Папки-передвижки

Познавательный проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии»

Екатерина Кузьмина
Познавательный проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии»

Тип проекта : познавательно-творческий.

Вид проекта : долгосрочный

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.

Публикация «Познавательный проект „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии“» размещена в разделах

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В Мордовии живет много представителей народов России. Это — русские, мордва, татары, чуваши, и т. д. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Цель проекта : познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой мордовского народа и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родине, воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Задачи проекта :

Образовательные:

- способствовать накоплению опыта о природе, культуре, традициях Мордовии;

- дать знания детям об истории, символики, достопримечательностях Саранска;

- познакомить с именами людей, прославившими Мордовию и Россию;

- познакомить детей с особенностями мордовских национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности.

Развивающие:

- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- развивать интерес к культурному наследию и истории народов Мордовии.

Воспитательные:

- воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться им;

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов России;

- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи проектируемого процесса для детей :

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями мордовского народа.

2. Дать детям знания представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о мордовском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Задачи проектируемого процесса для родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с мордовским народом.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам мордовского народа.

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методы, используемые в реализации проекта :

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.

Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные, игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

1. Демонстрационный и дидактический материал.

2. Методическая литература.

3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.

4. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».

5. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.

Условия реализации проекта :

1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.

2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.

3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.

4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Предполагаемый результат:

• Пополнение у детей знаний о народах России (в частности о мордовском народе, о Государственных символах Мордовии.

• Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.

• Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках, народных промыслах мордовского народа.

• Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.

• Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

Структура проекта.

Этапы проведения и реализации проекта :

I этап подготовительный (организационный) :

Задачи:

1. Изучение опыта педагогов России по работе в области «Этнокультурное воспитание детей».

2. Разработать план работы, консультации по истории России, оформить тематические и образовательные стенды.

3. Составление перспективного плана работы.

4. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т. д.

5. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.

II этап Организационно-практический (продуктивный).

Задачи:

1. Создание условий для успешного овладения детьми этно-национальной культуры Мордовии средствами разнообразной деятельности: декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.

2. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада, города.

3. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.).

4. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

5. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

6. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).

2.1. Примерный план работы с детьми:

1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.

2. Рассматривание книг и буклетов о Мордовии.

3. Беседы: «Древняя мордва», «Саранск – столица Мордовии», «Государственные символы Мордовии», «Животные и птицы наших лесов», «Красная книга Мордовии», «Знаменитые мордовцы» (культура и спорт, «Народные промыслы Мордовии» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм».

4. Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.

5. Инсценирование мордовской сказки «Как ворона лисицу обманула».

6. Чтение произведений мордовских писателей о природе : Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Стёпку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная» и т. д.

7. Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей : Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина» и т. д.

8. Пошив национальной одежды для кукол.

9. Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.

10. Проведение подвижных мордовских игр в группе и на участке: «В курочек», «Салки», «Круговой», «В базар», «Раю-раю» и др.

11. Оформление и проведение дидактических игр:

- дидактическая игра «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;

-дидактическая игра «Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России).

13. Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.

14. Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя.

15. Виртуальная экскурсия в мастерскую местного художника Е. Д. Аванькина, резчика по дереву.

16. Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.

17. Роспись заготовки мордовского национального костюма.

18. Создание рисунков на тему «Мордовский костюм».

19. Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.

20. Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком.

21. Викторина: «Животные Мордовии».

2.2. Примерный план работы с родителями.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа воспитателей с семьями дошкольников по воспитанию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:

1. Работа педагога с родителями.

2. Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

1. Оформление информационных стендов по данной проблеме;

2. Выпуск памяток, буклетов;

3. Разработка методических рекомендаций, консультаций;

4. Проведение родительских собраний;

5. Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

6. Организация фотовыставок;

7. Недели культуры различных народов.

Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:

1. В гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;

2. Совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;

3. Сшить национальный костюм для куклы;

4. Организовать семейное чтение сказок разных народов;

5. Фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др. ;

6. Семейное чаепитие и дегустация блюд национальной кухни.

Роль родителей в реализации проекта : беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка группы, участие в выставке совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечения.

III этап ИТОГОВЫЙ (заключительный).

Задачи:

1. Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.

2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

3. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

4. Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).

5. Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.

6. Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности ДОУ.

Продукт проектной деятельности :

1. Оформление выставки детского творчества «Мордовский костюм».

2. Обновление патриотического уголка в группе.

3. Выставка совместного творчества детей и родителей «Россия - мой дом».

4. Оформление альбомов “Достопримечательности Мордовии»

5. Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа».

6. Презентация по проекту.

Список литературы:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ЦГЛ., 2005

2. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М. : Школьная Пресса, 2010

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991

4. Кочетков Е. Раскраска. «Народные костюмы», Москва, 2006

5. Мини – музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка – Пресс, 2008

6. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002

7. Дидактические игры этнокультурного со держания/ Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина.

8. Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Киреева Т. И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти. : Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.

9. Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников : Дисс. канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.

10. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции / В. Н. Косарева. – Волгоград: «Учитель», 2012.

11. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду / Л. А. Лялина. – М. : СФЕРА, 2009.

12. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М. : Линка-Пресс, 2000. 224 с.

13. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста).Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста). Организован с сентября по ноябрь. Актуальность: Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное,.

Познавательный проект деятельности по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность дома» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект деятельности с детьми старшего возраста по ОБЖ на тему "Безопасность дома", который.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии»
Опубликовано: 30 января 2020 в 11:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД