Получи документы

Преемственность детского сада и школы как условие успешного обучения детей-логопатов

Татьяна Майсак
Преемственность детского сада и школы как условие успешного обучения детей-логопатов

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ статус первой ступени начального образования приобрело обучение в дошкольных учреждениях [1]. Именно в детском саду ребенок впервые включается в систему образования, а по окончании переходит на новую ступень – обучение в школе. Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Это говорит о появлении нового понятия – преемственности в образовании, более широкого, чем существовавшее ранее «преемственность в обучении». В соответствии с ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать не конкретными знаниями, умениями и навыками, а предпосылками учебной деятельности.

Публикация «Преемственность детского сада и школы как условие успешного обучения детей-логопатов» размещена в разделах

«Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимые определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров»[2]. Целевые ориентиры, представляют собой социальные и психологические характеристики личности ребенка, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Под преемственностью в образовании нами понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в согласованности, сохранении и постепенном изменении целей, задач, содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Условно преемственность можно разделить на следующие виды:

• целевая – согласованность целей и задач на всех ступенях обучения ребенка;

• содержательная – обеспечение предыдущей ступенью образования готовности ребенка к обучению на следующей в части накопления знаний, умений и навыков с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося;

• технологическая – преемственность форм, методов, приемов, средств образования;

• психолого-педагогическая – совершенствование форм и методов работы с детьми в детском саду и в школе с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Опыт работы показывает, что выпускники коррекционных садов для детей с нарушениями речи преимущественно поступают в общеобразовательные школы, что определяет наибольшую значимость психолого-педагогического вида преемственности, на котором остановимся подробнее.

На данный момент основными «проводниками» между детским садом и школой являются родители, поэтому одним из основных условий успешной преемственности является построение взаимодействия с семьями воспитанников, а в коррекционных учреждениях, в первую очередь, формирование у родителей адекватной позиции в отношении, имеющихся у ребенка особенностей. По результатам исследований, в работах А. Н. Корнева, среди реакций родителей дошкольников преобладает игнорирование проблем и недооценка их серьезности. В школьной практике чаще встречаются такие родительские реакции, как переоценка тяжести проблем и пессимистический взгляд на перспективы развития [5].

Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида показал, что многие родители, равно как и учителя не осознают тесной взаимосвязи между проблемами дошкольника, в том числе речевыми особенностями и возможными трудностями ребенка-школьника. Те связи, которые для педагога ДОУ являются очевидным, для родителя требуют разъяснения. Еще одной задачей педагогов дошкольного образования является формирование мотивации родителей к построению тесного взаимодействия с учителем в начальной школе, с целью информирования об особенностях личности и развития ребенка и создания необходимых условий для успешного обучения. Таким образом, необходимо выстраивать работу, акцентируя внимание на взаимосвязи дошкольного развития и школьного обучения.

Нами были использованы следующие виды работ: индивидуальные и групповые консультации, консультации-практикумы; журнал ДОУ, папки – передвижки, стендовый материал; семинары и мастер-классы; совместные детско-родительские мероприятия, в том числе занятия, посещение библиотек и музеев; почта вопросов и ответов; дистанционные консультации.

В качестве примера рассмотрим несколько вопросов, которые дополнительно освещаются в рамках работы с родителями.

1. Проблема: снижение любознательности и творческих проявлений.

Результат: позже ребенок не проявляет познавательного интереса, учится «из-под палки», пассивен, ему не хватает целеустремленности и решительности.

2. Проблема: повышенная тревожность, чрезмерная внимательность и щепетильность к заданиям.

Результат: школа для такого ребенка превращается в стресс, вероятны срывы, уход в себя, боязнь ответа у доски, болезненно переживают любые неудачи.

3. Проблема: ребенок осторожен, необщителен.

Результат: проблемы в общении со сверстниками и педагогами; даже при хороших знаниях возникают нежелание ходить в школу и плохие оценки.

4. Проблема: ребенок «не слушается».

Результат: социальная дезадаптация, конфликтные ситуации, проблемы во взаимопонимании между родителями и детьми в подростковом периоде.

5. Проблема: ребенок чрезмерно активен, не может сосредоточить внимание на задании.

Результат: у ребенка будут наблюдаться сложности в усвоении материала, большая часть информации не будет усвоена.

6. Проблема: недостаточно развиты процессы мышления.

Результат: ребенок сможет усваивать материал, требующий запоминания, но будет испытывать сложности с применением полученных знаний в заданиях.

7. Проблема: нарушение фонематического слуха, звукопроизношения.

Результат: ошибки на письме (смешение букв по акустическим и артикуляторным признакам звуков).

8. Проблема: недоразвитие языкового анализа и синтеза.

Результат: нарушения деления текста на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки; пропуски и перестановки букв и слогов.

9. Проблема: нарушение грамматического строя речи (морфологических и синтаксических обобщений).

Результат: аграмматизмы при чтении и на письме.

10. Проблема: оптико-гностические (ребенок не узнает графический образ) и оптико-мнестические (с трудом запоминает графический образ) нарушения, нарушение пространственных представлений.

Результат: трудности усвоения и различения оптически сходных букв, смешение и замены; ошибки в написании элементов букв.

11. Проблема: нарушение тонких движений пальцев рук.

Результат: неровный почерк, медленный темп письма.

12. Проблема: нарушение слухо-речевой памяти.

Результат: трудности составления пересказов, заучивания стихов, правил, письма под диктовку, написания изложений.

13. Проблема: послоговое или побуквенное чтение.

Результат: нарушение понимания прочитанного.

14. Проблема: нарушение зрительно-моторной координации.

Результат: сложности при переносе информации с образца (списывании с доски, учебника).

15. Проблема: нарушение связной речи.

Результат: трудности написания изложений, сочинений; выполнения заданий требующих устного ответа.

16. Проблема: повышенная тревожность, застенчивость (особенно у детей с заиканием)

Результат: сложности ответа у доски

17. Проблема: отношение учителя к ребенку-логопату, как ребенку без ОВЗ.

Результат: неуспеваемость, негативное отношение к школе

Таким образом, говорить об успешной психолого-педагогической преемственности дошкольного и школьного обучения детей с речевой патологией, можно лишь при условии формирования адекватной оценки проблем дошкольника родителями и их мотивации к построению тесного взаимодействия с учителем в начальной школе.

Список литературы:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

3. Азбука общения/под ред. Л. М. Шипицыной – СПб. : Детство-Пресс, 2010

4. Дошкольная логопсихология/ под ред. В. И. Селиверстова - М., 2003.

5. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста. – СПб. : Речь, 2006.

Публикации по теме:

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Фотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школыФотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школы Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших частей их гормонального развития. «Я бы обучал детей музыке, физике и философии. Но.

Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения»Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: "Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е" является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.

Наглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофонеНаглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофоне Наглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофоне Цель: развитие чувства ритма и понимания ритмической.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Преемственность детского сада и начальной школы С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ранее введенным стандартом начального общего.

Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание).Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание). Целых двадцать лет назад мой сын пошёл в 1 класс. Всё было как-будто вчера. Нахлынули волной воспоминания. Дети - маленькие, родители и.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы) Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность детского сада и школы как условие успешного обучения детей-логопатов
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 19:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД