Татьяна Пикалева
Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что основными функциями речи являются ком-муникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ. К трем годам все трудности оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.
Публикация «Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
На основе анализа данных литературы в области лингвистики, психолингвистики, философии, нейропсихологии определили, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.
В данной работе при систематизации дидактических игр по формированию слоговой структуры слова уделяется внимание сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения
Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учетом программ логопедического обучения.
1. Развитие ориентации в собственном теле.
Упражнения
«Ладошки и следы»
Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке — несколько левых и правых отпечатков ладоней и ступней.
Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.
«Обезьянки»
Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Дети копируют движения руки.
2. Развитие ориентации в пространстве.
«Собери сказку»
Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции.
«Игрушки для клоуна»
Ход игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т. д.) и цветные карандаши.
Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
3. Формирование пространственных представлений.
«Вот какие мы»
Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.
«Наводим порядок»
Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т. д.
Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
4. Развитие темпо – ритмических движений и действий.
«Движения животных»
Ход игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Логопед поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка - медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь — в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.
«Веселые инструменты»
Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе).
нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы.
«Бабочки и цветы»
Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Затем прикрепляет символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.
5. Установление ритмических координаций.
Упражнение 1
Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.
Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми средствами, доступными ребенку).
Упражнение 2
Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.
Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, и т. п. Ребенок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движение.
6. Усвоение слогоритмической структуры слова.
Упражнение 1
Цель. Ребенку предъявляются карточки со словами или предметные картинки. Проговаривание (послоговое чтение) каж-дого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков или ударов. Логопед фиксирует каждое движение ребенка счетной палочкой или геометрической формой.
Упражнение 2
Цель. Составлять ритмическую схему слова.
По мере усвоения алгоритма действий, заданного в упражнении ребенок самостоятельно проговаривает слово, отхлопывая его части; составляет схему, используя счетные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик, составляющих схему;
Дидактические игры, представленные в работе, являются подготовительным этапом в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры у детей с ОНР.