Татьяна Манахова
Презентация «Предметно-игровая среда по ОО «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
Организация предметно-игровой среды в свете требований ФГОС:
Публикация «Презентация „Предметно-игровая среда по ОО „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Предметно-игровая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Организация предметно-игровой среды в свете требований ФГОС:
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Предметно-игровая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Отдельно остановимся на ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Организовывая предметно- игровую пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться текущей темой периода, содержанием образовательной деятельности в данной образовательной области и возрастной категорией детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях: игровая деятельность, формирование основ безопасности, трудовое воспитание. Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.
1. Развитие игровой деятельности детей происходит с целью освоения различных социальных ролей. Игра, в свете ФГОС, выступает как форма социализации ребёнка. Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
В группах оборудуются уголки сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и в зависимости от возраста детей, для младших дошкольников можно выделить следующие сюжетные игры:
- «Дом, семья»
- «Игры с транспортом»
- «Больница»
-«Магазин»
-«Игры в животных и с игрушечными животными»
«Мастерская»
-«Парикмахерская»
Для детей старшего дошкольного возраста добавляются сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:
- семья («Дом, семья»);
- образование («Детский сад»);
- здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница»);
- торговля («Магазин»);
- производство («Швейное ателье»);
- строительство («Строительство», «Строим дом»);
- путешественники («Кругосветное путешествие»);
- транспорт («На дорогах города»);
- военная тематика («Пограничники», «Мы — военные разведчики»);
спорт («Мы - спортсмены»)
-развлечения, общественные места («В кафе» «В банке»и т. д.);
В группе для младших детей используем игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т. п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Сюжеты в среднем возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды, детский сад, праздники, моряки, цирк, путешествие на дачу.
Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др., лучше не очень крупных размеров — чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на столе, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта.
В старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья, трудовые (строительство дома, доктор, школа, общественные (праздники, путешествия, содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель.
В соответствии с возрастом детей материалы в уголке отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
В патриотическом уголке младшей группы должны быть герб и флаг России, портрет президента, слова и аудиозапись гимна, фото родного города, его достопримечательностей и улиц,
В старшем дошкольном возрасте добавляется литература по данной тематике, карты России и Ульяновской области, герб, флаг родного города, глобус, книги с народными костюмами, иллюстрационный материал краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город в прошлом». Всё выше перечисленное позволяет развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство уважения к другим народам.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире, в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея).
3. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная цель работы с дошкольниками - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в младшей группе создается следующая предметно-игровая среда :
- набор транспортных средств;
иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;
-иллюстрации с изображением противопожарных средств и правил поведения при пожаре.
дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
В старшем дошкольном возрасте добавляются:
макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать логические задачи различной сложности по безопасности дорожного движения;
набор дорожных знаков.
- набор дорожных знаков, макеты светофоров;
атрибуты инспектора ДПС (жезлы, жилеты);
плакаты по безопасности поведения на улице и в быту, по пожарной безопасности;
дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях:
ПДД;
ЗОЖ;
профилактика пожарной безопасности.
-иллюстрации с правилами поведения при пожаре.
-макет пожарной безопасности.
Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Для этого в группах 4-5 лет и старше имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. Имеются фартуки и чепчики — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки.
В уголке природы имеется все необходимое для ухода за растениями. Воспитанники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлении почвы, пересадке. Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли должны быть разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.