Папки-передвижки

Представление педагогического опыта воспитателя

Тамара Волчкова
Представление педагогического опыта воспитателя

Представление педагогического опыта воспитателя

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Структурное подразделение «Детский сад №11 комбинированного вида»

Волчковой Тамары Эдуардовны

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества.

Публикация «Представление педагогического опыта воспитателя» размещена в разделах

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействия дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.

Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая, физическая готовность. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребёнку осознать свою уникальность, так и ценность любой жизни на земле, что влечёт за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир.

Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обителями, техникой и пр. вызываем множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Анализ историко-педагогической, психолого-педагогической литературы позволил мне выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения дошкольников:

*отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения и установления последовательности его освоения;

*применения поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребёнка;

*осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и её осуществление при изменении характера взаимодействия с ребёнком.

Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий можно ожидать динамики в освоении опыта безопасного поведения ребёнком дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит : в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе, с другими людьми.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребёнка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

3. Теоретическая база опыта

П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о неправильном поведении персонажа.

С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдении двух принципов- создание безопасного дома для ребёнка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр, театральные представления.

Т. Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту для детей дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трёх субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей) :

Т. Г. Хромцова, выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:1)предупреждение опасности; 2)уклонение от опасности; 3)преодоление опасности.

Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности поведения жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребёнка.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

*знания ребёнка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

*умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

*отношение (переживание и понимание ребёнком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил поведения позволит выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс.

К ним относятся: активная позиция ребёнка; процесс идентификации с взрослым, транслирующим норму поведения ребёнка; эмоциональная включённость ребёнка в деятельность.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий.

В рамках педагогического опыта планирую свою работу по следующим направлениям:

1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению: рассказать детям о взаимосвязи всех проблемных объектов, чтобы дети поняли- земля - наш общий дом, а человек-часть природы.

3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Ребёнок и его здоровье. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению – научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.

Мною были определены следующие задачи работы с детьми:

# формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

# формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

# расширять и систематизировать знания детей о правилах общения с незнакомыми людьми;

# расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с домашними животными;

# закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

# развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него, ценного и бережного отношения к природе.

Этапы реализации данных задач:

1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать умения применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Мой опыт работы создан на основе программ Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами, работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности, я распределила по тематическим блокам:

* «Ребенок и его здоровье»;

* «Ребенок и другие люди»;

* «Ребенок на улицах города»;

* «Ребенок дома»;

* «Ребенок и природа».

Организация работы строилась с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализовывались в единстве.

Принцип системности. Работа проводилась систематически, весь учебный год, при гибком распределении материала в течении недели.

Принцип сезонности. При ознакомлении детей с природными явлениями, учитывать местные условия.

Принцип адресного подхода. Учитывая индивидуальные особенности группы.

Принцип преемственности. Взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В своей работе я использую наиболее приемлемые формы работы с детьми дошкольниками: непосредственно образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, игры-беседы, игры-инсценировки, прогулки, экскурсии, дидактические игры, развлечения по каждой теме.

Основываясь на содержании работы, мною был разработан перспективный план. Цель разработанного перспективного плана – систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки, по основам безопасности жизнедеятельности ребенка, внести в содержание работы воспитателя, использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения. Адаптировать имеющийся материал к условиям проживания в родном городе.

Учитывая рекомендации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленные на приобретение детьми, не только теоретических знаний, но и практического опыта. В разделе «Ребенок и его здоровье», основой которого является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Я проводила беседы по темам: «Запомните детки, таблетки – не конфетки», «Скорая помощь», «Безопасность в доме» и др.

Проводила НОД «Опасные предметы дома», на котором закрепила у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Я создавала ситуации, побуждающие детей, активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности.

«Осторожно микробы» - формировала умение у детей, самостоятельно следить за своим здоровьем, обучала несложным приемам самооздоровления, учила оказывать себе элементарную помощь, прививала любовь к физическим упражнениям.

«Сохрани свое здоровье сам» - формировала у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

«Путешествие в страну здоровья» - о значении витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.

Конечно, важное место в работе с детьми, занимает обучение правилам личной безопасности, в разделе «Ребенок и другие люди». Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации «Если ты гуляешь один», «Если чужой приходит в дом» и др., обращала внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Старалась убедить их в том, что не всегда, приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями, НОД «Встреча с незнакомым человеком».

Вспоминались и драматизировались русские народные сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», на примере героев этих сказок я знакомила детей с правилами безопасности. Проводились практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома, рассматривались плакаты, иллюстрации «Правила безопасности для дошкольников».

В разделе «Ребёнок на улицах города» закреплялись и углублялись знания о правилах дорожного движения, с детьми были проведены экскурсии и целевые прогулки на проезжую часть и остановку. В группу был приглашен сотрудник ГИБДД, который познакомил детей с понятиями «проезжая часть», «тротуар», «перекрёсток», «пешеходная зона»; напомнил правила поведения в общественном транспорте. В группе оформлен уголок по правилам дорожного движения, стенд для родителей. Были проведены занятия: «Путешествие в город дорожных знаков», «Машины на улицах города», «Мой друг – светофор». Итогом работы стало оформление проекта по ПДД «Формирование навыков безопасности дорожного движения с участием детей».

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности в разделе «Ребёнок дома»были проведены беседы «Пожарный герой – он с огнём вступает в бой», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт». Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно- оборонительная реакция. Поэтому моя задача - научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстримальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам, учить детей вызывать помощь по телефону, заучить номера телефонов экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия. Для достижения поставленных задач провела следующие занятия: «Добрый и злой огонь», «Знакомство со средствами пожарной безопасности», «Детские шалости». Ежегодно мы с детьми участвуем во всероссийском конкурсе по ПБ «Неопалимая купина» и занимаем призовые места. Итогом работы по данному разделу стало оформление проект «Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём».

Для ознакомления детей с правилами поведения в природе в разделе «Ребёнок и природа», мы беседовали с детьми на темы: «Польза грибов и ягод для человека», «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды», «Опасности, подстерегающие нас в лесу», «Лекарственные растения». В играх закреплялось представление : о правилах поведения на воде, встрече с насекомыми, рассматривались потенциально опасные ситуации. Побывав на экскурсии дети познакомились с правилами поведения в природе, самостоятельно могли делать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнезда, муравейники, рвать цветы, уносить из леса животных, мусорить и обижать насекомых. Свои впечатления об экскурсии, дети выразили в рисунках, из которых была устроена выставка под названием «Как мы ходили в лес».

Ребята с большим интересом высказывали предположения, свою точку зрения, рассуждали на занятиях: «Природа и безопасность», «Безопасная среда».

Итогом работы по данному разделу, было оформление проекта «Съедобные и ядовитые грибы (ягоды) Мордовии».

Работа с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален, потому, что участие родителей в жизни своих детей, помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные,и к ним, как и кдетям, нужен особый подход. И далеко не все родители охотно идут на контакт с детским садом. Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьями воспитанников. В своей работе, помимо традиционных, я использую нетрадиционные формы работы с родителями, для установления контактов, привлечения внимания родителей, повышения их образованности в вопросах развития и воспитания детей :

. информационно-аналитические,

. досуговые,

. познавательные,

. наглядно-информационные.

Одна из форм информационно-аналитической работы – анкетирование. По результатам анкетирования проводится индивидуальная или коллективная беседа с родителями, в зависимости от того, с какой целью оно проводилось. Так же проводится индивидуальное консультирование «Безопасные сказки для дошколят» и опрос родителей, по различным вопросам.

Самая популярная форма работы с родителями – досуговая. Всем известно, что родители наиболее охотно выражают желание сотрудничать с детским садом, именно тогда, когда речь идет об их ребенке. А каждому ребенку хочется поиграть в саду, вместе с мамой или папой. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Одной из продуктивных, познавательных форм работы с семьей, остается родительское собрание. Мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, семинары – практикумы, совместно с детьми «Безопасность детей на улицах города», «Формирование у детей навыков безопасного поведения при пожаре». Включаем в родительские собрания фрагменты НОД и физкультминуток, с целью демонстрации режимных моментов. Родители охотно помогают в организации экскурсий.

Очень эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. Важно показать родителям, чего достиг их ребенок, какими овладел знаниями и навыками. Преследуя данные цели, мы проводим мероприятия, совместно с родителями: мастер-классы, интеллектуальные игры, открытые занятия, творческие выставки.

Наглядно-информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей (рекомендации, буклеты) представленные в виде стендов и поделок: «Азбука безопасности», «Красный, желтый, зеленый», «Правила важные – правила безопасные», информационный стенд для родителей по формированию навыков ОБЖ у дошкольников.

Внедрение нетрадиционных форм работы с семьями, дает свои положительные результаты: дети радуются своим достижениям, получают положительные эмоции, внимание родителей к их проблемам.

А родители, благодаря сотрудничеству с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт общения, как со своим ребенком, так и с коллективом родителей и педагогов ДОУ.

Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.

5. Анализ результативности.

Систематическая работа с детьми по обучению основам безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, дает положительный результат.

Для выявления результативности опыта работы, мною была проведена диагностика с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Формирование элементарных основ безопасности жизни и здоровья старших дошкольников».

Цель: Выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизни и здоровья старших дошкольников.

Вывод: Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картине мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 90%.

В группе создана и внедрена система работы по теме: «Формирование основ безопасности у дошкольников», в результате чего у детей имеются знания:

- О правилах безопасности дорожного движения, в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- Об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

- О необходимости соблюдения мер предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности.

- О здоровом образе жизни.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Анализ мониторинга позволяет сделать вывод, что 90% детей в достаточной степени владеют понятиями, определениями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами, т. е. обеспечен базисный минимум, заложенный в программе. Однако 10% детей определяют «группу риска»- низкий уровень информированности. Это дети, которые не регулярно посещают детский сад и для самостоятельного существования в социуме, вне дошкольного учреждения и семьи не готовы. Решением проблемы может стать поиск и реализация новых технологий и форм работы.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем и даже фундаментом в работе по данной теме.

Я опубликовала свой инновационный опыт : «Формирование основ безопасности у дошкольников» на сайте ДОУ, по адресу: https:dsllruz.schoolrm.ru/

В апреле 2016 года на муниципальном конкурсе «Воспитатель года-2016» города Рузаевка знакомила педагогов дошкольников со своим инновационным опытом, раскрывая тему: «Дорога и дети». По данному направлению был разработан и представлен содержательный материал: представление, презентация, проект, план работы, занятие (видео) на тему «Путешествие в город дорожных знаков».

9 февраля 2017 года в Мордовском Республиканском Институте Образования состоялся форум педагогов Мордовии по теме : «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования», на котором мною был прочитан доклад на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни».

2017 году зарегистрировалась в сетевом сообществе педагогов Мордовии (педагог 13.ru, где поделилась своим инновационным опытом работы.

Наглядное приложение размещено на сайте ДОУ, по адресу: https:dsllruz.schoolrm.ru/

Публикации по теме:

Представление педагогического опыта «Игра со словом всегда и везде» Шалаганова Татьяна Владимировна, республика Хакасия, город Черногорск, воспитатель МБДОУ «Журавушка» Тема представления педагогического.

Представление опыта работы воспитателя 1 Меня зовут Мариет Азаматовна Хуако. Я работаю воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Обобщение педагогического опыта на педсовете Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая Обобщение педагогического.

Обобщение педагогического опыта работы Технология обобщения и описания педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Мое педагогическое.

Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Представление педагогического опыта Клюшкиной Ольги Владимировны, воспитателя МБДОУ «Детство» структурного подразделения «Плодопитомнический.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Представление на воспитателяПредставление на воспитателя МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОКУЗПАРИНСКОГО РАЙОНА.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя логопедической группы МКДОУ Тогучинского района «Горновский детский сад № 2» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в.

Представление педагогического опыта Представление педагогического опыта Тема: «Организация работы по развитию связной речи и коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного.

Технология педагогического опыта В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта воспитателя
Опубликовано: 5 августа 2018 в 11:19
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД