Анна Андреева
Конспект занятия «Этот удивительный космос» в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по теме : «Этот удивительный космос» в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
Цель: Закрепить, уточнить и обобщить знания детей о космосе.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Этот удивительный космос“ в форме интеллектуальной игры „Что? Где? Когда?“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Викторины и интеллектуальные игры
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- способствовать развитию познавательно-речевой активности детей, формированию и обогащению активного лексического словаря, логического мышления, самоконтроля, сообразительности и смекалки;
- продолжать учить детей работать в команде, уметь выслушивать мнение собеседника, отстаивать свой ответ, обосновывая его;
- воспитывать любовь к родине, чувство взаимопомощи, целеустремленность и усидчивость;
- вызвать у детей радостные эмоции, удовольствие от игры развивающей направленности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, социально-коммуникативная.
Предварительная работа:
1. Чтение старшим дошкольникам познавательной информации о космосе из детских энциклопедий: «Я познаю мир», «КОСМОС : полная энциклопедия», «Космос. Моя первая энциклопедия» (Кэтрин Д. Хьюз, «Эрудит».
2. Отгадывание загадок.
3. Чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением открытого космоса.
5. Разучивание физкультурной минутки, подвижной игры-разминки.
7. Проведение дидактических игр с детьми: «Узнай и назови», «Четвёртый лишний», разрезные картинки, «Повтори по образцу» (ракета из счетных палочек)
8. Тематические беседы на тему «Что я знаю о космосе?», «Виды космического транспорта», «Животные в космосе», «Первый космонавт».
9. Подбор познавательной и энциклопедической литературы детям 5-7 лет для самостоятельного изучения.
10. Проведение занятий продуктивной направленности: лепка «Ракета», «Марсиане», аппликация «Космос», рисование «Космос глазами детей», прикладное творчество «Ракета», «Космический корабль».
Словарная работа: космос, космонавты, ракета, летающая тарелка, планеты, скафандр, шлем, космическая еда, телескоп, инопланетяне, глобус, звёзды, Земля, Солнце.
Оборудование:
Демонстрационный материал: тематическое оформление группы; игровой стол-круг, разделенный на 8 секторов с сектором «блиц» и «музыкальная пауза»; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик; эмблема названия команды знатоков (на каждого ребенка, опознавательный знак для капитана команды - эмблема; музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; песочные часы; солнце; разрезные картинки: луноход, ракета, солнце. Карточки с изображением: космическая еда, скафандр, шлем, валенки, шапка, фрукты; презентация игры.
Ход игры:
Звучит музыка, дети заходят в группу, выстраиваются в круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы, наверное, уже знаете, что каждый год 12 апреля, наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. А вы знаете, почему именно 12 ап-реля? Дело в том, что именно 12 апреля наш космонавт совершил первый в мире косми-ческий полет.
Воспитатель: Совсем недавно мы тоже с вами совершили удивительное путешествие в космическое пространство, в ходе которого вы узнали много нового и интересного. А раз вы столько нового узнали, то я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»(1 слайд). Сегодня вам предстоит выполнить множество заданий, которые помогут вспомнить всё, что вы знаете о космосе, Солнечной системе и космонавтах. Со-гласны? С названием команды вы определились заранее и выбрали капитана. А команда знатоков называется… ( Дети хором: КОМЕТА)
Воспитатель: За ходом игры будет наблюдать Мудрая сова (2 слайд). Она наша гостья. Против Вас играет команда совершенно секретных ФИКСИКОВ! Ну что, вы готовы побо-роться за звание юных знатоков? Тогда прошу присесть вас за игровой стол и мы начина-ем!
(Дети садятся за столы) На столе лежат карточки - конверты (разного цвета) с вопросами.
Воспитатель: На экране появляется барабан (3 слайд). По запуску стрелка вращается и останавливается напротив сектора, который соответствует цвету конверта, лежащего на столе. Вопрос может обсуждать вся команда, а ответ должен дать только один из игроков. На обдумывание вам дается только одна минута. За правильный ответ и дополнение к от-вету команда получает фишку. Если команда не справится с заданием, то фишка по праву достается команде ФИКСИКОВ. По окончании игры подсчетом фишек определяется по-бедившая команда.
(Воспитатель/ведущий запускает барабан, наведя курсор на его центр)
Ведущий: Выпал голубой сектор (голубой конверт). Давайте посмотрим, кто же нам при-слал письмо. Первый вопрос вам задает самый юный участник из команды ФИКСИКОВ- НОЛИК!
Ведущий: Нолик спрашивает: «Что вращается вокруг Солнца? (Планеты) Сколько планет в солнечной системе? Перечислите их? (перечисляют).
Ответ: Вокруг солнца вращаются планеты. Их всего 9: Меркурий, Венера, Зем-ля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Ведущий: Играем дальше (Воспитатель/ведущий запускает барабан, наведя курсор на его центр)
Ведущий: Выпал оранжевый сектор (оранжевый конверт). Давайте посмотрим, кто же нам прислал письмо. Второй вопрос вам задает старшая сестра Нолика – смышленая, смелая девочка СИМКА! Симка прислала вам загадки, да не простые, а космические.
Из конверта капитан команды достает разрезные картинки: ( в конверте разрезные картинки с изображением : солнца, ракеты, лунохода.
Ведущий: А вот и задание. Ван нужно собрать картинки. Назвать изображенные пред-меты. И ответить на вопрос: Какой из изображенных предметов лишний и почему?
Ответ: Солнце, ракета, лунохода. Лишнее Солнце. Солнце -это звезда, вокруг которой вращаются планеты и их спутники. А ракета и луноход – летательные аппараты, которые предназначены для передвижения в открытом космосе.
Ведущий: Молодцы! Вы правильно назвали все предметы и ответили на вопрос СИМКИ. А мы продолжаем. (Воспитатель/ведущий запускает барабан, наведя курсор на его центр)
Ведущий: Выпал розовый сектор. Давайте посмотрим, кто же нам прислал письмо. Сле-дующий вопрос от мамы Нолика и Симки, любительницы чистоты и порядка – Маси! В конверте карточки с изображенными предметами: СКАФАНДР, космическая еда, ракета, шлем, валенки, шапка, фрукты.
Ведущий: Мася просит вас из предложенных картинок – предметов выбрать те, которые необходимы для космонавта. Объяснить- почему вы выбрали эти предметы.
Ответ: Скафандр, шлем, космическая еда.
Ведущий: Молодцы! Правильно ответили на вопросы. Играем дальше (Воспита-тель/ведущий запускает барабан, наведя курсор на его центр)
Ведущий: Выпал белый сектор. На белом конверте изображение необычного ключика. Это скрипичный ключ, он открывает нам ворота в мир музыки. А значит у нас «Музы-кальная пауза» и мы сейчас отдохнём.
Динамическая пауза (физминутка)
«Космодром»
Все готово для полета (руки вперед, вверх) Ждут ракеты всех ребят (руки вместе над головой) Мало времени для взлета (шагаем на месте) Космонавты встали в ряд (прыжок, руки вверх, хлопок) Поклонились вправо, влево, (наклоны) Отдадим земле поклон (наклоны вперед) Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах) Опустел наш космодром (присели)
Ведущий: Хорошо мы с вами отдохнули, а теперь играем дальше. (Воспита-тель/ведущий запускает барабан, наведя курсор на его центр)
Ведущий: Выпал зеленый сектор. Блиц- вопрос. Кто на этот раз нам прислал письмо? Это письмо от папы Нолика и Симки – Папуса! Оказывается, когда Папус был маленький, он мечтал полететь в космос. Когда он вырос, он отправился работать фиксиком на космодром в Центр подготовки космонавтов. В частности, он следил за исправностью центрифуги. Папус гото-вился полететь в космос…Но, к сожалению, ракета улетела без него, потому что в тот день у Па-пуса был выходной. С тех пор он терпеть не может выходные.
(открывает конверт) Паспус спрашивает: «Как называют людей, которые летают в кос-мос? (космонавты) Кто назовёт имя первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин) Найдите его на картинке. Как вы считаете, каким должен быть космонавт? Кто летал в космос раньше человека? (Собаки). Кто может назвать их клички? (Белка и Стрелка)
Молодцы! На все вопросы вы ответили верно, а теперь продолжаем игру. (Воспита-тель/ведущий запускает барабан, наведя курсор на его центр)
Ведущий: Выпал красный сектор. На красном секторе письмо, от кого бы вы думали? (показывает изображение детям). Да это же Файер - смелый, сильный и активный фиксик красного цвета, одноклассник Симки. Файер приготовил для вас космические загадки.
Вопрос от Файера: (загадки)
1. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)
2. Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
3. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
4. До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
5. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Молодцы! Вы очень много знаете о космосе. А мы продолжаем игру. (Воспита-тель/ведущий запускает барабан, наведя курсор на его центр).
Ведущий: Выпал желтый сектор. Черный ящик. Давайте посмотрим, кто же нам прислал письмо. Вопрос вам прислала лучшая подруга Симки, самая высокая девочка в классе Шпуля. Шпуля очень любит помогать другим фиксикам, о ней говорят - «Душа нашего клас-са».
Внимание вопрос: В черном ящике находится предмет, который символизирует жизнь на нашей планете Земля. Он является источником света и тепла. Без этого предмета наша планета превратилась бы в ледяную пустыню. Благодаря ему на нашей планете растут растения, есть животные, птицы, насекомые и другие представители богатого животного мира. О чем идет речь?
Ответ: Солнце
Внимание вопрос: В черном ящике находится то о чем исследователи космического пространства утверждают, что жизнь возможна на планете при наличии. этого веще-ства.
Ответ: Вода.
Ведущий: Мы ответили с вами на все вопросы и получили правильные и точные ответы. Вы молодцы! Справились со всеми заданиями совершенно - секретных Фиксиков. Мудрая сова, которая наблюдала за ходом игры, сказала, что вы очень любознательные ребята! За победу в интеллектуальной игре мы присваиваем вам звание «Знатоки космоса» (медали). Мудрая сова передает вам грамоты (вручение). На этом наша игра заканчивается. Спаси-бо вам за игру.
Источники:
Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. – М. : СФЕРА, 2011.
Петрановская Л. В. Звездное небо. – М. : ОЛМ Медиа Групп,2013.
Элиза Прати. Звезды и Планеты. – М. : «Издательская группа «Азбука- Аттикус»,2016.
Кэти Дейнс. Вопросы и Ответы о космосе. – М. : Издательство Робинс,2017.
Иллюстрации к игре, музыка - взяты из открытых интернет- источников