светлана василенко
Преемственность в работе дошкольных и школьных логопедических служб.
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема преемственности учителей-логопедов ДОУ и школы. Названная проблема довольно актуальна в настоящее время. Она затрагивает многие вопросы воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.
Публикация «Преемственность в работе дошкольных и школьных логопедических служб,» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.
Ключевые слова: Интеграция, преемственность, детский сад, школа, логопед.
«Всеобщий закон — закон законов — это закон
преемственности, ибо что такое, в конечном счете,
настоящее, как не росток прошлого?»
Уолт Уитмен.
В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата.
Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.
Понятие “готовность к школе” весьма многоаспектно. Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе (М. М. Кольцова, 1978). Следует отметить, что в настоящее время уже созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка к школе (А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева. 1992). Необходимо специально разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к детям с речевыми нарушениями.
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.
В чем же заключается эта взаимосвязь и преемственность между этими звеньями логопедических служб?
• Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.
• Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.
• В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе.
• В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Цель данной системы преемственности – реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Непрерывное образование от 3 до 10 лет. Подготовка к интегрированному обучению детей с нарушениями речи.
Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании многозначна. В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:
1. Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
2. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
Предложения по решению проблемы:
1. По возможности, создать и апробировать единые коррекционные программы речевого развития детей.
2. Разработать нормативно-правовую базу для обеспечения данной модели преемственности.
Преемственность в логопедической работе МБДОУ №4 г. Заполярный и МБОУ «СОШ №9» осуществляется систематически, поскольку учитель-логопед в МБОУ «СОШ №9» является также руководителем МО учителе-логопедов и учителей дефектологов района. Это позволяет поддерживать тесный контакт учителей- логопедов школы детских садов и родителями. Ежегодно нами проводятся следующие мероприятия по преемственности дошкольной и школьной логопедической службы:
1. Обследование выпускников логопедического пункта с использованием речевой диагностики;
2. Индивидуальное консультирование родителей по результатам речевого обследования;
3. Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедического пункта детского сада;
4. Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе»
5. Обмен опытом
6. Выступление на методическом объединении
Детский организм претерпевает множество изменений в пубертатном возрасте, именно тогда, когда ребенок уже посещает школу; происходит интенсивная перестройка, как в физическом, так и в психологическом плане. И если у ребенка в детстве были проблемы с речью, и их удалось исправить до поступления в школу, то с началом, так называемого переходного возраста, некоторые нарушения могут вернуться. Именно поэтому преемственность в работе логопедов имеет важную роль для достижения наилучшего результата и его закрепления в последствии.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Только в тесном сотрудничестве логопеда, психолога, учителя, воспитателя дошкольного учреждения и школы подобных диагностических ошибок можно избежать. Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиции системного строения речевой деятельности, учета принципа развития и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.
Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат.
Список литературы и источников
https://multiurok.ru/files/prieiemstviennost-v-korriektsionnoi-rabotie-loghopieda-doshkol-nogho-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia-i-shkoly.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2011/11/21/preemstvennost-v-rabote-logopeda-dou-i-shkoly-v-reshenii
Василенко Светлана Николаевна), учитель-логопед. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №4 г. Заполярный, ул. Космонавтов, д. 18а. Печенгского района, Мурманской области.