Ольга Ложникова
Познавательно-творческий проект «Мой дом, моя улица»
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки реализации проекта : с 1.03.21 – 31.04.21. долгосрочный
Возраст детей: 5-6 лет
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Актуальность проекта :Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы патриотизма. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления становятся шире. Понятие «Родина» уже связано не только с домом и с улицей, но и с городом, в котором мы живём. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Взрослым следует дарить детям радость новых открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Мой дом, моя улица“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Врезультате, проводимых в группе бесед на тему «Мой дом, моя улица», выяснилось то, что некоторые дети не знают собственного адреса и адреса детского сада; не могут описать дорогу домой; у детей выявлено слабое ориентирование на местности, невнимательность к окружающему пространству, поверхностные представления о названиях улиц и достопримечательностях микрорайона. В разговоре с родителями некоторые взрослые затруднялись ответить на вопрос - почему так называется та или иная улица района, кроме того, выяснилось, что не все уделяют должное внимание ознакомлению ребенка с ближайшим территориальным окружением, с правилами безопасного поведения дома, на лице, дороге. Все это показало, что есть проблема, решать которую мы будем сообща через реализацию проекта.
Цель проекта :Расширение, обобщение и систематизация знаний о своем, микрорайоне, улице, ближайшем территориальном окружении.
Задачи проекта :
Образовательные:
Расширять краеведческие сведения о родном микрорайоне.
Расширять представление о ближайшем территориальном устройстве.
Познакомить с прилегающими улицами, домами, инфраструктурой, достопримечательностями.
Закреплять знание домашнего адреса.
Закреплять правила безопасного поведения в быту, на улице, в общественных местах.
Развивающие:
Развить поисково-творческий потенциал детей и родителей.
Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Развивать разговорную речь детей.
Расширять активный словарь детей.
Развивать творческие способности
Воспитательные:
Учить видеть красоту окружающего.
Воспитывать позитивное и уважительное отношения к месту проживания, к людям, которые живут рядом.
Воспитывать любовь к родному району, городу, стране.
Привлекать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Этапы проекта :
1-й этап: Подготовительный.
Выявления первоначальных знаний детей о том, что такое улица, какие улицы нашего города они знают, знают ли свой адрес, какие бывают здания и какие здания находятся в нашем районе.
Подбор необходимой литературы, фотографий, предметов для продуктивной деятельности старших дошкольников по теме «Мой дом» и «Моя улица»
Организация предметно-развивающей среды в группе по теме проекта.
Заинтересовать родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, для реализации проекта.
2-й этап: Основной.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Собери из частей целое», «Силуэты», «Такие разные дома», «Мой дом», «Где, чей дом?», «Дострой дом»
СРИ: «Семья», «Автобус», «Дом», «Мы едем по нашему городу».
Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи (правильное поведение
в городе, «Скажи со словом «городской», «Скажи наоборот», «Один –
много»
Коммуникативная деятельность:
Беседы:
«Город, в котором мы живем» с использованием фотографий, картин и репродукций. «Поселок Восточный», «Наша улица» - в этих беседах воспитатели познакомили детей с тем, что у каждой улицы города есть свое название.
«Детский сад - наш второй дом», «Правила поведения в общественных местах», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Улица, на которой я живу», «Герб и флаг нашего города», «Улица, на которой находится наш детский сад»;
ознакомление с достопримечательностями нашего города.
«Что мы знаем о правилах дорожного движения», «Наш помощник светофор», «Правила безопасного поведения на улице» - беседы на закрепление правил ПДД и основ ОБЖ.
Чтение художественной литературы: загадки про городские здания,
дома; пословицы и поговорки о дружбе, доме; С. Баруздин «Кто построил
этот дом»; стихи о городе.
Заучивание стихотворений о городе.
Познавательно-исследовательская деятельность :
Рассматривание иллюстраций и фотографий микрорайона.
Рассматривание фотоальбома «Микрорайон Восточный».
Онлайн экскурсия по микрорайону (презентация).
Просмотр ранее подготовленных краеведческих материалов «Что было - что стало»
Продуктивная деятельность:
Рисование: «Дом, в котором я живу».
Аппликация: «Транспорт на проезжей части».
Конструирование: «Город». На основе, заранее подготовленной воспитателями, используя в работе несколько наборов деревянного конструктора, ребята построили макет городской улицы с проезжей частью, тротуаром, домами, инфраструктурой.
Взаимодействие с родителями:
Родителям мы предложили рассказать ребенку, в доступной для него форме, о своей улице и о доме, в котором он живет. Провести исследовательскую работу «История названия улицы на которой я живу». Составить схему маршрута от дома до детского сада. Принести фотографию ребенка, где он изображен на фоне своего дома, где видна табличка с названием улицы и номером дома.
Все выполненные совместные работы были оформлены и объеденены воспитателями в альбом. В течение нескольких последующих дней ребята (по 2-3 человека) находили свою страничку и выступали перед группой со своим рассказом. Практика выступлений перед группой детей приносит неоценимую пользу, как самому ребенку, так и группе в целом. Это развитие связной речи, памяти, активного словаря, практика ответа у доски в школе перед классом. Для остальных детей это умение слушать и слышать товарища, выразить свою благодарность за интересный и познавательный рассказ. Мы с ребятами назвали сборный альбом «Адресная книга». После завершения проекта она заняла достойное место в уголке краеведения группы и долго вызывала интерес детей.
3 Этап: Заключительный:
На заключительном этапе проекта была устроена выставка творческих работ детей, презентация альбома «Адресная книга».Кроме того проведена итоговая беседа с детьми по теме проекта, подведены итоги нашей совместной работы. Дети делились своими впечатлениями и новыми знаниями. На протяжении всего проекта у детей поддерживался интерес к происходящему. Каждый ребенок смог проявить себя. Так как именно дети были основными участниками проекта, воспитатели старались сохранить у них положительный эмоциональный настрой во всех видах деятельности на протяжении всего периода работы. Личностно-ориентированный подход воспитателей к каждому ребенку и мотивация их на успех дали детям почувствовать уверенность в своих силах и позволили нам добиться успехов в общем деле.