Папки-передвижки

Культура речи педагога в ДОУ

Валентина Севидова
Культура речи педагога в ДОУ

К слайдам презентации:

1 слайд

«Культура речи педагога в ДОУ»

По речи человека можно судить об его уровне воспитания, культурности и даже о происхождении и образовании. Это крайне важно для любого человека, но для педагогического состава речь является основным рабочим инструментом, способом передачи информации и рычагом воздействия на окружающих.

2 слайд

Одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения,

Основным механизмом овладения речью является подражание.

Публикация «Культура речи педагога в ДОУ» размещена в разделах

(Муза) Людмила Михайловна) М. М. Алексеева отмечает, что, «подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Культура речи – это языковые нормы

1. Произношение

2. Грамматика

3. Словоупотребление

4. Ударение

В профессиональной деятельности педагога культура речи имеет важнейшее значение. От нее во многом зависит успешность воспитателя, его способность общаться и доносить информацию до своих воспитанников. Это фактор развития языка детей, поскольку они копируют окружающих взрослых не только в поведении и манерах, но и в грамотности, и даже в интонациях. Если у педагога грамотная, хорошо поставленная дикция с богатым словарным запасом, огромная вероятность того, что его ученики также успешно овладеют всеми необходимыми навыками.

3 слайд

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Поскольку для ребенка все качества воспитателя являются образцом для подражания, его речь должна отвечать следующим характеристикам:

(Читаю характеристику, затем открываю облако с обобщением)

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Правильное произношение с четкой артикуляцией звуков.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Точное использование терминов и обозначений. Это поможет детям получить представление о множестве ранее неизвестных определений и слов, научиться грамотно их использовать в собственных высказываниях.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся :

1. качество языкового оформления речи;

2. ценностно-личностные установки педагога;

3. коммуникативная компетентность;

4. четкий отбор информации для создания высказывания;

5. ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Грамматически правильное оформление

фраз и предложений.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Правильное произношение с четкой артикуляцией звуков.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Понятный и доступный ребенку темп, громкость и интонации. Сотрудник ДОУ должен не просто четко и грамотно произносить слова. Они должны быть понятными, не слишком громкими или тихими, внятными, выразительными.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Связный, понятный для ребенка определенного возраста текст. Слишком сложные или намеренно упрощенные фразы лишают воспитанников возможности совершенствовать собственную речь.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

4 слайд

Речь воспитателя должна быть:

• грамматически правильно построенной, связной;

• с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

• должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;

• должна быть интонационно выразительной; доступной для понимания;

• с правильным и точным использованием словесных обозначений.

5 слайд

В целом рассказ педагога должен быть :

Полным;

Красочным;

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Выразителен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;

Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

6 слайд

«Сейте разумное, доброе, вечное». (Николай Алексеевич Некрасов).

7 слайд

Существует несколько стилей речи. В русском языке существует пять основных:

1. Научный стиль – научная сфера.

2. Публицистический – ораторское мастерство, язык газет.

3. Официально-деловой – язык деловых бумаг и документов, официально-деловое общение людей.

4. Литературно-художественный – художественные произведения.

5. Разговорный – общение в неофициальной обстановке.

К какому же стилю относится речевой стиль педагога? (Официально-деловой стиль).

Обращение педагога к родителям предполагает форму: на «Вы», это подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку, т. е. к родителям.

Одна из составляющих коммуникативной компетентности, профессионализма педагога, предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

8 слайд

В качестве недостатков словаря воспитателей можно назвать:

Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (ручки, ножки, чашечка со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

9 слайд

Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения:

• когнитивная (восприятие других и их понимание,

• аффективная (отношение к другому,

• поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации).

Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

10 слайд

Таким образом, работая с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее:

• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

• Стремиться правильно использовать интоннационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

• Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

11 слайд

Вывод:

1) Следить за своей речью! От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

2) Исправлять ошибки в речи детей. Осуществлять контроль над их речью.

3) Создавать условия для развития речи, насыщая групповое пространство.

4) Использовать основные методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

Методы формирования грамматически правильной речи у детей

• дидактические игры;

• игры-драматизации;

• словесные упражнения;

• рассматривание картин;

• пересказ коротких рассказов и сказок.

Приёмы формирования грамматически правильной речи у детей

• образец;

• объяснение;

• сравнение двух форм;

• повторение;

• создание проблемной ситуации;

• подсказ нужной формы;

• вопросы подсказывающего и оценочного характера.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Финансовая культура дошкольников» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Финансовая культура дошкольников» 1. Актуальность Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической,.

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Консультация для родителей «Культура общения»Консультация для родителей «Культура общения» Культура общения. Консультация для родителей. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные.

НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае»НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культура речи педагога в ДОУ
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 16:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД