Наталья Ерыпалова
Практико-ориентированный проект: «Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способностьк самообразованию, которое в неудовлетворённости, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Педагог 21 века – это:
Публикация «Практико-ориентированный проект: „Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному,общекультурному и физическому совершенству;
Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является её подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий.
На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышениясвоей квалификации, я, как педагог пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства - это самообразование. Чтобы добиться, наиболее высоких результатов, необходимо правильно организовать систему работы по самообразованию. Поэтому возникла необходимость в создании проекта «Современный воспитатель».
Проект «Современный воспитатель».
Цель: Самообразование и личностно-профессиональный рост.
Объект:Самообразовательная деятельность воспитателя в современных условиях.
Гипотеза: Самообразование воспитателя становится условием его личностно-профессионального роста, если:
самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование, осуществляется как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование воспитателем себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, а также способами творческой педагогической деятельности;
система самообразования способна порождать личностные ценности и смыслы профессии и жизни; наполнена личностно значимым содержанием; регулируется принципами субъектности, профессионализма, творчества, индивидуализации;
реализуется комплекс педагогических условий, которые обеспечивают эффективное функционирование самообразовательной деятельности : конструирование программы самообразования, моделирующей профессионально-творческую деятельность воспитателя; реализация ценностно-смысловых и деятельностно-рефлексивных механизмов его личностно-профессионального роста.
Задачи:
Выявить требования к личности и профессиональной деятельности современного воспитателя и определить сущность понятия «личностно-профессионального роста» воспитателя.
Определить тенденции и особенности самообразования воспитателя в современных условиях развития системы образования.
Разработать и апробировать программу самообразования педагога на основе ценностно-смыслового и деятельностно - рефлексивного подходов.
Обосновать средства и условия, обеспечивающие личностно-профессиональный рост воспитателя в процессе самообразования.
Актуальность: формулирование цели, задач, гипотезы; раскрытие научной новизны, теоретической и практической значимости работы, основные этапы.
На первом этапе:
• Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу по проблемам самообразования, что позволит сформулировать исходные позиции проекта.
• Проанализировать собственный опыт работы в данном направлении.
Методы:
• Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ;
• Обобщение эффективного педагогического опыта;
• Наблюдение, беседы (интервью, анкетирование;
• Анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности педагогов.
На втором этапе:
• Разработать систему подготовки к самообразовательной деятельности на основе ценностно-смыслового и деятельностно-рефлексивного подходов, теоретически обосновывать положения о конструировании самообразовательной программы, моделирующей профессиональную деятельность воспитателя, осуществить опытно-экспериментальную работу.
Методы:
• Моделирование,
• Анкетирование,
• Наблюдение,
• Организация опытно-экспериментальной работы,
• Социологическое исследование.
На третьем этапе:
• Обработать и систематизировать полученные результаты, уточнить теоретико-экспериментальные выводы, осуществить внедрение результатов исследования в практику работы образовательных учреждений. Использовать методики для определения уровня самооценки, экспертной оценки, тесты-опросники субъективного контроля.
Научная новизна состоит в том, чтобы:
выявить требования к личности и профессиональной самообразовательной деятельности современного воспитателяи раскрыть сущность понятия «личностно-профессиональный рост» педагога;
определить тенденции, сущность и специфику самообразования воспитателя в современных условиях развития системы образования как одного из важнейших условий личностно-профессионального роста;
определить системообразующие связи и взаимозависимости компонентов процесса самообразования воспитателя, которые придают ему целостность и устойчивость и являются механизмами формирования условий его эффективности;
разработать и апробировать систему самообразовательной деятельности воспитателя, особенности которой являются ценностно-смысловой и рефлексивно-деятельностные подходы;
выявить и обосновать комплекс педагогических средств и условий, обеспечивающих личностно-профессиональный рост воспитателя в процессе самообразования.
Теоретическая значимость.
• Понятие «личностно-профессиональный рост» воспитателя определить через его ценностно-смысловое, деятельностно-рефлексивное, творческое саморазвитие как субъекта педагогической деятельности.
• Концептуально обосновать систему самообразования воспитателя как ценностно-смысловую, мотивационную, творческую, профессиональную деятельность, направленную на освоение современных педагогических идей и технологий, обеспечивающую личностно-профессиональный рост педагога, повышения качества образования и воспитания учащихся.
• Педагогические условия эффективного функционирования и развития системы самообразования воспитателя представить через реализацию ценностно-смысловых и деятельностно-рефлексивных механизмов в процессе конструирования самообразовательной программы, моделирующей профессионально-творческую деятельность воспитателя и его личностно-профессионального роста.
Практическая значимость.
• Материалы использовать в массовой практике воспитателей в условиях ДОУ, в системе повышения квалификации, при создании спецкурсов в педагогических образовательных учреждениях. Научно-методические рекомендации позволят обоснованно отобрать содержание, формы и методы самообразования, осуществить оценку и самооценку готовности воспитателя к данной деятельности, определить эффективность самообразовательной деятельности педагога как условия его личностно-профессионального роста.
При разработке программы личностно-профессионального саморазвития воспитателя я использовала технологию самопроектирования.
Содержание деятельности включает следующее:
• Самодиагностика профессиональных знаний и умений в области самообразования;
• Овладение средствами самообразования : постановка задач саморазвития, выбор содержания и технологий самореализации и самоактуализации;
• Обмен опытом профессиональной самообразовательной деятельности на заседаниях методических объединений, в творческих группах.
Самообразование - процесс самосовершенствования личности, приобретение всех видов знаний, связанных с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. То есть форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя.
Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещённого человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Я считаю, мой проект осуществим на разных уровнях самообразовательной деятельностивоспитателя, и разным возможностям личностно-профессионального роста.