Папки-передвижки

Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников как залог успешного обучения детей в школе

Галина Кулинцева
Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников как залог успешного обучения детей в школе

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Публикация «Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников как залог успешного обучения детей в школе» размещена в разделах

В нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться, большинство детей правильно произносят звуки родного языка. Завершается в основном этап усвоения грамматической системы языка. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей. Но конечная цель – это овладение речью как средством общения.

Использование современных образовательных технологий для развития связной речи в ДОУ закладывает основы успешного обучения в школе. В работе с детьми мы используем:

- Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.);

- Игровые технологии (настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр);

- Метод наглядного моделирования.

Предлагаем детям задания на репродуктивном (пересказ литературного образа) и продуктивном (создание самостоятельного связного высказывания) уровнях. Задания продуктивного характера, как правило, предлагаем с опорой на картинку или игрушку, которые должны быть красочными и интересными для детей. Также в формировании связной речи дошкольников широко используется пересказ, для которого мы подбираем небольшой, увлекательный по сюжету текст, желательно с иллюстрациями. Одновременно использование литературного образа и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку точнее, содержательнее, последовательнее его излагать.

Для активизации общения используем новизну и занимательность дидактического материала, разнообразные формы работы, смену речевых партнеров, создаем коммуникативные ситуации по типу обобщенной модели игровых и речевых действий, используем разнообразные методы и приемы работы. К ним относится метод совместного рассказывания, где мы используем такие игровые приемы «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».

Например:

- Выпал первый…

-Утром дети …

-Девочка Маша играет…

Работу над семантикой слова мы осуществляем и в свободной деятельности с детьми. Объясняем, что одни и те же слова могут иметь разное значение в зависимости от ситуации общения, контекста. Проводятся упражнения: «Как можно сказать по другому?», «Скажи наоборот». В ходе выполнения первого дети получают возможность поупражняться в подборе синонимов. Во втором упражнении дошкольники подбирают ан тонимы.

Например: упражнение «Скажи по-другому»

Вариант 1. Игровые действия: игра с мячом, придумать слова-синонимы.

Воспитатель. В этой игре я называю слово, а вы должны подобрать к этому слову похожее по смыслу слово.

•Беречь (природу) — сохранять, щадить, оберегать, хранить.

•Большой (завод) — огромный, крупный, громадный, гигантский.

•Высотный (дом) — многоэтажный.

•Добывать (нефть) — качать.

•Ехать — мчаться, гнать, нестись.

•Знаменитый (человек) — известный, прославленный, популярный.

•Прекрасный (парк) — красивый, изумительный.

•Родина — Отечество, Отчизна.

•Современный (зал) — новый, модернизированный.

•Старинный (дворец) — древний.

Вариант 2.«Скажи наоборот»

Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению названному педагогом.

•Большой (город) — маленький, крохотный, небольшой.

•Высокий (кран) — низкий.

•Глубокий (канал) — мелкий.

•Древний (замок) — современный, новый.

•Загрязнять (речку) — очищать.

•Интересный (случай) — скучный.

•Красивый (вид) — безобразный, уродливый, неопрятный.

•Молодой (человек) — пожилой, старый,

•Разрушать (дом) — строить, восстанавливать.

•Огромный (магазин) — маленький, крохотный.

Еще один вариант словесной игры «Скажи наоборот»

Цель: учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Правила игры: педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу

Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…

Дети: Низко.

Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

Дети: Близко.

Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…

Дети: Свет.

Педагог: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь…

Дети: Нет.

Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…

Дети: День.

Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…

Дети: Лень.

Скажу я слово Вам «слабак», ответите…

Дети: Силач.

Теперь скажу я слово «смех», ответите мне…

Дети: Плач.

Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты…

Дети: Молчать.

Теперь скажу слово сорить», ответишь…

Дети: Убирать.

Скажу такое слово: «грязь», ответишь…

Дети: Чистота.

Педагог: Скажу сурово слово злость», ответишь.

Дети: Доброта.

Скажу слово «хороший» Вам, ответите…

Дети: Плохой.

Педагог: Теперь скажу слово «старик» ответишь…

Дети: Молодой.

Педагог: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.

Дети: Глупец.

Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…

Дети: Конец!

Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста, формирование правильной речи через совместную непосредственно – образовательную и игровую деятельность, имеет особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения. А овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Публикации по теме:

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников как залог успешного обучения детей в школе
Опубликовано: 8 января 2020 в 14:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД