-велосипед и машина могут догнать тень
-нет, велосипед свою тень не догонит»
Исходя из ответов детей, выдвинули гипотезу:
Гипотеза исследования:
-предположим, что тень всегда со мной
-предположим, что от тени убежать нельзя
-предположим, что тень от одного предмета всегда одинакова
-тень можно использовать в детских играх.
2 этап. Реализация проекта
Социализация:
• игра «Наши тени»
• Беседа по пословице: «Плохой друг, как тень : когда солнце - он рядом, когда хмуро - исчезает.»
Познание
• Опыт «Чудесные превращения тени»
• Опыт «Секрет перемещения тени»
• Наблюдение: «Я и моя тень»
«Моя тень утром, днем и вечером»
«Тень в солнечный и пасмурный день»
• Дидактическая игра «Найди правильную тень»
• Компьютерная дидактическая игра «Узнай по тени»
• просмотр мультфильмов:
Лунтик «Тень» 4 сезон 207 серия
Мусти «Свет и тень»
Речевое развитие:
Чтение стихов: Ирины Шимко «Тень», Сергея Михалкова «Моя тень», Елены Загорученко «Тень»
Рассказ Г. Остера «Тень все понимает» («Котенок по имени Гав»)
отгадывание загадок про тень
Художественно-эстетическое развитие:
подготовка фигурок для теневого театра,
рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением тени от различных объектов
Рисование «Тень» (обведение и раскрашивание контура изображений)
Прослушивание песни «Тень» сл. О. Богдан муз. В. Обожин
Физическое развитие
игра «Ручные тени»
подвижная игра «Догонялки с тенью»
Итоговое мероприятие: показ театра теней по сказке «Репка»
работа с родителями:
Консультация «Поиграйте с тенью»
Папка-передвижка «Мастер-класс по организации театра теней дома»
3 этап Выводы и результаты
В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:
1 гипотеза не подтвердилась: тень бывает не всегда : в пасмурный день и в темной комнате тени нет.
2 гипотеза подтвердилась: тень движется вместе с человеком или предметом
3 гипотеза не подтвердилась: тень изменяется в зависимости от времени суток, расположения от источника света
4 гипотеза подтвердилась: с тенью можно придумать много игр
А также:
Показали теневой театр по сказке «Репка»
Оформили фотовыставку «Наши тени»
Пополнили игротеку играми: «Найди правильную тень», «Узнай по тени», «Ручные тени»
Высказали пожелания на дальнейшую работу:
- изготовить театр теней по другим сказкам
Узнать:
-почему возникает тень
-как узнавать время с помощью тени
-как относятся к тени разные народы