светлана козлова
Практикум для воспитателей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка младшего дошкольного возраста»
Целевая аудитория: воспитатели дошкольных учреждений.
Форма организации: игры, этюды, упражнения.
Условия:участники привлекаются к активному выполнению игр, этюдов, упражнений, выполняют творческие задания.
Цель: обучение педагогов использованию педагогических технологий по театрализованной деятельности, направленных на социально-эмоциональное развитие ребенка.
Публикация «Практикум для воспитателей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Оборудование: воздушные шарики: оранжевого, белого, синего, жёлтого, зелёного цветов; эмоции (грусть, радость, удивление, злость); карточки с заданиями (жесты, скороговорка, стихотворение, песенка Козы); музыкальное сопровождение: «Гном» М. Мусоргский («Картинки с выставки», «Аквариум», «Карнавал животных» К. Сен-Санс, «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев).
Ход практикума:
Уважаемые коллеги! Своё выступление я хочу начать с китайской пословицы
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймёшь, сделай – и ты научишься!
И поделиться опытом своей работы по театрально-художественной деятельности, пополнив вашу методическую копилку играми, упражнениями, этюдами которые направлены на развитие у детей актерского мастерства и сценического умения.
Основная цель моей работы с детьми – использование театрализованной деятельности в целях формирования социально – эмоционального развития ребёнка.
Всем нам известно, что театрализованная деятельность является одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка. Она позволяет решать многие педагогические задачи: для формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Наиболее доступный и интересный для ребёнка способ выражения впечатлений, знаний и эмоций является театрализованная игра. Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей и пользуются у них успехом. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.
За время работы в детском саду я ещё ни разу не слышала от детей отказа от участия в театрализованных играх. Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности. Это и режиссёрские игры и игры- драматизации. Они позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств у детей. Индивидуальное выполнение различных заданий в игровой форме приводит детей к простейшим умозаключениям и помогает им самостоятельно проводить анализ выполненной работы, сравнивать и сопоставлять сюжеты и постановки.
Мой опыт работы показал, что театрализованную деятельность можно использовать во всех возрастных группах, как на занятиях, так и вне них: в самостоятельной художественной деятельности, в предварительной и индивидуальной работе с детьми, в разной сфере деятельности детей. Для того, чтобы дети могли играть сами, я уже в младшей группе уделяю особое внимание самостоятельной художественной деятельности, учу малышей разыгрывать с помощью взрослых знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, использую при этом игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр и кукольный. С их помощью учу малышей сочетать слова и движения, выполнять ритмический рисунок. Например, игра «Ладушки-хлопушки». Детям задаются вопросы, а они отвечают, сопровождая слова имитирующими движениями. (Хлопают левой ладошкой о правую, потом правой о левую).
«Ладушки-хлопушки,
Где вы бывали?
Много ли работали?
Да!
Что делали?
Рылись в песочке,
Клали пирожочки.»
Для оживления игр с пальцами я с помощью родителей изготовила пальчиковый театр.
Персонажи пальчикового театра делаются из бумаги,
картона,
ткани
или вяжутся крючком.
Это миниатюрные фигурки, которые надеваются на пальцы. С помощью таких игрушек обыгрываю с детьми ряд стихотворений и потешек.
Например:
«Этот пальчик-дедка,
Этот пальчик-бабка,
Этот пальчик-папенька,
Этот пальчик-маменька,
Этот наш малыш
Зовут его (называется имя ребёнка).
При подборе театрализованной игры я использую хорошо знакомые детям произведения, обязательно содержащие диалог. Например, «Кисонька – мурысонька», «Ванька – встанька» А. Барто, «Перчатки» С. Маршака, русские народные сказки. Для обыгрывания более сложных произведений подбираю иллюстрации, слайды, грамзаписи, использую фланелеграф.
Всё это мне помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развивается их общительность, стремление принимать активное участие в общих затеях.
Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
Работаю с детьми индивидуально или небольшой подгруппой. Каждый ребёнок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включаться в действие. Поэтому повторяю с детьми пересказ произведения в лицах. При организации театрализованных игр обращаю внимание на выразительность речи. Учу управлять силой голоса, тембром. После разучивания текста начинаю работать с детьми над движениями. Учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться). Предлагаю детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей. Если при распределении ролей возникают споры, использую считалочки.
На формирование личности ребёнка влияние кукольного театра огромно. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными. Так как, находясь за ширмой, они должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, уступить у ширмы друг другу место, не споря и не толкаясь, уметь подавать свою реплику вовремя и эмоционально.
Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы они ни стали в будущем, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.
Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть. Данная игра помогает мне учить детей осознавать телесные ощущения и формировать эмоции познавательных процессов.
1. Упражнение «Поглаживание».
– Я хочу рассказать историю, которая приключилась со мной.
Мне было грустно и одиноко, и вдруг кто-то погладил меня по спине. Вот так! (Каждого поглаживаю по спине). Я обернулась, но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал: «Не бойся! Я хочу с тобой подружиться» – и погладил меня по руке. Вот так! (Каждого поглаживаю по руке). Я повернула голову и увидела маленького гномика. Он очень внимательно посмотрел на меня и спросил: «Почему ты грустишь?» А я не знала что ответить, потому что не знала, какой он – добрый или злой?
Как же это можно узнать? ( примерные ответы: посмотреть на него; спросить; поиграть)
Я так и сделала. Оказалось, что он обычный сказочный гномик. И научил меня одной интересной игре. А я научу вас. (Раздаются воздушные шары.)
2. «Разноцветная игра».
Вам надо «раскрасить» стихотворение с помощью воздушных шаров и изменить голос в соответствии с образом того, о ком или о чём говориться в нём. (Поднимают шары и говорят только те, у кого соответствующий цвет.)
У котика шубка рыженькая,
У котика мордочка усатенькая,
Котик молочко пьёт,
Котик ласково песенки поёт.
(Поднимая оранжевые шары, говорят: «Мур-р! Мур-р!» и так далее.)
Щеночек беленький в ответ,
Он грозно тявкает во след. (Тяв-тяв)
Весёлый синий паровоз,
Вагоны дружно он повёз. (Чух-чух)
Вышла курочка-хохлатка,
Рядом жёлтые цыплятки,
Не ходите далеко
Строго квохчет им… (Ко-ко-ко)
Рыжая Бурёнка не молчит,
А вслед нам жалобно мычит. (Му-у-у)
Выпучив глаза, сидит,
Не по-русски говорит.
В болоте любит жить одна
И грустно квакает. (Ква-ква)
И если праздник,
Детвора весело кричит… (Ура)
– Все поднимаем вверх шары.
– Как вы думаете, злой или добрый гномик меня научил этой игре?
– А какое настроение осталось у вас после игры? Для ответа на этот вопрос выберите солнышко с эмоцией, которое соответствует вашему настроению.
Следующее упражнение научит детей распознавать эмоции по мимике и интонации и изображать эти эмоции, используя жесты, движение, голос.
3. Упражнение «Театральная разминка».
Цель: учить распознавать эмоции (радость, грусть, злость, удивление) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
Раз, два, три, четыре, пять — Тогда скажите мне, друзья,
Вы хотите поиграть? Как можно изменить себя?
Называется игра Чтоб быть похожим на лису?
«Разминка театральная». Или на волка, или на козу,
Сказки любите читать? Или на принца, на Ягу,
Артистами хотите стать? Иль на лягушку, что в пруду?
( Примерные ответы: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?
(Жесты и, конечно, мимика.)
Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.)
Верно, ну, а жесты? (Это движения.)
Бывает, без сомнения,
разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его мне показать.
(«грусть», «радость», «спокойствие», «удивление», «горе», «страх», «восторг», «ужас».)
А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
(«Иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да»).
А эта игра закрепит умения владеть жестами, а ещё развивает быстроту реакции и координацию движений.
4. Игра «Как живёшь?»
Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры.
Педагог: Дети:
Как живешь? – Вот так! (с настроением показать большой палец).
Как плывёшь? – Вот так! (любым стилем).
Как бежишь? – Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).
Вдаль глядишь? – Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
Ждёшь обед? – Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
Машешь вслед? – Вот так! (Жест понятен.)
Утром спишь? – Вот так! (Ручки под щечку.)
А шалишь? – Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
– А теперь мы с вами поработаем над интонацией
5. Упражнения «Я дружу с интонацией».
• Представьте, что я мама-медведица, а вы мои медвежата. Медвежата проголодались и просят есть: «Мам, мёду б нам». Можно ласково попросить, а можно ныть, сердито требовать и даже приказывать (изображают варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Вы сейчас говорили с разными интонациями. Как вы думаете, какая интонация понравится маме-медведице? Изобразите ее еще раз.
• Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представьте, что вы этот веселый кузнец (произносят весело и бодро). День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца. Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобразите радостного кузнеца.
• Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» : голосом Козы и голосом волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
• Прочитайте следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая.
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят малюток.
– А сейчас мы с вами по импровизируем, будем передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
6. Музыкально-пластические импровизации.
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Заколдованный лес
– Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу.
Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусоргского («Картинки с выставки»).
В царстве золотой рыбки
– В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его оби-татели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб.
Музыкальное сопровождение: «Аквариум», «Карнавал животных», муз. К. Сен-Санса.
Город роботов
– Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие.
Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта», муз. С. Прокофьева).
Таким образом, работая над мимикой, жестами, интонацией объединяя все эти упражнения, усложняя этюдные постановки, дети приобретают навыки, умения, опыт и можно переходить к следующему этапу – постановке спектакля.
Подводя итог, хочется выделить следующее, что социально-эмоциональное развитие детей должно осуществляться систематически с учётом психики детей и их возрастных особенностей.
Благодаря театрализованной деятельности мною были достигнуты такие результаты: дети стали более уверенными в себе, пропала скованность и неловкость, стала лучше мимико-жестовая речь и более устойчивая эмоциональная сфера.
Закончить своё выступление хочется словами польского педагога Януша Корчака:
«… Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей».