Лучший педагог года

Проект «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Светлана Шморгунова
Проект «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые педагоги и родители! Представляю педагогический опыт на тему «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

1слайд

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идёт как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа малыш превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определённое развитие все стороны психики ребёнка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Публикация «Проект „Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Но зачем логика дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», в котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретённые в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

2 слайд

Важнейшим источником развития логического мышления, является – игра.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

3слайд

В процессе обучения, организованного в форме игры решаются, прежде всего общие задачи познавательного развития : развитие восприятия, представлений, памяти, мышления, произвольности внимания. Развивается способность объединять предметы на основе их общих свойств и систематизировать их по степени различий выделенных свойств. Дети учатся восстанавливать целое по его частям, открывать общее в частном, познавать объекты во взаимосвязи и открывать новые их отношения, то есть логически мыслить. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. В ней развиваются мыслительные операции, логика.

4слайд

Актуальность данной проблемы и значимость её, определило выбор темы моей работы: «Развитие логического мышления детей посредством дидактической игры».

Цель: Овладение старшими дошкольниками приёмами логического мышления посредством дидактической игры.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1. Обучение детей : анализу, синтезу, сравнению, классификации, упорядоченности действий, умозаключению.

2. Развитие у детей : умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, произвольности внимания, познавательных интересов, любознательности, творческого воображения.

3. Воспитание коммуникативных навыков, стремления преодоления трудностей, воспитание уверенности в себе, желание прийти на помощь, быть полезным.

4. Формирование основ личности, осознание своего «Я».

5. Создание условий для активного участия родителей в совместной работе по развитию логического мышления детей, посредством игры.

5слайд (читаем слайд)

6слайд

Я задавала себе вопрос : «Каким должен быть выпускник?». Он должен быть разносторонне развитым, самостоятельным, активным, эмоциональным, общительным, любознательным, здоровым, эрудированным.

7слайд

В основе педагогического опыта лежит примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой. Опираюсь на методические разработки А. К. Бондаренко, Д. Б. Эльконина, Л. Асанова, Л. Венгера, О. М. Дьяченко,Б. П. Никитина, Л. В. Занкова.

Педагогические принципы обучения:

• интеграции образовательных областей. Согласно этому принципу проведение образовательной работы осуществляется в различных видах детской деятельности. В процессе познания одновременно решаются задачи из разных образовательных областей

«Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

• последовательности и систематичности позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков.

• индивидуальности нацелен на вовлечение детей в активную образовательную деятельность, при этом учитывая его индивидуальные особенности.

• научности и новизны предполагает желание и умение пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений.

• комплексности в образовательный процесс, включается не только сам педагог, проводящий работу,но и члены семьи.

• обучение деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают, что –то новое путём решения проблемных задач.

• креативный принцип – необходимость развития творчества, то есть «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8слайд

Ожидаемые результаты:

1. Практическое овладение воспитанниками приёмами логического мышления, посредством дидактических игр.

2. Сформировано интерактивное качество «Овладевший средствами общения и умения решать поставленную перед ним задачу» :

самостоятельно выполняет логические операции в играх.

свободно рассуждает логически.

способен грамматически правильно выражать свою мысль, делать выводы и умозаключения.

У ребёнка на более высоком уровне будут сформированы такие элементы интерактивного качества «эмоционально отзывчивый», при котором ребё нок:

уверен в себе в преодолении трудностей

откликается на эмоции близких людей и друзей

умеет убедить в своей правоте.

9слайд

Реализация моего педагогического опыта осуществляется через разнообразные виды деятельности: совместную и самостоятельную деятельность, взаимодействие с родителями.

Работа с детьми осуществляется на основе комплексно – тематического планирования, которое разработано в соответствии с интегративным подходом и включает задачи по образовательным областям «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» и др. Отобраны наиболее эффективные методы и приё мы обучения:

Проблемно – поисковый метод, побуждающий к творческой деятельности, когда детям самим предлагается найти способы решения задачи. Детям задаются вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если – бы, всегда ли)

Решение нестандартных задач – поиск детьми хода решения выдвижением гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного направления поиска, нахождением поиска доказательства верного решения.

Заседание «Совета Мудрецов» предлагаются детям задания разной степени сложности, где задача воспитателя – умело направить мысль детей в нужное русло.

Технология сотрудничества позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.

Эвристический метод позволяет детям преобразовывать основную проблему в ряд мелких, подчинённых к главной; проектировать этапы решения, формулировать гипотезу, проверять решение. При помощи вопросов воспитатель наталкивает детей на интуитивный понятный способ понимания («Как вы могли бы выполнить данное задание в игре?»)

Практический метод направлен на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д)

Метод предварительной ошибки помогает развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира – людьми, животными, природой; аргументировать свои ответы.

«Мозговой штурм» позволит детям генерировать идеи, смело высказывать свои идеи «на людях», фантазировать, уважать чужое мнение, слушать других детей не перебивая.

Игровые упражнения занимательного характера дают возможность решать детям логические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной форме;

10слайд

Успешной реализации опыта способствует организация предметно – развивающей среды. Среда группы была сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей. Вся работа строилась на технологии сотрудничества, на личностно – ориентированной технологии. Имеется разнообразный игровой материал, предметы заместители, оборудован «Уголок Умников», в котором собраны материалы для экспериментальной, творческой деятельности. В группе были оформлены: лабиринты, «Чудо – книга», «Вычислительные машины». Для более углубленной и эффективной работы был организован шахматный клуб «Шахматка», клуб «Знатоков». Уголки и клубы были художественно оформлены, оснащены дидактическими играми, имеющие несколько уровней сложности. Изготовлена картотека дидактических игр, развивающих логическое мышление детей. Большой популярностью пользуются у детей кроссворды и ребусы. Использование ИКТ способствует активизации и интереса ребёнка к игре.

11слайд

Вся работа по развитию у детей логического мышления происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы. Анкетирование лишь подтвердило моё предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. На протяжении учебного года проводятся разнообразные формы взаимодействия. Наиболее эффективными являются:

• консультации

• систематические встречи на заседаниях родительского клуба «Всезнайка»

• мастер – классы

• семинары – практикумы

• аудиконсультации

• день открытых дверей

• Интернет – почта

• Картотека дидактических игр на развитие логического мышления

• Минибиблиотека

На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. Всё это обогащает их впечатления, появляются общие интересы, доставляет радость общения и развивает познавательные интересы детей. В уголке для родителей периодически вывешивается материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой. В результате совместная работа с родителями помогла расширить познавательные интересы детей; мамы и папы стали активными участниками наших игр, бесед, экскурсий, их заинтересовали и методы и приёмы, и тематика занятий и конечно успехи детей. Это были уже мои союзники, сотрудники, с которыми легко решать последующие этапы обучения. У родителей появилось внимание к интересам детей, они стали глубже понимать их, стремятся быть другом своему ребёнку, а не только старшим наставником, и в этом немаловажную роль играли подобранные мною игры.

12слайд

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась на основе диагностической методики С. Немова.

Для выявления уровня сформированности логического мышления и его операций разработаны содержание показателей (дидактические игры) и методика их выявления. Определены показатели и уровни оценки сформированности мышления по каждому показателю (дидактическая игра)

В мониторинговом исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста( 5 до 7 лет) в период с сентября 2012 года по май 2014 года.

По результатам диагностики выявила, что на начало года 10% детей имеют высокий уровень развития логического мышления, 60% средний и 30% низкий.

Сравнительный анализ за два года свидетельствует о количественных и качественных изменениях; 60% имеют высокий уровень развития, умеют сравнивать, анализировать, классифицировать; могут устанавливать определённую последовательность событий, умеют объяснять свою позицию, выражать своё мнение, делать умозаключения; 40% средний уровень.

Полученные данные подтверждают, что организация развивающих игр является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно – логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем усваивать школьную программу.

Спасибо всем за внимание!

Воспитатель Шморгунова С. Я.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 января 2020 в 18:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД