Получи документы

Познавательное развитие. Конспект ОД в старшей группе «Знакомство со свойствами снега и льда»

Наталья Безызвестных
Познавательное развитие. Конспект ОД в старшей группе «Знакомство со свойствами снега и льда»

Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство со свойствами снега и льда».

Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами снега и льда.

2. Определить значение снега и льда в природе и для человека.

3. Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.

Публикация «Познавательное развитие, Конспект ОД в старшей группе „Знакомство со свойствами снега и льда“» размещена в разделах

4. Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы.

5. Развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение.

6. Развивать гуманное отношение к природе, к людям; формировать экологическую культуру воспитанников.

Оборудование:

Большая игрушка Ученая Сова; мини-лаборатория, содержащие пластиковые стаканчики, тарелки, ложки, бумажные салфетки, цветовую палитру; клеенки; поднос со снегом и льдом, стаканчики со снегом и льдом; методические карточки с изображением видов спорта, карточки с изображением снежинок (в увеличенном виде).

Ход занятия.

Музыкальное приветствие "Ты дрозд, я дрозд". : Здравствуйте.

-Сегодня у нас в гостях – наша старая знакомая, которая приходит к нам каждую неделю. Кто это? Ответы детей (Ученая Совунья)

-Мы знаем: если к нам пришла ученая Совунья, мы все превращаемся …

Ответы детей (В ученых)

-А кто такие ученые, чем они занимаются? Ответы детей.

-Правильно, ребята. Ученые ведут наблюдения и проводят эксперименты.

Перед тем, как начать заниматься научными экспериментами, нам надо вспомнить что-то очень важное. Какие правила работы в лаборатории вы знаете? Ответы детей.

-Ну что же, давайте подготовим свои рабочие места. Дети покрывают столы клеенкой, ставят на них мини-лаборатории, садятся за столы.

-Вам интересно посмотреть, какие вещества принесла нам Совунья сегодня для экспериментирования? И мне не терпится об этом узнать.

Только это не так-то просто сделать. Мы сможем получить эти вещества, только если разгадаем загадку, которую нам приготовила Ева Ж.

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке - румяный,

Под луной он - голубой.

Он за ворот и в карманы

Залетает нам с тобой –

Он и белый, и лохматый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь!

Ответы детей (Снег)

-Молодцы, ребята, быстро вы справились с этим заданием.

Приподнимает покрывало, демонстрирует на подносе снег.

-Итак, ребята, что мы сегодня будем с вами изучать?

Ответы детей.

-Правильно, мы будем исследовать снег и лед.

Опыт со снегом : в стаканчики насыпать снег и поместить их в холодную и тёплую воду…Что произойдёт?

Вывод: снег в тёплой воде тает быстрее. Значит снег – это замёрзшая вода.

-Да, ребята, вода может находиться в нескольких состояниях. Мы с вами уже проводили исследования с водой в жидком состоянии. А сегодня опять будем изучать это вещество, только теперь оно предстанет перед нами в виде снега и льда.

Чтобы вам было удобнее вести наблюдения, возьмите каждый к себе на рабочий стол баночки со снегом и льдом.

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску знак «глаз».

-Итак, дорогие младшие научные сотрудники, напомните всем, что в наших исследованиях обозначает этот знак? Ответы детей (цвет вещества).

- При помощи органа зрения мы можем изучить цвет вещества.

- Правильно.

Воспользуемся цветовой палитрой.

Какого цвета снег? Ответы детей

А какого цвета лед? Ответы детей

А еще при помощи органов зрения мы можем определить прозрачность вещества.

- Да! Как?

Давайте посмотрим, можно ли сквозь лед что-нибудь разглядеть? (цветной картон)

Знаете, ребята, через лед на реке иногда даже можно разглядеть плавающих рыбок.

А снег прозрачный? Можно ли по дороге в садик разглядеть, что у нас под ногами, если земля покрыта снегом? Я вам давала домашнее задание, по дороге в детский сад понаблюдать, что можно разглядеть под снегом? Ответы детей.

На доске появляется новый знак – «нос».

-Ребята, что можно узнать о веществе при помощи носа?

Ответы детей.

-Правильно. Понюхаем снег, потом лед. Что вы скажете о запахе этих веществ? Ответы детей.

-Действительно, запаха у этих веществ нет.

-А сейчас, ребята, возьмите ложки и сделайте в снегу ямку. Получилось? Теперь ложечкой перемешайте снег.

Попробуйте сделать то же самое со льдом.

Можно сделать ямку во льду? Ответы детей.

А перемешать его ложечкой? Ответы детей.

Как вы думаете, Почему? Ответы детей.

-Это говорит о том, что снег рыхлый, а лед крепкий. Прочный. Может быть лед хрупкий (давайте молоточком постучим по льдинке).

Ребята, как вы считаете, это хорошо, что снег такой мягкий и рыхлый? Что было бы, если бы вместо снега зимой на нас падали льдинки?

- Снег какой (лёгкий, пушистый, а льдинки (тяжёлые,острые).

Ответы детей.

Действительно, приятного мало. А снежные хлопья состоят из отдельных снежинок. Посмотрите, какие чудесные фотографии снежинок принесла нам Совунья! Дети рассматривают прикрепленные к магнитной доске фотографии снежинок в увеличенном виде.

- Что такое снежинки? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок.

- А вот льдинку можно получить за несколько минут. Помните, я давала вам домашнее задание принести мне льдинки. Как они у вас получились? Ответы детей

-А вы знаете, что не существует в мире двух одинаковых снежинок? Но Ученая Совунья случайно сфотографировала одну снежинку два раза.

Кто из вас самый внимательный? Найдите две одинаковые снежинки.

Игра «Найди две одинаковые снежинки».

А сейчас представьте, что вы на улице во время снегопада и многочисленные снежинки опускаются прямо на ваши щечки и носики.

Физминука музыкальная

Возвращаемся на свои рабочие места

-Теперь возьмите пластиковую тарелку, положите на нее ложечкой снег, подвигайте тарелкой влево-вправо. Верните снег в стаканчик.

Теперь то же самое проделаем со льдом. В чем разница? Ответы детей.

О каком свойстве льда идет речь? Ответы детей (лед скользкий)

-А теперь подумайте и скажите, это хорошо, что лед скользкий? Ответы детей

(рассматриваем картинки из серии «Опасности во время гололёда»

Давайте вернемся в нашу лабораторию

-Вы знаете, ребята, а ведь ледяные опасности подстерегают нас не только внизу, но и сверху. Кто догадался, о чем я говорю? Ответы детей. (картинки «Опасные сосульки»).

- Как вы считаете, сосульки опасны? (да)

- Что надо делать, чтобы не оказаться на месте героев? Ответы детей.

-Лед под ногами – это опасно, лед над головой – это угроза. Ребята, неужели лед приносит людям только зло?

Давайте вспомним, в каких ситуациях ребята, да и взрослые очень радуются ровному, скользкому льду. Ответы детей (катание на коньках).

-Действительно, лед может принести людям и пользу, и радость, надо просто правильно им пользоваться.

-А как вы думаете, есть ли польза от снега?

Давайте посмотрим, что спрятал снег под своим пушистым одеялом? Возвращаются к подносу со снегом, приподнимают снег и обнаруживают под ним траву.

-Под снегом скрываются маленькие ростки травы. Снег не дает им замерзнуть в сильные морозы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик.

-А вы знаете, что некоторые виды спорта напрямую зависят от качества снега и льда? Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: каждая команда получит по 4 карточки с изображением разных видов спорта.

Определите, для каких видов спорта просто необходим снег или лед, а для каких они вовсе не нужны.

Игра «Определи вид спорта»

-Ребята, Совунье очень понравилось, как вы сегодня проводили исследования, как вы отвечали на вопросы, как вы обсуждали разные жизненные ситуации. Давайте еще раз повторим:

-снег – он какой? Ответы детей. (белый, не имеет запаха, рыхлый, блестящий)

-а лед – он какой? Ответы детей (бесцветный, не имеет запаха, блестящий, хрупкий)

-что общего между снегом и льдом? Ответы детей (не имеет запаха, состоит из замёрзшей воды)

-а чем отличаются снег и лед? Ответы детей. (снег-белый,сыпучий, лёд-бесцветный, хрупкий)

Рефлексия

-У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку.

-Посмотрите, ребята, а зима не такое, уж грустное время года.

-Вы очень порадовали Ученую Совунью своим трудолюбием и любознательностью. Сегодня все ребята были активными и все получают снежинки.

Всем спасибо.

Для гостей: Если вам понравилось –снежинка, если нет – льдинку).

Публикации по теме:

«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка Цель: - формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе; - формировать интерес к явлениям природы; - закрепление и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами стекла» Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе На тему: «Знакомство со свойствами стекла» (Ознакомление со.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в царство снега и льда» Цели: систематизировать знания детей об арктических животных; развивать познавательный интерес, мышление. Задачи: расширять представления.

Конспект НОД по формированию представлений о свойствах воды, снега и льда «Почему растаяла Снегурочка?»Конспект НОД по формированию представлений о свойствах воды, снега и льда «Почему растаяла Снегурочка?» «Почему растаяла Снегурочка?». Цель: Расширять представление детей о свойствах воды, снега и льда. Задачи: Учить устанавливать элементарные.

Конспект образовательной деятельности «Роль снега и льда в жизни растений и животных» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Роль снега и льда в жизни растений и животных» Задачи: Образовательные:.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПР «Знакомство со свойствами материалов»Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПР «Знакомство со свойствами материалов» Конспект ООД по познавательно – речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПРТема: «Знакомство с материалами (дерево, металл) и их.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в царство снега и льда» (старшая группа) Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Путешествие в царство снега и льда» Составила: Черепанова Алёна Викторовна.

«Секреты Зимы. Свойства снега и льда». Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ЗПР) Тема «Секреты Зимы. Свойства снега и льда». Задачи: 1. Закреплять знания детей о свойствах снега, льда, о переходе твердых веществ в жидкие.

Конспект занятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Свойства снега и льда» Конспект занятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Свойства снега и льда» Восп-ль: Лед на реках Дети: Зимой. Вьюга.

Занятие по познавательному развитию «Знакомство со свойствами снега» во второй младшей группеЗанятие по познавательному развитию «Знакомство со свойствами снега» во второй младшей группе Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования снегом. Задачи: Знакомить детей со свойствами снега (белый,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие. Конспект ОД в старшей группе «Знакомство со свойствами снега и льда»
Опубликовано: 25 января 2018 в 11:57
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД