Получи документы

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию правильной артикуляции

Нина Авдиенко
Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию правильной артикуляции

СЛАЙД 1

Правильная артикуляция : «Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию правильной артикуляции и дифференциации звуков»

СЛАЙ 2

1) Давайте для начала разберем, что такое артикуляция и артикуляционная гимнастика.

Публикация «Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию правильной артикуляции» размещена в разделах

Артикуляция - это процесс формирования и произношения звуков в речи. От четкой артикуляции зависит понимание и восприятие речи окружающими

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом акте. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

СЛАЙД 3

2) С момента появления ребенка на свет он проделывает массу артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. К этим движениям постепенно добавляются диффузные звуки - бормотание, лепет. Это первый этап в развитии речи ребенка.

Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Чтобы проблема с речью у ребенка в дальнейшем его развитии не возникала, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных, правильных, определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

3) И так, какую же роль играет артикуляционная гимнастика в речевом развитии человека?

СЛАЙД 4

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Кине ма (от др. -греч. «движение») — мельчайшая единица речеобразования, артикуляционный различительный признак, произносительная работа одного органа речи в производстве звука.

Примеры:

Звук [п] состоит из одной кинемы (губной);

Звук [б] состоит из двух кинем (губной и гортанный);

Звук [м] из трёх (губной, гортанный и носовой).

Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

СЛАЙД 5

Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

С помощью правильно подобранного комплекса артикуляционных упражнений с детьми начинается преодоление уже сложившегося нарушения звукопроизношения.

Упражнения должны быть целенаправленными : важны не их количество, а правильно подобранные упражнения, правильная артикуляция звука с учётом конкретного нарушения у ребёнка.

СЛАЙД 6

4) Для чего необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.

СЛАЙД 7

5) Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучения, предвзятом или безразличном отношении учителя. Но не редкой причиной школьных проблем ребенка является его недостаточное речевое развитие. Ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение.

Возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки (пропуски или замена букв и слогов, недописывание либо недочитывание слов, перестановка частей слова и др.) Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий учителей, родителей и логопедов.

В большинстве случаев правильно направленная работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки. Поэтому, чтобы избежать и не допустить серьезных доработок в процессе развития чтения, письма и речи учащихся, учителю начальных классов надо овладеть приемами работы над устранением у учащихся недостатков произношения и речи.

СЛАЙД 8

6) Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. А теперь давайте попробуем их выполнить.

СЛАЙД 9

Статические упражнения: «Лопаточка», «Блинчик на тарелочке», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Парус», «Грибок» направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд.

СЛАЙД 10

Динамические упражнения: «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Щётка», «Чистим зубы», «Подуй на чёлку (Парашютик)» требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки: [с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.

СЛАЙД 11

Небольшие рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Сначала упражнения надо выполнять медленно, по возможности перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.

Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?».

Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, уделяя в начале урока пару минут, как Физминутка.

7) Логопедические советы учителям начальных классов.

Логопедические минутки.

На уроках при изучении букв необходимо проводить с детьми логопедические минутки. Применение учителями начальных классов логопедических мероприятий в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями. Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а планово, постепенно и последовательно.

СЛАЙД 12

8) Давайте познакомимся с основными упражнениями и попробуем их выполнить.

СЛАЙД 13 1. Распевка: А О У И Ы Э

СЛАЙД 14 2. «Заборчик»«Слоник»

СЛАЙД 15 3. «Чистим зубки»«Счёты»

СЛАЙД 16 4. «Лошадка»«Грибок»«Гармошка»

СЛАЙД 17 5. «Непослушный язычок»«Блинчик на тарелочке»

СЛАЙД 18 6. «Больной пальчик»«Чашечка»«Подуй на чёлку»

СЛАЙД 19 7. «Маляр»«Парус»«Горка»

СЛАЙД 20 8. «Ледяная горка»«Горка закрывается/открывается»

9) Начинать АГ следует с первых дней обучения и осуществлять на всех уроках.

Давай теперь разобьём их на группы по постановке определенных групп звуков.

СЛАЙД 21

Основные группы в которых чаще всего возникают проблемы:

1) Свистящие: [С], [С’], [З], [З’], [Ц]

«Заборчик»«Слоник»

«Чистим зубки»«Счёты»

«Больной пальчик»

«Горка»

«Ледяная горка»«Горка закрывается/открывается»

2) Шипящие: [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]

«Заборчик»«Слоник»

«Непослушный язычок»«Блинчик на тарелочке»

«Чашечка»«Подуй на чёлку»

СЛАЙД 22

3) Сонорные: [Р], [Р’] [Л] [Л’]

«Заборчик»«Слоник»

«Чистим зубки»«Счёты»

«Маляр»«Парус»

«Лошадка»«Грибок»«Гармошка»

10) Учителю работающему с детьми младшего школьного возраста, нередко приходится сталкиваться с неправильной артикуляцией звуков. Чтобы научить детей правильному их произношению, учителю необходимо знать различия в артикуляции звуков.

СЛАЙД 23

К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» провести логопедическую минутку.

Показать детям правильную артикуляцию звука «С» :

губы растянуты в улыбке, зубы приближенные на расстоянии около 1 мм,

кончик языка прижимается к нижних резцов,

спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхается струю воздуха.

боковые края языка прижаты к внутренней поверхности верхних коренных зубов, мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки и направляет струю. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух.

СЛАЙД 24

На уроке ознакомления со звуком и буквой «З» - артикуляция аналогичная. Предложить детям поставить руку на горло и произнести сначала звук «С», где голосовые связки будут в состоянии покоя, а на «З» они работают (дрожит горло).

СЛАЙД 25

Чаще всего встречаются недостатки звукопроизношения шипящих звуков («Ш», «Ж»)

Для правильного произношения звуков «Ш» и «Ж» необходимо следить за правильным положением органов артикуляции.

губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

зубы сближены.

широкий кончик языка поднят к переднему краю неба, но не прижат.

теплая струя воздуха.

11) для постановки этих звуков используется упражнение «Паровозик». Важно обращать внимание на положение щёк при выполнении это упражнения. Щёки должны быть прижаты к зубам, чтобы воздух выходил через щель образуемую языком и нёбом, чтобы не происходило искажение звука.

На уроке с темой звук и буква «Л» желательно сосредоточить внимание ребенка на основных элементах артикуляции : соединение кончика языка и верхних зубов и образование щели между боковыми краями языка и верхними зубами, и произносим [Л], как гудит пароход.

Если в таком положении у ребёнка не выходит правильное произношение, мы используем динамическое и статистическое упражнение: «Непослушный язычок»«Блинчик на тарелочке». Слегка прикусываем язычок в статистическом упражнении и произносим нужный звук [Л].

12) Недостатки произношения звука «Р» очень распространены. Характер недостатков разнообразен: пропуски, искаженное произношение и замена звуков. Для постановки изолированного звука используется упражнение: «Заводим машинку». К сожалению, не у всех получается выполнить это упражнение без дополнительной стимуляции и на уроках сложно это сделать (из гигиенических соображений).

СЛАЙД 26

13) Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаний звуков. Их можно использовать в начале урока, если уже изучена буква, в середине урока при изучении новой, как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой.

Рекомендуемые правила работы над скороговорками и чистоговорками:

1. Сначала учитель проговаривает чистоговорки с четкой артикуляцией.

2. Затем учащиеся хором повторяют, пытаясь воспроизвести то, что услышали, повторяя и правильность артикуляции.

3. 2-3 ученика самостоятельно говорят приведенный текст.

Например: Са-са-са – вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Су-су-су – яблоко несу.

Эффективным средством обучения учащихся правильному звукопроизношению является языковая зарядка. Она направлена на четкость произношения изолированных звуков.

К примеру.

1. Дифференциация похожих слогов и слов: са - за, ливень - слива, сказка - каска.

2. Чтение слогов по сходству звучания: ас - са, ос - со, ус - су.

3. Чтение слов по сходству сом, лом, ром, лапка, папка, тяпка.

Но при условии систематической последовательной организованной работы можно добиться определенных результатов и дети будут успешно учиться в школе.

Владея знаниями о правильной артикуляции речевых звуков учитель сможет на своих уроках научить детей дифференцировать смешиваемые звуки речи и предупредить у учащихся дисграфические ошибки.

СЛАЙД 27

14) Упражнениями на улучшение артикуляции

«Зеркальное отражение» (Мимикрия)

В этой технике ученик наблюдает за учителем, логопедом или видеозаписью и пытается максимально точно повторить движения губ, языка и ротовой полости, чтобы произнести звуки.

«Звуковые цепочки»

В этой технике ученик повторяет последовательность слов или звуков с определенным упорядочением звуков. Например, «мама, мимо, мороженое» или «р-р-р, л-л-л, т-т-т». Это упражнение помогает укрепить мускулатуру речевых органов и улучшить плавность перехода между звуками.

«Картинки со звуками»

Используются специальные карточки с изображениями предметов или животных, в названиях которых присутствуют целевые звуки. Ученик произносит слова, сосредотачиваясь на правильной артикуляции звуков.

«Техника вакуума»

В этой технике ученик пытается произнести звук, закрыв губами отверстие в пустоте. Например, для произнесения звука "Б", губы закрываются, а потом быстро открываются, чтобы выпустить звук. Это помогает усилить работу губных мышц и улучшить артикуляцию.

«Упражнения на дыхание»

Для успешного произношения звуков необходим контроль дыхания. Ученик выполняет различные упражнения на дыхание, такие, как глубокое вдох и медленное выдох, чтобы обеспечить стабильность и длительность произношения звуков.

«Рифмовки и скороговорки»

Произношение рифмовок и скороговорок требует быстрого и четкого произношения. Это помогает улучшить плавность и понимание речи, а также развить навыки артикуляции.

ВАЖНО! Для достижения эффективных результатов при улучшении артикуляции и произношения звуков, следует учитывать несколько важных аспектов:

1) Регулярность

Проводите упражнения регулярно и постоянно, чтобы развивать речевые навыки и укреплять речевые мышцы. Постепенное увеличение сложности упражнений также будет способствовать прогрессу.

2) Внимание к деталям

Обращайте внимание на каждый звук и его правильную артикуляцию. Четкое и точное произношение поможет устранить звуковые ошибки и повысить понимание речи.

3) Контроль дыхания

Управление дыханием играет важную роль в артикуляции. Упражнения на контроль дыхания помогают поддерживать длительность и стабильность произношения звуков.

4) Постепенное усложнение

Начинайте с простых упражнений и постепенно усложняйте их, добавляя новые звуки или комбинации. Это поможет разнообразить тренировки и улучшить навыки произношения.

Какие результаты можно ожидать

Систематическое и целенаправленное обучение улучшению артикуляции и произношения звуков дает заметные результаты. Ученики, которые регулярно занимаются и выполняют предложенные упражнения, получают:

1) Уверенность в речи

Постепенное устранение звуковых ошибок способствует повышению уверенности в своей речи и коммуникации с окружающими.

2) Четкость и понимание

Улучшение артикуляции и произношения делает речь более четкой и понятной для других людей, что содействует успешной коммуникации

Не стоит забывать о таком аспекте, как

3) Улучшение социальных отношений

Четкая и правильная речь способствует более успешным и приятным социальным взаимодействиям, создает положительное впечатление на окружающих и способствует расширению круга общения.

СЛАЙД 28

Использование техник улучшения произношения при помощи логопеда является будет эффективнее. Логопед:

обратит внимание на мелкие детали произношения и сосредоточится на устранении недочетов

покажет правильное выполнение упражнений на улучшение произношения. Это включает правильную артикуляцию, контроль дыхания и плавный переход между звуками.

также предоставляет полезные советы и стратегии для преодоления сложностей.

также может предложить дополнительные упражнения на расслабление и укрепление мышц.

В заключении хочется сказать, что выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – это необходимый комплекс ежедневных упражнений, который подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Перспективный план по формированию правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсомоторному развитию Сентябрь 1 - неделя: 1. Пальчиковые гимнастики: «У Антошки есть игрушки», «Дружба», «Наши полотенца», «Сколько у меня игрушек» 2. Фигурки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию правильной артикуляции
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 08:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД