Получи документы

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Удивительные тайны космоса»

Елена Королькевич
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Удивительные тайны космоса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кладовицкая основная общеобразовательная школа

дошкольные группы

Познавательно – творческий

проект

в старшей группе

«Удивительные тайны космоса»

Автор: воспитатель

Королькевич

Елена Викторовна

с. Ново – Никольское

2019 год

Аннотация к проекту : проект посвящен 85 – летию со дня рождения Ю. А. Гагарина.

Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей группе „Удивительные тайны космоса“» размещена в разделах

9 марта 2019 года первому космонавту Ю. А. Гагарину исполнилось бы 85 лет. Со дня его полета в космос прошло уже 58 лет. Но до сих пор тема освоения космического пространства человеком остается актуальной. В проекте представлено знакомство с многообразием космоса, с лётчиками – космонавтами. В Ярославской области родились или жили такие космонавты, как Валентина Владимировна Терешкова, Валерий Иванович Токарев, Алексей Николаевич Овчинин. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные представления, применить их в различных видах детской деятельности. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию проблемных ситуаций, через различные виды продуктивной деятельности.

Актуальность для руководителя:

Старшие дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. В моем детстве многие мальчишки мечтали стать космонавтами. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, герои их любимых мультфильмов – пришельцы, космические пираты, инопланетные существа, вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у детей отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Реализуя образовательную программу по познавательному развитию заметила, что в недостаточной для детей степени раскрывается раздел «Космос». Так, например, мы, в процессе образовательной деятельности, не даем детям ответов на многие интересующие их вопросы. Интерес нескольких воспитанников в группе к тайнам космического пространства натолкнул на мысль о необходимости работы над проектом «Удивительные тайны космоса». Передо мной стояла задача: как развить у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Итак, объектом изучения стал неизведанный мир Вселенной.

Актуальность для исследователя:

Взрослый: «С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолеты, вертолеты. Но еще твой прапрадедушка не мог себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. Их называют космонавтами. И для таких полетов существуют специальные космические корабли. Что нового ты хотел бы узнать о космосе?».

Ребенок: «Я уже много знаю о космосе, что там есть звёзды, планеты, солнце, луна. Хочется узнать, что такое черные дыры, какие они? Зачем комете хвост? Откуда берутся метеориты? И еще множество вопросов. Можно попросить взрослых рассказать, почитать книги. Сходить в библиотеку, планетарий.

Кто мне поможет узнать?»

Цели проекта : обобщение и систематизация представлений старших дошкольников о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка.

Примерные образовательные задачи проекта

по направлениям развития детей:

Направление развития Образовательные задачи

Социально – коммуникативное развитие • формировать нравственные основы чувства патриотизма;

• создавать условия для свободной сюжетно – ролевой игры, обогащать ее содержание, сюжет, роли путем расширения жизненного опыта детей, кругозора;

• развивать способность к комбинированию разных сюжетов в один, построению более сложных игр;

• поощрять к созданию самодельной макетной среды

Познавательное развитие • формировать обобщенный способ обследования объекта;

• совершенствовать умения сравнивать предметы по цвету, величине, форме, группировать по нескольким признакам;

• совершенствовать умения различать свойства материалов, из которых изготовлены предметы;

• развивать способность самостоятельного открытия свойств природных объектов;

• развивать самостоятельность в проведении исследовательских проектов;

• развивать способность классифицировать объекты по характерным признакам;

• мотивировать детей самостоятельно строить простейшие конструкции из бумаги, строительного материала, деталей конструктора.

Речевое развитие • мотивировать детей на расширение словарного запаса, уточнение значений слов по теме «Космос» : «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;

• совершенствовать грамматический строй речи;

• формировать интерес и потребность в чтении книг, их обсуждении со взрослыми и сверстниками.

Художественно – эстетическое развитие • продолжать формировать технические навыки в изобразительной деятельности, передавать характерные особенности предметов, явлений;

• развивать самостоятельность в комбинировании знакомых техник;

• мотивировать самостоятельно находить сюжеты для своих работ.

Физическое развитие • формировать предпосылки здорового образа жизни;

• удовлетворять потребность в двигательной активности.

Вид проекта – групповой, краткосрочный

Тип проекта – познавательно – творческий

Срок реализации проекта – апрель 2019 г.

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги дошкольных групп

Предполагаемый результат:

Образовательные области и направления организации жизнедеятельности детей Показатели развития ребенка

Социально – коммуникативное развитие Называет фамилии, имена, отчества отечественных космонавтов (Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Владимировна Терешкова, Валерий Иванович Токарев, Алексей Николаевич Овчинин)

Проявляет интерес к теме космос, к настоящему и будущему

Рассказывает о космосе, знает стихи, литературные произведения о космических путешествиях (реальных или вымышленных)

Обогащает игру, используя знания о космосе

Познавательное развитие Владеет способами достижения цели, самостоятелен в выборе средств и материалов, необходимых для деятельности

Задает познавательные вопросы, выдвигает предположения, догадки

Ориентируется по схеме, плану

Включается в проектную деятельность; создает постройки и поделки по рисунку, схеме

Конструирует из строительного материала, бумаги, коробочек, бросового материала космический транспорт

Использует наблюдение как способ познания, способен принять цель наблюдения, ставить ее самостоятельно

Речевое развитие Называет книги про космос для детей, художественные произведения о путешествиях по космическим просторам, где дети — главные герои.

Знает стихи, считалки, загадки о космосе

Художественно – эстетическое развитие Создает сюжетные изображения по теме космос

Использует разнообразные композиционные решения, различные изобразительные материалы

Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы лепки по теме космос

Создает небольшие композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур

Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, украшения, обрывания, складывания бумаги в разных направлениях

Физическое развитие Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры, придумывает с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты

Этапы проекта.

Этап выбора темы.

Заметив интерес у детей к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели «трёх вопросов».

Что мы знаем о космосе? Что хотим узнать? Где мы можем это узнать?

Арсений «там много планет» Как устроена космическая ракета? Прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете

Артем «он очень высоко» Как выглядят инопланетяне? Спросить у библиотекаря.

Вика «Солнце очень горячее» Почему в космосе холодно? В садике, у воспитателя.

Глеб «Солнце – это звезда» Что такое «черная дыра»? Прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете

Захар «там нет воздуха» Откуда падает метеорит? Из книг, мультфильмов.

Ксюша «там холодно» Что кушают космонавты? В садике, у воспитателя.

Куприян «звезды иногда падают» О планетах Побывать на представлении мобильного планетария.

Лера А. «первыми космонавтами были Белка и Стрелка» Как изобрели ракету? Спросить у библиотекаря.

Лера К. «наша планета круглая» Как космонавты моются? Спросить у мамы, у папы.

Максим А. «там нечем дышать» На чем можно долететь до Луны? Спросить у библиотекаря. И так далее со всеми детьми

Вопросы детей были условно разделены на 4 группы :

Устройство ракеты и быт космонавтов на космической станции;

Внешний вид обитателей других планет;

Познавательные вопросы о космосе;

Строение солнечной системы.

Этап сбора сведений.

Источники информации: Энциклопедии, презентации, мультфильмы, художественная литература, аудиозаписи.

На этом этапе для детей была организована экскурсия в сельскую библиотеку, где библиотекари подробно рассказали о строении Солнечной системы, о первом космонавте. Дети взяли в библиотеке книги о космосе для чтения в детском саду. В беседах с детьми постарались вспомнить о посещении представлений передвижного планетария. В группе была обновлена выставка книг и иллюстраций о космосе.

Этап реализации проекта.

Проект осуществлялся с учё том принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения. А так же через участие детей в V Всероссийской олимпиаде для детей дошкольного возраста «Я и космос» и взаимодействие с социальными партнерами дошкольных групп МОУ Кладовицкой ООШ (библиотекой)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Деятельность в ходе режимных моментов Совместная деятельность с семьёй

Подбор предметных, сюжетных картинок, иллюстраций, детских книг, дидактических игр, атрибутов к с/р играм и т. д. по теме. Внести в группу альбомы : «Космос», «Солнечная система». Иллюстрации о космосе и космонавтах. Книги с произведениями о космосе и космонавтах. Атласы и энциклопедии. Активизировать внимание детей на предстоящую тему - рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса.

Дидактическая игра: Танграм «Ракета»

Сюжетно-ролевая игра: «Космическое путешествие» Ежедневное проведение утренней зарядки «Космическая зарядка»

Артикуляционная гимнастика: упражнение «Заведи мотор у ракеты»

Консультация на тему «Детям о космосе», памятка для родителей,

информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса», «Наши земляки космонавты»;

Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок);

Привлечение родителей к сбору материала для оформления коллажа про космос

Образовательные области Совместная деятельность

Социально – коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты», «Интервью с космонавтами».

V Всероссийская олимпиада для детей дошкольного возраста «Я и космос»

Познавательное развитие Дидактические игры: «Найди лишнее, «Угадай созвездие», «Изобрази созвездие», «Разложи планеты на орбитах», «Собери предметы из геометрических фигур», «Найди лишние», «День, ночь, сутки прочь», «Найди свою планету»

Конструирование «Космические корабли». «Луноходы большой и маленький»

Опытно – экспериментальная деятельность.

Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».

Рассматривание иллюстраций, викторина на тему «Космос».

Речевое развитие Чтение художественной литературы: рассказа В. Бородина «Звездолетчики»; чтение рассказов Н. Носова «Незнайка на луне», рассказа Е. П. Левитана «Сказочные приключения маленького астронома», Н. Нагибина «Рассказы о Ю. Гагарине», В. Степанова «Юрий Гагарин», М. В. Водопьянов «Космонавт 1, 106 минут вне земли» (и др. см ПРИЛОЖЕНИЕ «Книги о космосе для детей»)

Художественно – эстетическое развитие Изобразительная деятельность: рисование «Что увидел космонавт из ракеты», «Веселые инопланетяне».

Нетрадиционное рисование на пищевой пленке «Космические дали»

Лепка «Космические продукты», «Звездолет»

Музыкальная деятельность: прослушивание музыкального произведения муз. Гр. «Земляне» («Земля в иллюминаторе», Лунная соната Бетховен, «Я – Земля» Ольга Воронец, Инструментальный ансамбль «Маяк», Борис Карамышев

Физическое развитие Пальчиковая гимнастика: «Мои пальчики расскажут.».

Гимнастика для глаз: «Ночь».

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой».

Физкультминутки: «Будем прыгать и скакать».

П/И «Быстрые ракеты»

Раздел книги Совместная деятельность

Устройство ракеты и быт космонавтов на космической станции; Дидактические игры: «Найди лишнее», Конструирование «Космические корабли». «Луноходы большой и маленький»

Изобразительная деятельность: рисование «Что увидел космонавт из ракеты». Лепка «Космические продукты», «Звездолет». П/И «Быстрые ракеты». Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты», «Интервью с космонавтами».

Внешний вид обитателей других планет; «Собери предметы из геометрических фигур». Изобразительная деятельность: рисование «Веселые инопланетяне».

Чтение романа сказки Н. Носова «Незнайка на луне»

Познавательные вопросы о космосе; Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».

Д/и «Угадай созвездие», «Изобрази созвездие». Нетрадиционное рисование на пищевой пленке «Космические дали»

Строение солнечной системы Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».

Д/и, «Разложи планеты на орбитах», «Найди свою планету», «День, ночь, сутки прочь». Чтение рассказа Е. П. Левитана «Сказочные приключения маленького астронома»

Этап презентации проекта.

Итоговой деятельностью по проекту была презентация авторских детских книг «Моё удивительное открытие в космосе».

Создание макетов «Парад планет», «Солнечная система»

Выступление на педсовете (презентация проекта)

Перспективы развития проекта :

распространение опыта работы над проектом посредством Интернет - ресурсов;

дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.

Список литературы:

1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия : вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М. : Сфера, 2002г.

3. Интернет ресурсы:

https://infourok.ru/sovmestnaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-pedagoga-i-detey-starshey-gruppi-na-temu-den-kosmonavtiki-1165708.html

https://infourok.ru/tematicheskaya-nedelya-v-starshey-gruppe-po-teme-kosmos-2772277.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/11/planirovanie-po-teme-kosmos

https://www.maam.ru/kartinki/makety-svoimi-rukami-shablony-maketov-na-mam/kosmos-maket-dlja-detskogo-sada-i-shkoly.html

4. Левитан Е. П. Малышам о звездах. – М. ,1986г.

5. Левитан Е. П. Маленькие планетки. – М., «Белый город» 2008 г.

6. Левитан Е. П. Длинноволосые звезды. – М., «Белый город» 2008 г.

7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.

8. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008г.

9. Методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Мозаика». Старшая группа. – М. «Русское слово», 2018 г.

10. «Необыкновенные приключения Пети в космосе» идея А. Альперовича, - М., ООО «Клевер – Медиа – Групп», 2011 г.

11. Носов Н. Незнайка на луне. – М. : РОСМЭН, 1996г.

12. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011.

13. Шорыгина Т. А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М. : Книголюб, 2005г.

14. Энциклопедия окружающего мира «Астрономия». М., «РОСМЭН» 1999 г.

Публикации по теме:

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летКраткосрочный познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Продолжительность проекта – 1 неделя (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники старшей специальной.

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Животные Африки» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет.Краткосрочный познавательно-творческий проект «Животные Африки» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет. Актуальность темы проекта: Формирование основ экологической культуры происходит в дошкольном возрасте. Воспитанники любят наблюдать за окружающей.

Познавательно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Наши друзья — снеговики»Познавательно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Наши друзья — снеговики» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (одна неделя) ВИД ПРОЕКТА: познавательно -творческий. ТИП ПРОЕКТА: творческий. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.

Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?»Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Познавательно-творческий проект для детей 3-4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Воспитатели: Порфирьева.

Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет»Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет» Название проекта: Великая Победа -70 лет Продолжительность проекта 1 месяц Тип проекта Познавательно – творческий, краткосрочный Участники.

Познавательно-творческий проект «Мой любимый город»Познавательно-творческий проект «Мой любимый город» Познавательно - творческий проект «Мой любимый город» Место проведения - МДОАУ города Нефтеюганска "Детский сад №26 - "Радость" Участники.

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летПознавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Тип проекта: познавательно- творческий Форма проведения: групповая Участники проекта: -воспитанники старшей специальной группы (5-6 лет).

Познавательно-творческий проект «Сказочный мир А. С. Пушкина» Проблема: многие дети не знают сказок Пушкина и вообще не слышали о таком поэте. Актуальность: Со сказок начинается любовь ко всей художественной.

Проект в старшей группе «Эти удивительные животные» Проект «Эти удивительные животные» Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую.

Познавательно-творческий проект в средней группе «Жизнь дана на добрые дела» Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Автор проекта: воспитатель средней группы № 4 –Воровская С. В. Участники проекта: воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Удивительные тайны космоса»
Опубликовано: 30 декабря 2019 в 13:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД