Елена Шишина
Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема моей презентации: «Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников».
Включает в себя следующие задачи:
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Обогащение и активизация словаря.
• Формирование грамматического строя речи.
• Ознакомление с художественной литературой.
Публикация «Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2 слайд
Решить эти задачи помогут следующие методы ознакомления с художественной литературой :
1. Рассказывание потешки:
Считается, что в младшем возрасте серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Потешки отличаются богатством слов и размеров: одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения.
2. Инсценирование. Различают два приё ма инсценирования:
1. Прием инсценировки произведения - рассчитан на то, что дети сами рассказывают произведение и выполняют соответствующие движения.
2. Прием действенного соучастия - рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Например, детям можно предложить постучать кулачком друг о друга: «Дед бил-бил, не разбил!», «Водичка, водичка».
3 - слайд
Рассказывание сказок.
Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в младшем возрасте предпочтительнее. Я обеспечиваю активность детей во время слушания: предлагаю выполнить имитационные движения (например, малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут - потянут и т. п., использую разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок).
На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.
- Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.
- Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание детей.
- Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства : игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Народные песенки, потешки, прибаутки, сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок, потешек, прибауток заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация близости и тепла. Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие.
5 слайд
5. Рассмотрение ярких картинок и книжек.
Основная задача для дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает мне преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует.
6 слайд
6. Уголок книги и театра в группе.
Малышам нравится и театр; они играют персонажами, куклами, масками, распределяя между собой роли. Театрализованные игры для детей дошкольного возраста имеют воспитательное значение. С помощью театра дети обучаются речевой выразительности и умением слушать друг друга.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
В младших группах воспитатель даё т детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
Результат.
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка : она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого развивается. Дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.