Приложение МААМ

Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх

Татьяна Пикалева
Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что основными функциями речи являются ком-муникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ. К трем годам все трудности оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

Публикация «Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх» размещена в разделах

Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

На основе анализа данных литературы в области лингвистики, психолингвистики, философии, нейропсихологии определили, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.

В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.

В данной работе при систематизации дидактических игр по формированию слоговой структуры слова уделяется внимание сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения

Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учетом программ логопедического обучения.

1. Развитие ориентации в собственном теле.

Упражнения

«Ладошки и следы»

Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке — несколько левых и правых отпечатков ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

«Обезьянки»

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Дети копируют движения руки.

2. Развитие ориентации в пространстве.

«Собери сказку»

Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции.

«Игрушки для клоуна»

Ход игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т. д.) и цветные карандаши.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

3. Формирование пространственных представлений.

«Вот какие мы»

Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.

«Наводим порядок»

Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т. д.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

4. Развитие темпо – ритмических движений и действий.

«Движения животных»

Ход игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Логопед поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка - медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь — в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.

«Веселые инструменты»

Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе).

нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы.

«Бабочки и цветы»

Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Затем прикрепляет символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.

5. Установление ритмических координаций.

Упражнение 1

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми средствами, доступными ребенку).

Упражнение 2

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, и т. п. Ребенок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движение.

6. Усвоение слогоритмической структуры слова.

Упражнение 1

Цель. Ребенку предъявляются карточки со словами или предметные картинки. Проговаривание (послоговое чтение) каж-дого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков или ударов. Логопед фиксирует каждое движение ребенка счетной палочкой или геометрической формой.

Упражнение 2

Цель. Составлять ритмическую схему слова.

По мере усвоения алгоритма действий, заданного в упражнении ребенок самостоятельно проговаривает слово, отхлопывая его части; составляет схему, используя счетные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик, составляющих схему;

Дидактические игры, представленные в работе, являются подготовительным этапом в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры у детей с ОНР.

Публикации по теме:

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление.

Формирование сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дидактических играх Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование известного познания и совершенствование.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников ТИПЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. - Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей.

Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями речи путём наращивания слогов. Работая логопедом много лет, я заметила, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко Каждый год ко мне в логопедическую группу поступают дети с общим недоразвитием речи. Как известно, при этом диагнозе у детей наблюдается.

Подгрупповое занятие по развитие слоговой структуры в старшей группе детей с ОНР «Играем со словами» Подгрупповое занятие в старшей группе по развитию слоговой структуры слова у детей с ОНР «Играем со словами». Цель:-развитие слоговой структуры.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Развитие цветового восприятия у детей третьего года жизни в дидактических играх. Дидактические игры были направлены на освоение практических действий, формирование представлений об эталонах цвета и умственных действий.

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх
Опубликовано: 30 августа 2016 в 10:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пикалева (УИ 769918) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД