Папки-передвижки

Практические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии

Елена Пролеева
Практические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Практические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии.

Подготовила педагог-психолог МБДОУ№ 47 пос. Эльбан Пролеевой Е. А.

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на передний план выходят: развитие личности ребенка, его социализация, включающая в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познание норм и правил социального взаимодействия, осознание себя в мире людей и окружающих предметов. Эти приоритеты и определяют выдвижение задач, связанных с формированием психологической стабильности, высокой самооценки, веры в свои силы и развитием социальных способностей. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.

Публикация «Практические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии» размещена в разделах

Дошкольное образования в наше время связано с созданием полноценного пространства для развития ребенка и комплексным сопровождением его индивидуального развития.

В последнее время педагоги все чаще обращаются к педагогам-психологам по вопросам поведения детей, связанного с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Это и агрессивное поведение, и повышенная тревожность, и замкнутость, и гиперактивность. В связи с этим, возникла объективная необходимость создания рекомендаций для педагогов по взаимодействию с детьми, с перечисленными выше проблемами.

Трудности в эмоциональной и волевой сфере у детей может быть по нескольким причинам:

1. Возрастной кризис - естественный процесс, является нормальным этапом становления личности ребенка; цель такого кризиса – приобрести новые знания, умения и навыки, необходимые для более зрелого возраста.

2. Особенности взаимоотношений с родителями, неудовлетворенная потребность в родительском внимании, либо его переизбыток; жесткие границы семьи, узкий круг общения, в связи с чем недостаточно развитые коммуникативные навыки;

3. Органические нарушения мозговой деятельности вследствие негативного влияния в период беременности матери и родов, первых дней жизни ребенка; тип нервной системы.

В связи с этим, необходимы методы и технологии, отвечающие индивидуальным потребностям дошкольников с различными проявлениями расстройств эмоционально-волевой сферы.

У детей были отмечены следующие трудности эмоционально-волевой сферы:

-расстройства настроения (эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи, апатия, неадекватность эмоций);

-расстройства поведения (гиперактивность, агрессивность);

-нарушения психомоторики (амимия – слабо выраженная мимика, вплоть до ее отсутствия; гипомимия, маловыразительная пантомимика).

Гиперактивные дети

Синдром дефицита внимания гиперактивности – дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов.

Каждый педагог, в группе которого есть гиперактивный ребёнок, знает, насколько тяжело работать в такой группе. Однако, это обратная сторона медали. На самом деле больше всего страдает в этой ситуации сам ребёнок.

Гиперактивный ребенок не «вредный», «не плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность. Гиперактивность связана с возбуждением нервной системой. И ребенок не в состоянии контролировать процессы возбуждения и торможения.

Выделяют три основных блока проявления гиперактивности:

*дефицит внимания,

*импульсивность,

*повышенная двигательная активность.

Поэтому работа ведется по развитию внимания у таких деток, на развития умения контролировать импульсивные действия, снимать излишнюю двигательную активность.

Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.

Дефицит внимания:

– не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

– с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

– не слушает то, что ему говорят;

– не в состоянии следовать инструкциям;

– не может организовать игру или деятельность;

– имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

– часто теряет вещи;

– часто и легко отвлекается;

– бывает забывчив.

Сверхактивность:

– ерзает, не может усидеть на месте;

– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);

– мало спит, даже в младенчестве;

– находится в постоянном движении (с «мотором»);

– очень говорлив;

– не может играть в тихие игры.

Импульсивность:

– отвечает до того, как его спросят;

– не способен дождаться своей очереди;

– часто вмешивается, прерывает;

– резкие смены настроения;

– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);

– не подчиняется правилам (поведения, игры);

– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

Если проявляются перечисленные признаки, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

При работе с такими детьми необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;

2. В середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести и т. п. ;

3. Хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.

4. Также особенностью гиперактивных детей, является неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.

5. Для гиперактивных детей рекомендуется проводить йоговскую гимнастику; упражнения для развития общей и мелкой моторики различные пальчиковые гимнастики, физминутки; глазодвигательные упражнения, которые улучшают восприятие, активизируют процесс обучения; упражнения для языка и мышц челюсти; упражнения для релаксации; визуализация.

6. Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатываются всей группой вместе с воспитателем. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных». В качестве поощрения могут служить различные призы: это ведущая роль в игре, правая рука воспитателя на занятии или в течение дня, выбор любимой музыки для сопровождения занятий или выбор книги для чтения и т. д.

7. Применение в работе с такими детьми релаксации это очень хорошо. Снятие психоэмоционального напряжения, тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции, успокоение возбужденных детей, создание позитивного фона настроения. То есть, как вы поняли, что цель релаксации сохранение психофизического здоровья. Поэтому ее рекомендуют использовать в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Йоговская гимнастика

1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».

2. Останавливаются, встают в круг.

3. «Заводят будильник» – сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».

4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим - дети слегка ударяют ладошкой по голове.

5. «Лепят личико»- проводят руками по краю лица.

6. «Лепят волосики»- нажимают подушечками пальцев на корни волос.

7. «Лепят бровки»- проводят кончиками пальцев по бровям.

8. «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Марают глазами.

9. «Лепят носики»- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки»- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

11. «Лепят подбородок.

12. «Рисуют носиком солнышко»- крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».

13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками.

Упражнение «Интервью».

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали! Космонавты здоровы? Раз, два, три! Люди на планете есть? Раз, два, три! Небо, какого цвета? Раз, два, три! Вода есть? Раз, два, три! Животные есть? Раз, два, три! Домой хотите? Раз, два, три! То есть тренируемся умения контролировать импульсивные действия. Чтобы ребенок не выкрикивал, умел сдерживать свой ответ.

Упражнение «Внимательные глазки»

Ребята, а давайте посмотрим какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете. Я предлагаю одному из детей спрятаться за ширмой. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы, какие у него волосы, глаза, одежда. И так несколько раз.

Агрессивные дети

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может возникать в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций.

Агрессивные дети–это дети, которые проявляют физическую агрессию (физические действия против кого-либо, раздражение (вспыльчивость, грубость, вербальную агрессию (угрозы, крики ругань, негативизм (оппозиционная манера поведения).

На становление агрессивного поведения ребенка оказывает влияние некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, социальные факторы, стили воспитания в семье (авторитарный стиль). Подтвержден тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые на экранах телевизора, способствуют повышению уровня агрессивности.

При работе с такими детьми необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Наладьте взаимоотношения с таким ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно, уделите ему внимания чуть больше, чем другим детям.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

3. Если вы расстроены или раздражены, то агрессивный ребенок должен знать о вашем состоянии, говорите прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях.

4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные вспышки агрессии с помощью следующих приемов: отвлечь ребенка, предложить выбор, отреагировать неожиданным для ребенка образом, не приказывать, а договариваться (не заискивать, выслушать, что хочет сказать ребенок, не читать нотаций.

5. Обучите агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Учите детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

6. Формируйте такое качества, как эмпатия, доверие к людям. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии. Через совместное чтение взрослого и ребенка. Обсуждать прочитанное

7. Обучайте детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения.

8. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

9. Старайтесь обсудить поступок ребенка наедине с ним.

10. Постарайтесь сохранять положительную репутацию ребенка.

11. Установить доверительный контакт с родителями агрессивного ребенка.

12. Дать родителям рекомендацию по обучению приемам саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме и навыкам общения.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия можно забрать свой крик.

Воспитатель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду.

Перед детьми раскладывают набор карточек с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Ребенку предлагают ответить на вопрос: «Какие эмоциональные состояния изображены на карточках? Вспомни, когда ты сам испытывал такие чувства».

Выражать гнев приемлемой форме можно с помощью таких упражнений как «Битва шарфами» Понадобятся 2 шарфа, концы которых завязаны в узлы, и колокольчик. (Цель упражнения-снятие напряжения, научить в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.) Вы сейчас будите сражаться друг с другом с помощью шарфов, но по правилам, которые никто из вас не может нарушать. Правила такие:

— можно начинать бой только по сигналу колокольчика;

— можно касаться шарфом можно только тела и ног;

— заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.

Помните правила игры? Начали!

Упражнение «Надоедливая муха» Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас греет, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями, муха кружится вокруг глаз -поморгайте ими, перелетает с щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигайте челюстью и т. д.

Тревожные дети

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Тревожные дети – это дети, которые склонны к частым и интенсивным переживаниям, а также с низким порогом их возникновения.

Тревожность является устойчивым состоянием. Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, бояться браться за новое задание. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи, и еще им свойственно зажатие мышц живота.

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

- повышение самооценки;

- обучение умению снимать мышечное и эмоциональное напряжения;

- отработка навыка уверенного поведения в ситуациях, травмирующих ребенка.

Педагогу в работе с тревожными детьми можно порекомендовать следующее:

1. Давайте поручение ребенку, соответствующее его возможностям.

2. Избегайте состязаний и каких-либо работ, учитывающих скорость.

3. Не сравнивайте ребенка с окружающими, а только с ним самим.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его так, чтобы он знал за что.

5. Хвалите даже за незначительный успех.

6. Хвалите за проявление самостоятельности и стимулируйте проявление личной ответственности.

7. Осторожно и дозировано используйте критику, старайтесь не критиковать его в присутствии других детей.

Застенчивые дети

Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.

Портрет застенчивого ребенка

Застенчивые дети выглядят удивительно похоже- опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы. Они готовы спрятаться куда угодно- только бы их не трогали. застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками.

Работа педагога с застенчивым ребенком

1. Развивайте позитивное самовосприятие ребенка (хвалить чаще)

2. Повышайте уверенность в себе и своих силах (давать задания, с которыми вы уверенны, что он справится)

3. Развивайте доверия к другим (чтобы ребенок другой из группы помогал ему, можно даже закрепить за ним наставника)

4. Развивайте навыки коллективной работы

Преодолеть закомплексованность, развить коммуникативные навыки поможет театрализованной деятельности. Участие в утренниках, концертах.

Игра "Я — лев".

(Цель — повышение у детей уверенности в себе.)

Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев — царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: "Я —лев Гоша". Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.

"Игра с платком"

(Цель — снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.)

Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

-бабочку,

-принцессу,

-волшебника,

-бабушку,

-фокусника,

-человека, у которого болит зуб,

-морскую волну,

Игра «Король»

Цель: дать детям возможность высказать свои желания, не боясь «потерять лицо»

Детям предлагают поиграть в игру где один ребенок может побывать в роли короля, а остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно король не может отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей. Пусть у вас не в один день все побывают в роли короля, но со временем каждый должен получить такую возможность, а замкнутому ребенку можно чаще давать эту роль!

Заключение

Конечно наша с вами главная цель – это способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. И необходимо придерживаться принципиальной психолого-педагогической позиции по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей и решение имеющихся у них проблем.

Поэтому как вы понимаете, воспитатель должен проводит психокоррекционные техники в режиме дня с детьми и индивидиальные в соответствии с выявленными проблемами; осуществляет реализацию здоровьесберегающего режима дня, только так мы сможем помочь детям, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

«Уроки осторожности летом». Практические рекомендации для родителей Лето - это самое замечательное время года! Чтобы оно прошло для ребенка с пользой, необходимо организовывать ему активный досуг. Тем более,.

Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Практические рекомендации для родителей «Трудимся, играя»Практические рекомендации для родителей «Трудимся, играя» Практические рекомендации для родителей «Трудимся играя». «Только труд делает маленького человека большим». С дошкольного возраста каждый.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНСРазвивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС Ко Дню первых в истории автогонок. Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 04:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пролеева (УИ 1916426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД