Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Колокола Руси»

Елена Сергеевна Крылова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Колокола Руси»

" Колокола Руси"

Цель:

1. Приобщение к истокам русской народной культуры.

2. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

Задачи.

1. Архитектура.

• Дать понятия об архитектуре, как искусстве создавать сооружения.

Познакомить со старинными известными архитектурными сооружениями (Храм Василия Блаженного в Москве, Московский кремль, Церковь Рождества Богородицы).

2. Литейное искусство. Колокола.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Колокола Руси“» размещена в разделах

Дать понятие о литейном искусстве на Руси :

- познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси;

- дать представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве, звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола;

- дать понятие о памятнике литейного искусства - “Царь-колокол”, об индивидуальной манере и роли династии в мастерстве;

- познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте;

- показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве);

- учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.

3. Духовно-нравственное воспитание.

Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

• Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и др.)

4. Самостоятельная художественная деятельность детей.

• Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

• Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

• Учить осваивать новые способы работы с разноцветной, блестящей гелевой краской.

5. Развитие речевых навыков детей.

Развивать интерес к речи как особому объекту познания :

- учить определять родственные слова:

колокол – колокольня, колокольный;

звон – звонарь, звонница, звонить;

- учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;

- учить понимать значение слов: "колокол" - зов, шум, крики.

Развивать связную речь :

- умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;

- умение использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).

Учить внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.

Предварительная работа.

• Лепка колокольчиков из соленого теста.

• Оформление презентации.

• Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.

• Оформление выставки “Москва златоглавая”.

• Экскурсия на выставку “Храмы России” (иллюстрации).

Материал к занятию.

Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.

• Мультимедийная презентация "Колокола Руси"

• Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).

• Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).

• Заготовки колокольчиков из соленого теста, гель для рисования, салфетки.

Ход занятия (Слайд 1)

Организационный момент

Ребята, давайте поздороваемся с солнцем! (руки поднять вверх)

- Поздороваемся с небом! (плавные движения рук вверху)

- Поздороваемся друг с другом! (кивание головой глядя на человека)

Дети сидят полукругом на стульчиках.

- Ребята, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!

Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей!

- Кто догадался, о чем идет речь? Кто догадался, что в первой загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение).

- Чем отличается вторая отгадка от первой? Или отгадка одинаковая? ( Предложить подумать и объяснить: 1 – Колокол. 2- Колокольчик. Чем похожи слова-отгадки: “колокол” и “ колокольчик”).

- Дети, а на что похож колокол? (На колпак, цветок - колокольчик). (Слайд 2)

- Хочу предложить вам скороговорку (Слайд 3) :

Сшит колпак, вязан колпак,

Да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол,

Да не по-колоколовски.

- Существует легенда о необычайно красивом цветке. Она рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века Епископу Ноланскому приснился сон (Слайд 4, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

- Ребята, как вы уже догадались, тема нашего занятия (Слайд 5) посвящена этому поющему цветку «Колокола Руси»

- Видно, вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

(Звучит колокольный звон. Обратить внимание детей на экран).

- Колокольный звон появился на Руси давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.

- Ученые доказали, (Слайд 6) что первые колокола появились в местечке Кампань, в Италии. Большие колокола и сейчас называют кампанами. Как же оказались колокола на русской земле?

- Появился первый колокол (Слайд 7) в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад. Отлит он был из меди и олова.

- Давно – давно, в 988 году при князе Владимире Русь приняла крещение. Тогда и началось строительство храмов, а колокола их неотъемлемая часть.

- Слово «колокол» произошло от слова «коло», что значит круг. Другие ученые утверждают, что это слово произошло от слияния слов «кол» о «кол». Слово "колокол" означает - зов, шум, крики. Русскими мастерами было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов.

- Как вы считаете, можно ли колокол называть музыкальным инструментом?

- Правильно. Конечно можно, потому что на колоколах можно сыграть мелодию.

- А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах) (Слайд 8). Колокольня представляет собой сооружения при храме для подвеса колоколов. Обычно башенного типа. В отличие от колокольни, звонница – это в основном прямоугольная площадка, которая стоит на земле, может быть постройкой на стене храма. На звоннице, с её большим внутренним пространством можно было разместить больше колоколов.

- А как вы считаете, с какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется она - "Иван Великий". (Обратить внимание детей на экран). (Слайд 9)

- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота 81 метр (Слайд 10). (Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).

- А самая известная звонница находится в Ростове. (Предложить полюбоваться красотой звонницы). (Слайд 11)

- Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Звучит звук "Ростовских звонниц"). Этот большой колокол называют Сысой. (Слайд 12)

- Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия : (Слайд 13) Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран и т. д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. (Предложить послушать звон различных колоколов и определить звучание: красиво, мелодично, звонко).

- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол» (Слайд 14? Почему он носит такое название? (Предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).

- Отлили этот колокол наши русские мастера (Слайд 15)- Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Весил это колокол 200 тонн, высота 6 метров.

- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но т. к. на него попала вода, у него откололся край весом в 7 тонн. (Слайд 16) Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства (Слайд 17). В центре мы видим (Слайд 18) изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент.

Физминутка.

Игра «Жмурки»

Дети взявшись за руки встают вкруг. В кругу два играющих ребенка, у одного завязаны глаза, у другого в руках колокольчик. Ребенок с завязанными глазами должен поймать ребенка с колокольчиком. Дальше играющих можно поменять.

- Колокольчики делают разной формы и из разных материалов. (Слайд 19) (Обратить внимание детей на экран, предложить полюбоваться красивой формой, необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор).

- Посмотрите (Слайд 20) здесь есть необычайный колокольчик – валдайский. Послушайте, как он звенит. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка, везет то ли почту, то ли гостей.

- Существует легенда о валдайских колокольчиках. В 1478 г. по приказу московского князя в Великом Новгороде (Слайд 21) сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где был перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор (Слайд 22) сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.

- Красивая легенда, правда?

- А кто из вас знает, как устроен колокол?

- С какими похожими по форме предметами похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами; вспомнить, с чем колокол сравнивается в загадках).

- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака (Слайд 23, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык (Слайд 24) - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).

- Язык – во рту человека; язык, – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.

- Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “Звенигород”, “звонкоголосый”…- Предложить объяснить смысл каждого слова).

- О колоколах сложилось много легенд:

* Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.

* Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).

* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы (Слайд 25, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.

* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…” (С. Трофимова).

- А вы знаете, что самый главный из церковных звонов - "Благовест". (Слайд 26) (Слушание пасхального звона).

- Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". В этом звоне слышится призыв: "К нам, к нам, к нам". В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню (Слайд 27) и позвонить в колокола. Существует пословица: "В светлую седмицу, кто не звонарь".

(Предложить детям стать звонарями, взять понравившийся колокольчик и позвонить - индивидуально и всем вместе).

- Хорошие у нас звонари! Ребята, мы уже побывали с вами мастерами литейного дела. “Отливали” колокольчики не из чугуна, не из металла. А, из чего?

Пыхтит, кряхтит, вверх ползет,

Недосмотришь – упадет,

Но не больно ему. Почему?

- Пора украсить колокольчики узорами, – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски и приступить к работе (Слайд 28) (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”).

- Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Недаром в старинной песне поется : “Москва златоглавая, звон колоколов…” Почему, кто знает, Москву называют Златоглавой? На территории Москвы более 2000 церквей – отсюда и название «Москва златоглавая». А еще «Москву Златоглавой» начали называть после того, как у главных соборов Московского кремля – это Успенский собор на нем 5 куполов и на Благовещенском соборе 9 куполов покрыли позолотой. На Кремлевской площади находится 9 соборов.

- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких.

- Дети, а что в нашем занятии вам понравилось больше всего?

- Где находится самая высокая колокольня? (Москве и называется она - "Иван Великий")

- Какие колокола, колокольчики вы знаете? (Царь – колокол, валдайский колокольчик)

- Где находится самая известная звонница? (В Ростове)

- Как называется самый главный из церковных звонов, который звенит в пасху? (Благовест)

- Тот, кто играет на колоколе, как их называют? (Звонарями)

Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям).

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Защитникам Кубани посвящается» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема «Защитникам Кубани посвящается» Программные задачи: Познакомить детей с.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", " Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие". Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна» Интеграция ОО :"Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое", "Речевое развитие". Задачи :- продолжать знакомить.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта» Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи» Программное содержание: • сформировать у детей элементарные представления о микробах, об их пользе и вреде; • познакомить детей с профессией.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас» Цель: - Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. - Формировать у детей убеждения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Колокола Руси»
Опубликовано: 5 февраля 2021 в 20:36
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД