Валентина Герасимова
Презентация мини-музея «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный с родителями проект.
Паспорт Мини музея «Чудо -дерево»
Паспорт Мини музея «Чудо дерево»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад №1 «Ромашка»
Майнского района Ульяновской области
Паспорт мини- музея
«Чудо – дерево»
Автор мини- музея :
Герасимова Валентина Алексеевна,
воспитатель
2016г.
Публикация «Презентация мини-музея „Чудо-дерево“» размещена в разделах
Сведения об авторском коллективе…. … стр. 3
Паспортные данные мини- музея…. … стр. 3
Аспекты музейной деятельности… стр. 4
Разделы мини- музея, особенности использования … … … … … … стр. 5
План работы по созданию мини- музея «Чудо дерево»… стр. 6
Характеристика мини- музея…. стр. 7
Фото экспонатов стр10
Тематический план занятий в мини- музее…. стр. 12
Список литературы…. стр. 16
Приложения …. стр. 17
Сведения об авторском коллективе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 «Ромашка» р. п. Майна Майнского района Ульяновской области
ФИО воспитателей:
Герасимова Валентина Алексеевна
Образование: средне -специальное
Педагогический стаж: 31год
и помощница-воспитатель Палагина Галина Михайловна,
образование: средне- специальное
Педагогический стаж-5 лет.
Паспортные данные
Наименование мини- музея : мини- музей «Чудо дерево».
Профиль музея: экологический.
Цель создания музея. Знакомство детей с особенностями, строением и разнообразием деревьев, со взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе, воспитание интереса к миру растений.
Задачи:
Формировать навыки детей с детей с разнообразием видов деревьев и их значением в нашей жизни; обратить внимание детей на форму листьев и окраску в разное время года.
Формировать навыки различать деревья по коре.
Познакомить детей с разнообразием видов деревянных изделий их значением в нашей жизни.
Познакомит детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей.
Формировать навыки детей на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.
Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Включить родителей в процесс создания мини- музея, активизировать их на сотрудничество.
Совет мини- музея :2 человека.
Характеристика помещения: игровая комната
Площадь, занятая под экспозицию:1,20 кв. м.
Руководитель мини- музея : Герасимова Валентина Алексеевна
Структура управления мини- музеем : Руководитель мини- музея планирует, координирует, контролирует работу в мини- музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини- музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини- музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини- музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини- музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини- музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини- музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини- музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Мини- музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Актуальность
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы мини - музея.
Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства из материалов при изготовлении игрушек и других предметов.
Формы деятельности:
игровая;
экспозиционная;
познавательная,
поисковая.
Оформление мини- музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини- музея располагаются на полках стенки в группе.
Разделы мини- музея, особенности использования
Раздел «Дерево в разное время года»
Знакомит детей с разнообразием деревьев в разное время года. На ветках прикреплены бумажные листочки, птицы рядом с деревом расположены дикие животные. Дерево изображено на верхней полке.
Раздел «Строение дерева»знакомит детей с различными частями дерева. На полке лежат небольшие спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, красивая ваза с сухими ветками.
Раздел «Кора и лесные обитатели»рассказывает о значении коры деревьев для разных животных. Кора - это убежище для насекомых. Под ней они прячутся, «спят» зимой, откладывают личинок. Для наглядности в музее представлена кора, в щелях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые. Кора - это и пища лосей, зайцев и других зверей. Поэтому в центре макет мини- музея прикреплен кусочек коры, вокруг которого расположились все, кто ее ест.
Раздел «Как человек использует кору»представлен как настоящими образцами, рассказывающими об использовании коры (различные поделки, так и иллюстрациями. В состав его экспонатов включены: береста - бытовые изделия и украшения, берёзовая кора.
Раздел «Дерево в жизни человека» представлен экспонатами, которые знакомят детей с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери, предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, деревянный домик, колодец, стол, лавка ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь.
Раздел «Игротека».Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски о деревьях, о диких животных, о птицах, пазлы, лото, дидактическиеигры.
Игры расположены на нижней полке. Маски животных и птиц. Дети используют их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
Раздел «Сами своими руками». Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями (рисунки, поделки). Экспонаты используются в процессе организованной образовательной деятельности в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Раздел «Библиотека».
В данном разделе собраны книги о деревьях, книжки – малышки в которых имеются загадки, стихи о деревьях которые изготовлены совместно с родителями, воспитателем. используются как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ- МУЗЕЯ
«Чудо дерево»
N Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1 Подготовительный этап. Обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини- музея в группе.
Выбор инициативности группы.
21.09.16г. 1. Определена тема и название музея.
2. Выбрано место для размещения мини - музея.
Возникнет интерес у родителей к данному вопросу, расширился кругозор экологических знаний.
2 Практический этап. Сбор и изготовление экспонатов.
Проведение экскурсий - занятий в мини- музее. С 01.10.16по 30.04. 17 г. Создан мини- музей «Чудо - дерево».
Дошкольники познакомились с экспонатами мини- музея. У детей сформировано первоначальное знание о разнообразии видов деревьев и их значении в нашей жизни; так же дошкольники имеют представление какая форма у листьев и окраска в разное время года, различают деревья по коре, дети имеют представление о разнообразии видов деревянных изделий их значение в нашей жизни;
Познакомились со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;
У детей повысился уровень знаний особенности строением и разнообразием деревьев, со взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе, воспитание интереса к миру растений.
3 Подведение итогов Итоговое мероприятие
Викторина «Что мы знаем о деревьях»
Изготовление Лэпбука
«Чудо - дерево» 01. 05. 17 г. У детей повысился уровень знаний о разнообразии и назначении музея. Вызывать у детей радостные переживания от совместной деятельности, закрепить и расширить знания детей о деревьях; создать у детей радостное, эмоциональное настроение. У дошкольников повысилась сообразительность, мышление, умение самостоятельно выполнять задание.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ- МУЗЕЯ
Экспонаты мини- музея
№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/временное хранение Ф. И. О предоставившего экспонат
1. Макет «Дерево в разное время года»
. 30.10.2016г постоянное Воспитатель
Палагиной Г. М.
2. Спилы деревьев (Берёза, тополь) -18.06.2016. постоянное хранение. Семья Сони Громовой,
Семья Ивана Кузнецова.
3. Кружка из бересты -Семья Ирины Тюриной.
4. Домик деревянный, столик и скамейка 25.12.2016 - Семья Гордея Гордеева,
Семья Коли Архипова.
5. Макет «Домик для насекомых» 28.12.2016 -постоянное хранение. Семья Андрея
Кечаева.
6. Книжки- малышки своими руками, с загадками,
«Про деревья» 25.12.2016г -Семья Костюниной Миры.
7. Лапти из бересты-Семья Матюниной Эвелины.
8. . Игрушки деревянные: (матрёшки, ложки и т. д.) 13.01.2017г постоянное все родители.
9. Гриб который растёт на дереве 25.01.2017г -Воспитатель Герасимова В. А.
.
10. Макет (Дрова на полянке, чурка в неё вбит топор) 27.01.2017г постоянное Семья Андрея Кечаева.
11. Дидактические игры 28.01.2017г постоянное Воспитатель Герасимова В. А.
12. Маски животных и птиц. 02.02.2017г постоянное Воспитатель
Палагина Г. М.
13. Раскраски деревья, дикие животные, птицы. 01.03.2017г постоянное Семья Полины Бобровой.
14. Изделия из бересты «туески». 01.02.2017г постоянное Семья Харитонова Никиты.
15. Деревянные дощечки 15.03.2017г постоянное Воспитатель Палагина Г. М.
16. Яйцо деревянное расписное 16.04.2017г -Воспитатель-Герасимова В. А.
17. Макет деревьев (ель, берёза, рябина) 17.04.2017 -Семья Старостиной Жени.
Экспонаты в мини – музее.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ- МУЗЕЕ
№ Тема экскурсий Интеграция образовательных областей Задачи Месяц
1. Ознакомление с мини – музеем правило поведение в музее.
«Познавательное развитие» Формировать представление детей о музее, правило поведение в музее. Сентябрь.
2. Экскурсия – беседа «Какие разные деревья» «Речевое развитие»,
«Социально -коммуникативное развитие».
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие» Обратить внимание детей на деревья (берёзу, ель и рябину) и спросить одинаковые ли они или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды)
Октябрь 2015
3. Экскурсия – знакомство «Стройная берёза» «Речевое развитие.
«Социально -коммуникативное развитие».
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие». Показать, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.
Октябрь 2015
4. Экскурсия – знакомство «Рябина» «Речевое развитие».
«Познавательное развитие»
«Социально -коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
Отметить, что листья рябины отличаются от других. Их на веточке много, листики овальной формы и симметрично расположены напротив друг друга. Бывают зелёные, красные, оранжевые, бордовые. Отметить, что у рябины есть ягоды, которыми питаются птицы зимой.
Ноябрь 2015
5. Экскурсия – открытие «С кем дружит дерево» «Речевое развитие».
«Познавательное развитие»
«Социально -коммуникативное развитие»
«Физическое развитие». Обобщать знания детей о существенных признаках строения дерева
(ствол, ветки, листья); показать взаимосвязь с деревьями, с животными и птицами (какую пользу приносят птицы, животные дереву и наоборот). Формировать дружеские отношения к своим товарищам во время игры, эмоционально-нравственную сферу ребенка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы);
Развивать познавательно-речевую активность.
Воспитывать желание беречь природу, видеть всю красоту окружающей действительности. Формировать дружеские отношения к своим товарищам во время игры, эмоционально-нравственную сферу ребенка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы);
Ноябрь 2016
6. Экскурсия – беседа «Как деревья готовятся к зиме» «Речевое развитие».
«Познавательное развитие».
«Социально -коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
Рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.
Декабрь 2016
7. Экскурсия – открытие «Что такое кора» «Познавательное развитие». «Речевое развитие».
«Социально -коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору на деревьях: берёза, ель, рябина и отметить различия. Учить детей определять дерево по коре.
Декабрь 2016
8. Экскурсия – занятие «Кто живёт в трещинах коры?» «Познавательное развитие»
«Речевое развитие.
«Социально -коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
Формировать навыки детей об общих признаках насекомых, Формировать навыки устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способам передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами пере-
движения и средой обитания.
Январь 2017
9. Экскурсия – беседа «Какие птицы дружат с деревом зимой» «Речевое развитие».
«Социально -коммуникативное развитие».
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие».
Дать первоначальное представление о внешним виде дятла и совы, об особенностях их жизни в лесу. Январь 2017
10. Экскурсия – путешествие «С кем дружит ель в лесу» «Познавательное развитие». «Речевое развитие».
«Социально -коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
Дать первоначальное представление о ели (внешний вид, среда обитания, связь с животным миром. Февраль 2017
11. Экскурсия –знакомство «Старичок лесовичок знакомит детей с зайцем и белкой»«Речевое развитие».
«Социально -коммуникативное развитие».
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие».
Дать первоначальное представление о внешнем виде зайца и белки, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом. Февраль 2017
12. Экскурсия – беседа «Что нужно деревьям» «Речевое развитие».
«Социально -коммуникативное развитие».
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие».
Закреплять знания детей о внешнем виде деревьев на участке. Называть их характерные особенности. Называть необходимые условия для роста растений. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Март 2017
13. Экскурсия – беседа Что делают из дерева?» «Познавательное развитие». «Речевое развитие».
«Социально -коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
Знакомство со свойствами дерева.
Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы. Формировать навыки соблюдения правил безопасности.
Формировать навыки детей узнавать вещи, изготовленные из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева.
Март 2017
14. Экскурсия – знакомство «Почва» «Познавательное развитие».
«Речевое развитие».
«Социально -коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
Формировать навыки детей узнавать и называть почву, различать её цвет, состояние (рассыпчатая и слегка липкая). Познакомить с обитателями, которые живут в почве (червяк). Показать детям, что в почве находится не только червяки, но и корни растений. Апрель 2017
15. Экскурсия – викторина «Что мы знаем о деревьях» «Речевое развитие»
«Познавательное развитие».
«Социально -коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
Обобщить знания детей о деревьях животных, растениях, временах года, охране природы. Апрель 2017
16. Экскурсия – путешествие «Путешествие к Лесовичку» «Речевое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие». Формировать у детей экологическую культуру
систему ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Расширять представление детей о лесе и о его обитателях (группах животных и птиц, о различных средах обитания животных и птиц, бабочек.
Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Май 2017
17. Совместная деятельность с родителями, с детьми изготовление «Лэпбука»«Познавательное развитие».
«Художественно – эстетическое развитие» Привлечь родителей и детей к изготовлению лэпбука. Май 2017
Предполагаемый результат:
Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.
Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.
Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.
Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.
Продукт проективной деятельности:
Фотоальбом «Я, лес – друзья!», коллекция деревянных экспонатов, папки и альбомы на различные темы о деревьях, копилка детских работ и т. д.
Презентация проекта :
День открытых дверей в мини-музее «Чудо-дерево».
Список литературы:
1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1
2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М. : Гослестехиздат, 1932. — 247 с.
3. ВохринцеваС. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.
4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.
5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.
6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» - ООО Фламинго, 2008.
7. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.
8. Прогулка в лесу (кроссворд-раскраска) – ООО Хатбер. М., 2005.
9. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я. :Академия холдинг, 2004.
10. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008.