Татьяна Клочкова
Модель центра исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Модель центра исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментально-исследовательской деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, анализируя, делая вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, основной задачей ДОУ, является умение поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, создать необходимые условия для этого. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада должны быть созданы детские лаборатории, научные центры, уголки экспериментальной деятельности. Они должны развивать (ют) не только познавательный интерес, но и служить специфической базой игровой деятельности. Дети проводят опыты, эксперименты и наблюдения по разной тематике. Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано с такими видами деятельности, как наблюдение и труд. Так же тесная связь прослеживается с развитием речи, изобразительной деятельностью, ФЭМП.
Публикация «Модель центра исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Детей нужно познакомить с учёными и их основными трудами, в доступной для детей форме, для этого в центре экспериментирования и исследования необходимо расположить их портреты, где данные люди находятся в работе, проводят опыты и эксперименты.
Экспериментальная работа вызывает интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.
При оборудовании лабораторий, должны быть учтены следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Групповое пространство распределяется на центры, которые доступны детям.
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности
Цель:
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
1. Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)
2. Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
3. Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения.
4. Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
5. Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.
Материалы данной зоны должны располагаться по следующим направлениям: «Песок-вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Резина», «Свет», «Стекло и пластмасса».
1. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы.
2. Мерные ложки (от детского питания).
3. Сита и воронки. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
4. Резиновые груши разного объема.
5. Половинки мыльниц.
6. Формы для льда.
7. Резиновые перчатки.
8. Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки).
9. Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи.
10. Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля.
11. Природный материал.
12. Гигиенически безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки).
13. Взбивалки, деревянные лопатки и шпатели для размешивания.
14. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки (для рассматривания песчинок, глины).
15. Лупы.
16. Разные виды бумаги.
17. Индивидуальные дневники для экспериментирования.
18. Условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки (по правилам работы в уголке экспериментирования).
19. Персонажи, наделенные определенными чертами (в старшем возрасте – задающий вопросы почемучка, от имени которых моделируются проблемные ситуации.
20. Утилизированный материал (кусочки кожи, ткани, дерева, винтики).
21. Карточки-схемы проведения экспериментов.
22. Клеенчатые фартуки.
23. Нарукавники.
24. Щетка, совок, тряпки.
25. Технический материал: гайки, скрепки, винтики.