Марина Маслова
Практические упражнения по теме «Рефлексия»
▼ Скачать + Заказать документы
Практические упражнения по теме : «Рефлексия содержания учебного материала»
Сл1 Понятие «рефлексия» по толковому словарю Ожегова это – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Понятие «рефлексия» по большому энциклопедическому словарю (от позднелат. Reflexio – обращение назад) - размышление, самонаблюдение, самопознание.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Сл2 Классификация рефлексии :
Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
Публикация «Практические упражнения по теме „Рефлексия“» размещена в разделах
Рефлексия деятельности;
Рефлексия содержания учебного материала.
Сл 3 Формы рефлексии : индивидуальные, групповые, коллективные
Сл 4 Приведу примеры использования форм рефлексии настроения и эмоционального состояния из опыта работы
Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале дня с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности.
1)«Погода настроения»
2) «Образная рефлексия»
3)«Ёлочка настроения»
4)«Моё настроение»
5)«Рисуем настроение»
6)Разноцветные карточки, изображения,
отражающие спектр эмоций.
Сл5 Упражнение «Весёлые ленточки»
Сл 6 «Солнечная сторона»
Сл 7 Примеры использования форм рефлексии содержание деятельности (из опыта работы)
Рефлексия содержания и деятельности. Анализ работы, подведение итогов в течении дня. Также используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
1) «Солнышко».
2) «Багаж знаний».
3) «Светофор»
4) «Весенняя полянка»
5) «Паровозик»
Сл 9 Упражнение «Берёзка»
Сл 10 «Дерево дружбы»
Сл 11 «цветик многоцветик» и «Ёлочка настроения»
Сл 12 «Лестница успеха»
Сл 13 Рефлексия содержания учебного материала (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия помогает сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Сл 14 1) «Незаконченное предложение»
«Я начну, а ты продолжи…»
• Сегодня на занятии было самое интересно…
• Мне особенно понравилась…
• Я не очень понял…
• Было трудно…
• Мне еще хотелось бы заняться …
• Я выполнял задания…
• Теперь я могу…
• Я научился…
• У меня получилось …
• Я попробую…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…
СЛ 15 -16 «Оцени себя на занятии» Детям даётся индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразу (смайлик, характеризующие работу на занятии по трём направлениям.
Сл 17 «Поезд» Перед каждым ребё нком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы занятия. Детям предлагают опустить «весёлое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ребёнка.
Сл 18 «Снежный ком» Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем ещё стоит поработать).
СЛ 19 «Занимательное дело рефлексия». Рисуем настроение.
СЛ 20 Приём «Одним словом» Необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают ваше состояние на занятии:
Раздражение;
Злость;
Радость;
Равнодушие;
Удовлетворение;
Вдохновение;
Скука;
Тревога;
Покой;
Уверенность;
Неуверенность;
СЛ21. В заключение нашего семинара проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Если наше ДЕЛО – в шляпе,
Если наше ТЕЛО – в шляпе,
Если даже МЫСЛИ – в шляпе,
Значит, в шляпе – то - вся СУТЬ!
СЛ 22 «Белая шляпа» Шляпа информации. Итак, на Вас белая шляпа, теперь Вас интересуют ТОЛЬКО ФАКТЫ!
- Что ты уже знаешь?
- Какая информация Вам ещё необходима?
- Как получить недостающую информацию?
СЛ 23 «Черная шляпа» Шляпа осторожности. Итак, на Вас чёрная шляпа, теперь Вы ВОРЧУН – ПЕССИМИСТ, Вы всё критикуете!
- Что Вам не понравилось?
- Что вызывает сомнения?
Сл 24 «Желтая шляпа» Шляпа оптимизма. Итак, на Вас жёлтая шляпа, теперь Вы обаятельный ОПТИМИСТ, ты всем доволен!
- Что Вам понравилось больше всего?
- Что принесёт Вам успех?
- Почему это стоит знать, применять?
СЛ 25 «Зелёная шляпа» Шляпа творчества. Итак, на Вас зелёная шляпа, Вы невероятно творческий человек, Вы ФАНТАЗЁР!
- Какие идеи у Вас возникают?
- Как можно ещё применять полученные знания?
СЛ 26 «Синяя шляпа» Шляпа мудрости. Итак, на Вас синяя шляпа, Вы размышляете о пользе, которую несут новые знания, Вы – МУДРЕЦ!
- Чего Вы достигли?
- Как следует применять полученные знания для эффективного достижения своих целей?
СЛ 27 «Красная шляпа» Шляпа эмоций. Итак, на Вас красная шляпа, Вы не думаете, Вы чувствуете, Вас переполняют ЭМОЦИИ!
- Что Вы чувствуете:
* радость;
* страх;
* угрозу;
* восхищение;
* желание действовать и т. д?.
Таким образом, рефлексия в детском саду – это совместная деятельность участников образовательного процесса, позволяющая совершенствовать его процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка. Обучать рефлексии детей возможно только начав с себя. Человек идентичен самому себе. Задача педагога помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идё т через сравнение с самим собой :
Что я знаю?
Чего не знаю?
Что я делаю?
Как я этого достиг?
Можно ли сделать лучше?