Анна
Проект «В гостях у величины» по обучению детей элементарным способам измерения величин (на примере средней группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальн ость пр оекта.
Познавательно – исследовательская деятельность развивает у ребён ка умственные способности, самостоятельность мышления, мыслительные операции.
Наши дети в средней группе стали старше, н о по – прежнему ведущим видом деятельность для н их остаётся игра. И считаем, что эффективность обучения возрастает с опорой н а непосредственные практические или игровые действия. Н аша задача - обеспечить ребёнку получить необходимый ему опыт в рамках экспериментальной проектн ой деятельности.
Публикация «Проект „В гостях у величины“ по обучению детей элементарным способам измерения величин (на примере средней группы)» размещена в разделах
Тема «Величина» по нашему мнению является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность, которая формирует проектно – исследовательские умения и навыки, стимулирует познавательную активность, любознательность, самостоятельность в анализе полученных результатов. Развивается глазомер. Вследствие этого у них расширяются представления об относительности размера, способах его измерения.
Поэтому мы в группе организовали совместный познавательно – исследовательский проект по развитию математических представлений на тему «Измерение величин».
Убедилир одителей, что дети хотели бы видеть своих мам и пап помощниками в данном проекте.
Донесли до родителей, что затруднения дошкольников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, т. е. переходить от действия с конкретными предметами к действию с числами и абстрактным понятием «Величина». Что такой переход требует развитой умственной деятельностиребёнка.
В процессе познавательно – исследовательской деятельн остидети не просто знакомились сразными видами измерения, но путём эксперимен тирования самостоятельн о добывали ответы на многиевопросы. Дети чувствовали свою причастность к открытиям.
Участие в совместном поз авательно – исследовательском проекте по математическим представлениям н а тему: «Измерение величин» сформировало положительное отношение детей к умению экспериментировать, сомневаться и искать правильное решение, рассуждать, думать, делать выводы. Подвели детей к пониманию, что самыми точными способами количественных отношен ий является счёт предметов и измерение величин. Навыки счёта и измерение становятся у детей достаточно прочнымии осознанными.
Паспорт проекта
Назван ие проекта :
«Измерен ие величин в средней группе»
Продолжительность проекта : средней продолжительности- 3 месяца.
Вид проекта : Познавательно - исследовательский.
Участники проекта : воспитанники, родители, воспитатели
Цели проекта :
Фор мир овать навыки измерения величин с помощью условной мерки.
Вовлекать детей и родителей в познавательно – исследовательскую проектную деятельность.
Задачи проекта :
Развивать у детей ин терес к измерен ию величин.
Обучать измерен ию линейннх величин с помощью условной мерки
Определять объём жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Познакомить детей с примерным измерением массы предметов с помощью весов
Уметь выделять объект измерения и мерку.
Понимать, что результат пересчёта зависит от величины мерки.
Начинать считать позаданной мерке, когда заединицу пр ин имаем н е 1, а несколько предметов.
Вести исследовательскую деятельность по делен ию предметов н а 2-3-4-5 и т. д. р авн ых частей.
Уметь называть части делимого (шестая, половин а, треть и т. д.).
Обучать измерению линейн ых величин линейкой и определять результаты измерения в сантиметрах.
Учить измерять меркой, как дальнейшее раскрытие значения общепринятых меризмерения, с которыми знакомятся в школе.
Развивать интеллектуальную компетентность, способность к практическим и умстве ным исследованиям.
Развивать речевое планирование.
Развивать глазомер.
Воспитывать умение передавать впечатления и навыки в самостоятельной и творческой деятельности.
Мотивировать родителей исследовательской деятельностью.
Способствовать сотрудн ичеству педагогов, детей и родителей;
Развивать связную речь детей, активизировать и обогащать словарь детей;
Совершен ствовать стиль партнерских отношен ий, стимулировать самостоятельность;
Организация совместной детско – родительской деятельности
Предполагаемый результат:
Укреплять познавательный интерес к развитию математических пр едставлен ий
Величина становится объектом элементарных математических действий.
Сформированы предпосылки к представлению о измерении величин условной меркой.
Вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;
Дети ориентированы на использование в повседневной жизни накопленных наблюдений, знаний впечатлений.
План проекта
Дата проекта с марта по май
Участники проекта : воспитанники, родители, воспитатели
Подготовительный этап
Март Вхождение в проблемную ситуацию по усвоению материала «Для чего нужно измерение?».
Подбор и изученне материала для исследовательской деятельности.
Анкетир ование родителей
Дискуссия с родителями «Величин а, как объект элементарных математических действий»
Беседы с детьми и родителями по вовлечению в развёрнутый процесс исследования по измерению.
Проведение родительского собрания «Обучение измерению, как путь к общепринятым мерам измерения»
Рекомендации: «Способ измерения величин меркой».
Дискуссия с детьми: «О значении измерения величин, есть углублённое понятие числа, как ступенька к подготовке к школе».
Подбор литературы. Чтение и изучение литературы. Сбор информации.
Рекомендации: «Усвоение конкретных характеристик величин»
Консультации на тему: «Подбери мерку», «Передай ребёнку опыт измерения объёма жидких и сыпучих тел с помощью мерки».
Памятки «Помоги ребёнку овладеть навыками деления предметов на равные части»
Подбор дидактического и раздаточного материала
Формирование коллекций мерок
Подбор и использование предметов, принадлежностей,
оборудования для исследовательской деятельности.
Родители Педагоги. Дети.
Основн ой этап Март - Апрель
Введение детей в познавательно – исследовательскую деятельность.
Экспериментирование по исследовательской деятельности: «Что зн ачит длиннее, короче, шире, толще, тоньше, выше, ниже».
ООД – Конструирование «Дом» - по заданным меркам.
Досуг – «Виды измерения в прошлые века (пядь, сажень, локоть….)»
Реализация исследовательской деятельности в самостоятельных действиях, играх «Лего, постройки из конструктора, работа с бумагой»
Экспериментирование путей измерения «Поставим книги в полки».
Памятки «Мерка, как единица измерения»
Творческая деятельность «Подберём по видам измерения мерку» (верёвка, тесьма, полоска, палка, лента, банка, стакан, ложка и пр.).
ООД –Подвести к работе с линейкой при линейн ом измерении.
Исследовательская деятельность – «Как переставить тумбочку в нишу? Какие линейные измерения будем проводить и с помощью какой мерки?
Создание проблемной ситуации, заставляющую прибегнуть к измерению высоты, длины, ширины.
Правила по исследованию детей измерению линейных величин «Начни с конца, клади прямо, отмечай и отсчитывай меткой. Результат покажи цифрой».
Проблемная ситуация – Можно ли линейной меркой измерить объём?
Опыты по способам определения объёма жидких и сыпучих тел.
Исследовательская деятельность – определи с помощью мерки «в каком графине больше воды?»
Советы по выполнению измерення объёма – мерку заполнять до краёв.
Советы – Обозначай мерку меткой или точно считай.
Творческая деятельность – изготовление мерок для измерения линейных предметов и изготовление эквивалентных меток для отсчёта.
Исследовательская деятельность – Выбери мерки, которыми измеряют разные величины.
Исследовательская деятельность- Измерь шагами размер ковра. Почему разное количество получается в результате измерения.
ООД: Что служит меркой объёма. Подбери мерку и измерь объём гороха в банках.
Самостоятельная деятельность – Я сам создаю линейную мерку, по ней создаю конструкцию.
Творческая деятельность – зарисуем мерки.
Эксперимент - Результат пересчёта зависит от величины мерки?
Дидактическая игра: «Определи предмет по параметрам: длиннее, короче, уже, шире, выше ниже, толще, тоньше, больше, меньше».
ООД – Находим приёмы деления объёмных и плоскостных предметов на 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. равных частей (путём сгибания, разрезания или измерения условной мер кой).
Проблемная ситуация. Найти части делимого и назвать части деления: шестая, половин а, тр еть и т. д.).
Дидактическая игра на части «Танграм»
ООД –«Что такое линейка – приём измерения».
Творческое воображение – Какое морское животное длиннее дельфин или тюлень, кит или морская корова? - развиваем глазомер.
Исследовательская деятельность – Проверь размер животных при помощи измерения линейкой.
ООД «Что такое весы? Виды весов. Познакомься с примерным измерением массы предметов при помощи весов.
Исследовательская деятельность «Измерь массу, покажи результат».
С/р. игр а «Магазин» задействовать для игры весы - качели.
Игровая мотивация –Измеряем, сравниваем, считаем.
Совместный досуг по созданию и оформлению дидактических игр на тему «Измерение».
Совместное участие по оформлению альбома фотографиями и рисунками по измерению в группе и дома.
Самостоятельная деятельность в повседневной жизни на применен ие навыков по измерению величин.
Итоговый этап Создать коллекцию линейных мерок.
Создание фотоальбома – измеряю в саду и дома.
Отчёт с презентацией- продукт нашего проекта.
Повторное анкетирование родителей.
Анкета для родителей (см. Приложение 1)
Проект «В гостях у величины» (см. Приложение 2)
Приложение 1
Анкета для родителей
«Измерен ие величин в средней группе»
Мы рады сообщить, что в нашей группе состоится совместный познавательно – исследовательский проект по развитию навыков математических представлений на тему: «Измерение величин»
Ваши дети хотели бы вас, уважаемые родители, видеть помощниками в данном проекте
1 – Согласны ли вы участвовать в совместном детско – родительском проекте по развитию математических представлений на тему «Измерение величин»?
2 – Необходимо ли уделять особое отношен ие развитию у детей умения ориен тироваться в математических зависимостях между величинами?
3 – Считаете ли вы, что измерение величины есть объект элементарных математических представлений?
4 – Согласны ли вы, что измерение величины – это совокупность действий, выполняемых с помощью средств измерен ий (либо сравнения с эталоном - мерой?
5 – Готовы ли помочь ребёнку провести измерен ие физической величины опытным путём, при помощью различных средств измерений – мерок?
6 – При измерении разных величин какие предметы для вас будут предпочтительнее служить мер ками: тесьма, лента, палка, кусок верёвки, картонная полоска, банка, стакан, ложка, весы, гир и и прочее?
7 – Измерение величин, это есть углублённое понятие числа, как ступенька в подготовке к школе?
8 – Измерен ие позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры?
9 – Готовы ли вы передать ребёнку опыт измерения объёма жидких и сыпучих тел с помощью мерки?
10 – Готовы ли вы помочь ребёнку овладеть навыками деления предметов на равные части?
11 – Считаете ли вы, что у вас найдётся время и желание н айти взаимопонимание с ребёнком по участию в экспериментир овании в познавательно – исследовательском проекте? Аргументируйте свой ответ.
Приложение 2
Этапы реализации проекта :
I этап. Организационный.
Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности.
II этап. Основной.
Составление проекта поэтапного плана работы;
Определение задач воспитательно- образовательной работы;
Планирование деятельности;
Разработка конспектов ООД, бесед, разработка презентации «Как измеряли в древности», подбор дидактических игр, подбор практического материала для исследовательской деятельности.
III этап. Заключительный
ООД (Математический досуг «В гостях у королевы Величины»)
Создание презентации по теме проекта «Хотим все знать и измерять»
Вывод по итогам работы над проектом.