Наталья Безызвестных
Познавательное развитие. Конспект ОД в старшей группе «Знакомство со свойствами снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство со свойствами снега и льда».
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами снега и льда.
2. Определить значение снега и льда в природе и для человека.
Публикация «Познавательное развитие, Конспект ОД в старшей группе „Знакомство со свойствами снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Старшая группа
- Темочки
3. Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.
4. Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы.
5. Развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение.
6. Развивать гуманное отношение к природе, к людям; формировать экологическую культуру воспитанников.
Оборудование:
Большая игрушка Ученая Сова; мини-лаборатория, содержащие пластиковые стаканчики, тарелки, ложки, бумажные салфетки, цветовую палитру; клеенки; поднос со снегом и льдом, стаканчики со снегом и льдом; методические карточки с изображением видов спорта, карточки с изображением снежинок (в увеличенном виде).
Ход занятия.
Музыкальное приветствие "Ты дрозд, я дрозд". : Здравствуйте.
-Сегодня у нас в гостях – наша старая знакомая, которая приходит к нам каждую неделю. Кто это? Ответы детей (Ученая Совунья)
-Мы знаем: если к нам пришла ученая Совунья, мы все превращаемся …
Ответы детей (В ученых)
-А кто такие ученые, чем они занимаются? Ответы детей.
-Правильно, ребята. Ученые ведут наблюдения и проводят эксперименты.
Перед тем, как начать заниматься научными экспериментами, нам надо вспомнить что-то очень важное. Какие правила работы в лаборатории вы знаете? Ответы детей.
-Ну что же, давайте подготовим свои рабочие места. Дети покрывают столы клеенкой, ставят на них мини-лаборатории, садятся за столы.
-Вам интересно посмотреть, какие вещества принесла нам Совунья сегодня для экспериментирования? И мне не терпится об этом узнать.
Только это не так-то просто сделать. Мы сможем получить эти вещества, только если разгадаем загадку, которую нам приготовила Ева Ж.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке - румяный,
Под луной он - голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой –
Он и белый, и лохматый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
Ответы детей (Снег)
-Молодцы, ребята, быстро вы справились с этим заданием.
Приподнимает покрывало, демонстрирует на подносе снег.
-Итак, ребята, что мы сегодня будем с вами изучать?
Ответы детей.
-Правильно, мы будем исследовать снег и лед.
Опыт со снегом : в стаканчики насыпать снег и поместить их в холодную и тёплую воду…Что произойдёт?
Вывод: снег в тёплой воде тает быстрее. Значит снег – это замёрзшая вода.
-Да, ребята, вода может находиться в нескольких состояниях. Мы с вами уже проводили исследования с водой в жидком состоянии. А сегодня опять будем изучать это вещество, только теперь оно предстанет перед нами в виде снега и льда.
Чтобы вам было удобнее вести наблюдения, возьмите каждый к себе на рабочий стол баночки со снегом и льдом.
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску знак «глаз».
-Итак, дорогие младшие научные сотрудники, напомните всем, что в наших исследованиях обозначает этот знак? Ответы детей (цвет вещества).
- При помощи органа зрения мы можем изучить цвет вещества.
- Правильно.
Воспользуемся цветовой палитрой.
Какого цвета снег? Ответы детей
А какого цвета лед? Ответы детей
А еще при помощи органов зрения мы можем определить прозрачность вещества.
- Да! Как?
Давайте посмотрим, можно ли сквозь лед что-нибудь разглядеть? (цветной картон)
Знаете, ребята, через лед на реке иногда даже можно разглядеть плавающих рыбок.
А снег прозрачный? Можно ли по дороге в садик разглядеть, что у нас под ногами, если земля покрыта снегом? Я вам давала домашнее задание, по дороге в детский сад понаблюдать, что можно разглядеть под снегом? Ответы детей.
На доске появляется новый знак – «нос».
-Ребята, что можно узнать о веществе при помощи носа?
Ответы детей.
-Правильно. Понюхаем снег, потом лед. Что вы скажете о запахе этих веществ? Ответы детей.
-Действительно, запаха у этих веществ нет.
-А сейчас, ребята, возьмите ложки и сделайте в снегу ямку. Получилось? Теперь ложечкой перемешайте снег.
Попробуйте сделать то же самое со льдом.
Можно сделать ямку во льду? Ответы детей.
А перемешать его ложечкой? Ответы детей.
Как вы думаете, Почему? Ответы детей.
-Это говорит о том, что снег рыхлый, а лед крепкий. Прочный. Может быть лед хрупкий (давайте молоточком постучим по льдинке).
Ребята, как вы считаете, это хорошо, что снег такой мягкий и рыхлый? Что было бы, если бы вместо снега зимой на нас падали льдинки?
- Снег какой (лёгкий, пушистый, а льдинки (тяжёлые,острые).
Ответы детей.
Действительно, приятного мало. А снежные хлопья состоят из отдельных снежинок. Посмотрите, какие чудесные фотографии снежинок принесла нам Совунья! Дети рассматривают прикрепленные к магнитной доске фотографии снежинок в увеличенном виде.
- Что такое снежинки? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок.
- А вот льдинку можно получить за несколько минут. Помните, я давала вам домашнее задание принести мне льдинки. Как они у вас получились? Ответы детей
-А вы знаете, что не существует в мире двух одинаковых снежинок? Но Ученая Совунья случайно сфотографировала одну снежинку два раза.
Кто из вас самый внимательный? Найдите две одинаковые снежинки.
Игра «Найди две одинаковые снежинки».
А сейчас представьте, что вы на улице во время снегопада и многочисленные снежинки опускаются прямо на ваши щечки и носики.
Физминука музыкальная
Возвращаемся на свои рабочие места
-Теперь возьмите пластиковую тарелку, положите на нее ложечкой снег, подвигайте тарелкой влево-вправо. Верните снег в стаканчик.
Теперь то же самое проделаем со льдом. В чем разница? Ответы детей.
О каком свойстве льда идет речь? Ответы детей (лед скользкий)
-А теперь подумайте и скажите, это хорошо, что лед скользкий? Ответы детей
(рассматриваем картинки из серии «Опасности во время гололёда»
Давайте вернемся в нашу лабораторию
-Вы знаете, ребята, а ведь ледяные опасности подстерегают нас не только внизу, но и сверху. Кто догадался, о чем я говорю? Ответы детей. (картинки «Опасные сосульки»).
- Как вы считаете, сосульки опасны? (да)
- Что надо делать, чтобы не оказаться на месте героев? Ответы детей.
-Лед под ногами – это опасно, лед над головой – это угроза. Ребята, неужели лед приносит людям только зло?
Давайте вспомним, в каких ситуациях ребята, да и взрослые очень радуются ровному, скользкому льду. Ответы детей (катание на коньках).
-Действительно, лед может принести людям и пользу, и радость, надо просто правильно им пользоваться.
-А как вы думаете, есть ли польза от снега?
Давайте посмотрим, что спрятал снег под своим пушистым одеялом? Возвращаются к подносу со снегом, приподнимают снег и обнаруживают под ним траву.
-Под снегом скрываются маленькие ростки травы. Снег не дает им замерзнуть в сильные морозы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик.
-А вы знаете, что некоторые виды спорта напрямую зависят от качества снега и льда? Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: каждая команда получит по 4 карточки с изображением разных видов спорта.
Определите, для каких видов спорта просто необходим снег или лед, а для каких они вовсе не нужны.
Игра «Определи вид спорта»
-Ребята, Совунье очень понравилось, как вы сегодня проводили исследования, как вы отвечали на вопросы, как вы обсуждали разные жизненные ситуации. Давайте еще раз повторим:
-снег – он какой? Ответы детей. (белый, не имеет запаха, рыхлый, блестящий)
-а лед – он какой? Ответы детей (бесцветный, не имеет запаха, блестящий, хрупкий)
-что общего между снегом и льдом? Ответы детей (не имеет запаха, состоит из замёрзшей воды)
-а чем отличаются снег и лед? Ответы детей. (снег-белый,сыпучий, лёд-бесцветный, хрупкий)
Рефлексия
-У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку.
-Посмотрите, ребята, а зима не такое, уж грустное время года.
-Вы очень порадовали Ученую Совунью своим трудолюбием и любознательностью. Сегодня все ребята были активными и все получают снежинки.
Всем спасибо.
Для гостей: Если вам понравилось –снежинка, если нет – льдинку).