Нина Пичугина
Познавательно-творческий проект «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству не уступает любой посуде.
Проблема:
Публикация «Познавательно-творческий проект „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Темочки
Формирование творческой личности одна из наиболее важных задач на современном этапе. Декоративно- прикладное искусство дает возможность приобщить детей к истокам народного творчества, духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени.
Актуальность:
Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. Поэтому, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Название проекта: «Золотая Хохлома».
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Автор: Пичугина Нина Валентиновна, воспитатель, МБДОУ Детский сад ЦРР «Звездочка».
Участники:
• дети 5 – 6 лет;
• воспитатели, родители;
Сроки реализации: октябрь - ноябрь 2014 года
Цель проекта:
поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам и явлениям, к творчеству народных мастеров на примере хохломской росписи.
Интеграция образовательных областей:
коммуникация - музыка - познание - чтение художественной литературы - художественное творчество (рисование, организуются выставки детских работ) - социализация (организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия).
Задачи:
• Расширять кругозор детей. Познакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью;
• закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах;
• привлечь внимание детей к русской народной культуре;
• обогатить представление детей об истории возникновения и временных изменениях;
• познакомить детей с традициями хохломской росписи ("кудри", "завиток", "ягодка", "травка", "листочек") ;
• закрепить умение детей оформлять декоративную композицию, используя элементы хохломы;
• развивать эстетические чувства, воображение;
• воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
• развивать творческие способности детей; умение видеть необычное в окружающем рукотворном мире;
Гипотеза: если привлечь внимание детей к повседневным, знакомым им предметам обихода - посуде – и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у дошкольников появится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.
Предполагаемый результат: дети приобретут знания и умения, которые смогут использовать самостоятельно в дальнейшем;
Форма работы:
• изучение литературы по теме;
• беседы;
• занятия по теме;
• изучение продукта детского творчества;
• организация выставки работ детей;
• оформление консультации для родителей о творчестве гжельских мастеров;
• создание презентации.
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
• Заинтересованность детей выбранной тематикой.
• Определение цели, задач проекта, его связи с программным материалом по развитию речи, знакомству с окружающим, музыке, изобразительной деятельности. Связь темы проекта с историей.
• Разработка этапов проекта, его методического обеспечения (отбор содержания, методов и форм реализации проекта).
• Подбор необходимой литературы, иллюстраций и информации из разнообразных источников (стихи, рассказы, загадки, пословицы и поговорки, составление картотеки).
• Беседы с педагогами, родителями и детьми по участию в проекте.
• Определение конечного результата.
Основной этап.
Организация детской деятельности по реализации проекта:
• проведение цикла бесед с детьми с целью поиска ответа на по-ставленные проблемные вопросы: «История возникновения деревянной посуды». Из какого материала изготавливают хохломскую посуду? Как может быть использована эта посуда? Какие вы знаете стихи, пословицы, поговорки?
• рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы, стихотворений о Хохломе;
• оформление выставки детских работ «Золотая Хохлома», выполненных на занятиях кружка «Родники»;
• проведение НОД «Хохломские чудеса» с компьютерной презентацией.
Работа с родителями:
• консультация: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей»;
• консультация: «Мир Золотой Хохломы»;
• оформление папки «Образцы изделий из Хохломы»;
• оформление выставки «Золотая Хохлома»;
• изготовление альбома «Хохлома глазами детей»;
• проведение НОД «Хохломские чудеса» с компьютерной презентацией.
Заключительный этап.
• Презентация проекта на заседании творческой группы.
• Выставка работ детей в холле детского сада.
• Создание альбома для рассматривания «Золотая Хохлома».
Результат: Наиболее оказался интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много интересного и познавательного хохломской росписи и поделились своими знаниями с родителями; у детей появился интерес к творчеству народных мастеров.
Вывод:
«Что нового дети узнали о Хохломе?», «Для чего нужна моя работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома. Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к творчеству гжельских мастеров!
Перспективный план
Сроки проведения:
1 неделя
- приобщать детей к истокам национальных традиций на примере творчества мастеров из Хохломы; познакомить с произведениями деревянных дел мастеров, с историей промысла, особенностями хохломской росписи;
• Экскурсия в музей детского сада «Золотая Хохлома»
2 неделя
- обогащать знания детей о классической закономерности народного декоративного узор (яркость, красочность, ритмичность, симметрия);
• «Миска для Мишутки"
3 неделя
- формировать умение рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора (травка, завитки, листья, ягоды, цветы);
• «Огненные краски Хохломы»
4 неделя
- самостоятельно выбирать элементы их цвет, величину для составления композиции узора в силуэтной форме, используя (ритмичность, чередование, симметрию);
• «Поднос «Рябинка»
5 неделя
- самостоятельно выбирать элементы их цвет, величину для составления композиции узора в силуэтной форме, используя (ритмичность, чередование, симметрию);
• «Хохломские чудеса»
6 неделя
- расширять представления детей о возможностях сочетать в узоре цвета, характерные для росписи: чёрный, красный, золотой (охра);
• «Уточка-солонка»
7 неделя
- использовать цвет, композицию, способы изображения – как выразительные средства.
• «Хохломские ковши-птицы»
8 неделя
- воспитывать активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности детей при создании выразительных узоров (в поиске выборе элементов, колорита, способов изображения, композиции); способность эмоционально откликаться на произведения творчества народных мастеров, рисунки товарищей.
• «Наши ложки хохломские самый лучший сувенир»