Лучший педагог года

Анализ работы по теме «Экспериментирование в ДОУ»

Оксана Фролова
Анализ работы по теме «Экспериментирование в ДОУ»

Презентация

опыта работы по теме :

«Формирование элементарных естественнонаучных представлений у детей средствами экспериментальной деятельности».

«Расскажи – и я забуду

Покажи – и я запомню

Дай попробовать – и я пойму" Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.

Публикация «Анализ работы по теме „Экспериментирование в ДОУ“» размещена в разделах

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой – предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в своей группе я веду работу по экспериментальной деятельности. Моя задача – на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Дети изучают все, как могут и чем могут – глазами, руками, языком, носом. Они радуются даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке!» может быть, мы – папы, мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему миру с годами восстановить практически невозможно.

«Причины встречающейся интеллектуальной

пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Н. Н. Поддъяков

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Реализуя общеобразовательную программу «Развитие» учебного центра им. Л. А. Венгера, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, я решила начать работу по данной проблеме. В своей работе я использую методические рекомендации разных авторов: Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина, С. Н. Николаевой.

Основная цель моей работы : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные

• расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

• формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие

• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности

• способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы

• создание предпосылок формирования практических и умственных действий

Воспитательные

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира

• стимулировать желание детей экспериментировать

• формировать коммуникативные навыки

Свою работу я веду по следующим направлениям:

1. Организация образовательной деятельности.

2. Взаимодействие с родителями воспитанников.

3. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Организация образовательной деятельности

Для осуществления первого направления моей работы мною был разработан перспективно-тематический план на каждую возрастную группу.

Технологию экспериментальной деятельности я распределила по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: для максимально эффективного использования в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка – теплые месяцы, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе – в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д. Важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Целью работы во 2-ой младшей группе является:

формирование у детей элементарных обследовательских действий, необходимых для сенсорного развития

• серия экспериментов с водой, фокусы с различными предметами, которые плавают и тонут, различными веществами, которые растворяются и не растворяются (соль, сахар, песок) знакомство с некоторыми свойствами воды (без вкуса, без запаха, без цвета, окрашивание воды;

эксперименты с растениями;

эксперименты с песком.

Целью работы в средней группе является:

расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира, побуждение к активному использованию детьми полученного опыта в игровой и практической деятельности,

• знакомство с различными агрегатными состояниями воды;

• знакомство со свойствами воздуха (невидим, но его можно поймать, упругий, необходим растениям и людям);

• знакомство со свойствами магнита.

Целью работы в старшем дошкольном возрасте является:

Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений;

• серия экспериментов с увеличительным стеклом, зеркалом, микроскопом;

• знакомство с различными природными явлениями (образование града, снега, инея, тумана, росы, радуги);

• знакомство с круговоротом воды в природе;

• знакомство с материалами (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

Для реализации целей использую различные методы и формы организации детской деятельности.

Работа с родителями

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, Дни открытых дверей. Родители принимают активное участие в конкурсах Уголков экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

На одном из родительских собраний я предложила родителям, что один или два раза в месяц родители будут получать домашнее задание. Им нужно будет провести опыт или эксперимент в домашних условиях вместе с ребенком, но при этом не торопиться давать ребенку готовые ответы, а дать им возможность самостоятельно выдвинуть гипотезу и опытным путем подтвердить ее или опровергнуть. Родители активно откликнулись на мое предложение, с удовольствием выполняли домашнее задание, а затем и сами стали инициаторами новых опытов и экспериментов.

Предметно-развивающая среда

Важную роль в формировании естественнонаучных представлений и поддержании у детей устойчивого интереса к экспериментированию, играет предметно-развивающая среда. В каждой группе оборудованы уголки опытно-экспериментальной деятельности.

В уголке экспериментирования моей группы «живет» Смешарик Нюша. Эта героиня «участвует» в опытах и экспериментах, приносит интересные вещи юным исследователям. В костюме Нюши появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов, рюкзачок для нужных и интересных вещей – все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

Заключение

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности.

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в глазах маленьких исследователей в момент важного открытия!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Из опыта работы социального педагога по теме «Социализация детей-инвалидов в ДОУ» Автор: Шульгина Любовь Николаевна, социальный педагог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Берёзка», г. Коряжма. Описание материала:.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» Часть 2 Часть 3 План работы. 1. Актуальность темы 2. Цели и задачи. 3. Теоретическая база. • Принципы • Основные формы общения • Методика.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Структура работы Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей» Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Экспериментирование в младшей группе дошкольного возраста (из опыта работы) Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей 1- 2 младшей группы, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность.

Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы) Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач: формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы по теме «Экспериментирование в ДОУ»
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 18:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД