МААМ-картинки

Практический опыт проведения дидактических игр, формирующих процесс познания младшими дошкольниками

Елена Волкова
Практический опыт проведения дидактических игр, формирующих процесс познания младшими дошкольниками

На основе детального изучения психолого-педагогической литературы и педагогического опыта нами разработаны и проведены дидактические игры, формирующие процесс познания младшими дошкольниками. Практика проходила на базе МБДОУ детского сада «Солнышко» с. Сосновка Выгоничского района Брянской области. Организовывая дидактическую игру, мы постарались задействовать все сферы деятельности ребенка:

Публикация «Практический опыт проведения дидактических игр, формирующих процесс познания младшими дошкольниками» размещена в разделах

- умственную – потребность в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач, проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности; -двигательную – стремление к выполнению игровых действий, целенаправленных действий с дидактическим материалом; - трудовую – потребности к готовности трудиться ; - эстетическую – понимание и оценка красоты предметов и явлений;

- нравственную – проявление любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения;коммуникативную – развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты. Поэтому, мы подобрали такие дидактические игры, которые способствовали осуществлению поставленных в содержании игры педагогических задач - «Оденем мальчика и девочку», «Времена года». Организация дидактической игры осуществлялась в трех основных направлениях:

1. Подготовка к проведению дидактической игры. 2. Проведение игры. 3. Анализ игры.

Дидактическая игра «Оденем мальчика и девочку», предназначена для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 4 лет. Конспект игры находится в приложение 2. Эту игру можно использовать как на занятиях группами, так и в самостоятельной деятельности. В соответствии с программными требованиями воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста, нами сформирована цель и задачи дидактической игры :

Цель:

- формирование у детей представлений о человеке (о частях тела, различение пола человека).

Задачи:

- закрепить знания последовательности надевания одежды;

- закрепить знания об одежде, которая подходит мальчику или девочке;

- развивать интерес детей к сотрудничеству с взрослым и сверстниками;

- развивать сенсорные способности;

- развивать чувство вкуса;

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

Дидактическое оборудование :

- силуэты кукол (девочка и мальчик);

- комплекты одежды по четырём основным цветам;

- набор предметов одежды для мальчика в четырех цветах;

- набор предметов одежды для девочки в четырех цветах.

Элементы игры крепятся с помощью липучек.

Материал: изготовление силуэты кукол, наборы одежды из прорезинового материала.

В связи с тем, что у детей младшего дошкольного возраста слабо развита координация движений, а также низкий уровень сенсорной и особенно моторной речи, поэтому игра проводилась небольшими подгруппами, по два ребенка. Длительность игры не превышала 5-8 мин, так как при проведении дидактической игры детям нельзя переутомляться. Нами было выбрано место в группе для проведения игры, чтобы дети могли спокойно играть, не мешая другим. Для проведения игры использовалось свободное от режимных моментов и организованной образовательной деятельности время. В связи с тем, что у детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, я объединила объяснение правил с показом игрового действия, и приняла ведущую роль в игре на себя.

Организационный момент заключался в вызывании интереса у детей к игре, желание помочь в ответе на вопрос: «Ребята, Катя и Ваня собираются в парк, поможем им нарядиться?». Наглядный метод помог нам сконцентрировать внимание детей. Яркий и приятный на ощупь дидактический материал привлек детей, они с удовольствием стали его разглядывать, сравнивать по форме, называли цвета. Дети смогли его сгруппировать по заданному признаку – форме. Задача развития сенсорных способностей была выполнена.

В результате проведенной предварительной работы - показ дидактических картинок с изображением одежды для мальчика и девочки, - ребята легко разделили гардероб для кукол. Задача закрепить знания об одежде, которая подходит мальчику или девочке, была выполнена. Я играли вместе с детьми, поэтому дети не потеряли интерес к игре. Используя словесный метод - художественное слово, мы напомнили ребятам о частях тела, и соответствующей одежде. Прием пояснения использовался для напоминания детям о правильной последовательности надевания одежды. Взаимоотношения между детьми были доброжелательными, дети умеют играть рядом, вместе. Ребята помогали друг другу, советовались с нами, задача - развивать интерес детей к сотрудничеству с взрослым и сверстниками была выполнена. Разная цветовая гамма дидактического пособия позволила ребятам экспериментировать с элементами одежды, развивать чувство вкуса. В результате проведенной дидактической игры, можно отметить, что у детей повысился познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым. Дети имеют первоначальные представления о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков: одежда, прическа, игрушки. Анализируя ход игры и ответы детей на вопросы по её окончанию, можно сделать следующие выводы. Ребята немного растерялись в спектре цветовой гаммы одежды, а предметов одежды им не хватило. Все это будет учтено при проведении следующей игры. В ходе игры были достигнуты образовательные, развивающие и воспитательные задачи, а значит, выполнена поставленная цель. Дети были активны, заинтересованы на протяжении всей организованной деятельности, программное содержание выполнено в полном объеме. Я считаю, что эта игра будет с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности. Дидактическая игра «Времена года» предназначена для занятий и игр с детьми в возрасте от 3 до 4 лет. Конспект игры находится в приложение 1. Эту игру можно использовать как на занятиях группами, так и в самостоятельной деятельности. В соответствии с программными требованиями воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста, сформирована цель и задачи дидактической игры : Цель: - формирование у детей представления о сезонных изменениях в природе. Задачи: - учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями природе; - учить выделять характерные признаки времён года; - упражнять в отгадывании загадок; - развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук; - развивать связную речь и находчивость; - развивать интерес детей к сотрудничеству с взрослым и сверстниками; - воспитывать любовь к природе. В связи с тем, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях, мы провели дидактическую игру «Времена года» во время организованной образовательной деятельности по данной теме, для закрепления пройденного материала. Длительность игры не превышала 5-8 мин, так как при проведении дидактической игры детям нельзя переутомляться. В связи с тем, что у детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, я объединила объяснение правил с показом игрового действия, и приняла ведущую роль в игре на себя. Так как младшие дошкольники познают мир непроизвольно, они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло, нами был использован наглядный метод - дидактическое пособие - панно из фетра. Данное дидактическое пособие выполнено из яркого, красочного материала, состоит из основы-дерева, слева от которого, при помощи липучек, расположен набор предметов из фетра с характерными признаками для каждого времени года. Яркое панно помогло нам сконцентрировать внимание детей, уставших от предшествующего занятия.

Организационный момент заключался в вызывании интереса у детей к игре, для этого нами использовался игровой прием загадывания загадок. В связи с тем, что младшие дошкольники не могут запомнить большое количество признаков, загадки были отобраны лаконичные, с яркими характеристиками, с конкретностью образа и рифмованным ответом. Например:

Солнце лучиком играет,

А снежок все тает, тает!

Птичкам стало не до сна, В гости к нам пришла.

После ответа детей на загадку, ответ был нами продемонстрирован с использованием дидактического материала – фетрового панно. Наглядный метод помог решить поставленные задачи: - учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями природе; - учить выделять характерные признаки времён года; - упражнять в отгадывании загадок; Затем игровая ситуация была изменена, мы размещали на панно несколько предметов, несоответствующих данному времени года. Затем, при помощи приема пояснения, рассказывали о приметах того или иного времени года, и предлагали детям расположить правильно. Игровой и словесный методы помогли решить следующие задачи: - развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук; - развивать связную речь и находчивость; - развивать интерес детей к сотрудничеству с взрослым и сверстниками;

Используя во время проведения игры художественное слово, мы воспитывали любовь к природе.

Данная дидактическая игра очень интересна и привлекательная для детей младшего возраста. Поможет быстро изучить и закрепить знания о временах года и природных явлениях, можно в наглядно игровой форме проанализировать каждое время года и его особенности. В ходе игры достигнуты образовательные, развивающие и воспитательные задачи, а значит выполнена поставленная цель. В заключении хочу отметить, что именно дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему дать. Мы пришли выводу, что правильно примененная методика, именно методы, приемы, оборудование, создание условий, соответствующая целям и задачам дидактической игры позволяет добиваться реализации педагогических требований воспитателю.

Такие дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания, учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, развиваться. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т. е. помогает развивать умственные способности детей.

Публикации по теме:

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о хитрости с детскими иллюстрациямиИстории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о хитрости с детскими иллюстрациями Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. Начну с этого четверостишия. ХИТРЫЙ КОТИК.

Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о трудолюбии с детскими иллюстрациямиИстории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о трудолюбии с детскими иллюстрациями Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этого четверостишия: ТРУДОЛЮБИВАЯ.

Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками «О насмешках и добром смехе»Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками «О насмешках и добром смехе» Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. ДВА НАСМЕШНИКА Встретились как-то два юных.

Консультация «Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию ладошками с младшими дошкольниками «Солнышко»Конспект НОД по нетрадиционному рисованию ладошками с младшими дошкольниками «Солнышко» Цель: совершенствование умений детей в рисовании ладошкой. Задачи: - совершенствовать умения детей закрашивать в пределах контура и лучи.

Макет для изучения ПДД с младшими дошкольникамиМакет для изучения ПДД с младшими дошкольниками Дидактическая игра «ПЕРЕКРЕСТОК» Описание работы: Макет «ПЕРЕКРЕСТОК» предназначен не только для непосредственно-образовательной деятельности,.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Экспериментирование с младшими дошкольникамиЭкспериментирование с младшими дошкольниками Младший дошкольный возраст время "почемучек",детям в этот период интересно абсолютно все. И зима самое удачное время для изучения свойств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практический опыт проведения дидактических игр, формирующих процесс познания младшими дошкольниками
Опубликовано: 14 января 2022 в 20:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД