МААМ-картинки

Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками. Консультация для педагогов

Светлана Александровна Мажова
Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками. Консультация для педагогов

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике. А. М. Матюшкин разработал «Концепцию творческой одаренности», Л. А Венгер с авторским коллективом разработал программу «Одаренный ребенок».

Публикация «Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Е. С. Белова «…сравнила одаренность со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов».

Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте :

- дети с высоким общим уровнем умственного развития;

- дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

• Федеральная программа «Дети России» принятой 18.08.1994 и подпрограмма «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года);

рабочая концепция одаренности 2003г. ;

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством Л. А. Венгера. Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г). Цель программы «Одаренный ребенок» - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности : познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Также была разработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

• наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;

• наличие образовательной системы.

В нашей стране долгое время изучением детской одаренности и разработкой вопросов раннего выявления и дальнейшего развития незаурядных детей практически не занимались. Только в последние годы проблема детей с высокими умственными способностями начала вызывать большой интерес не только в научной среде, но в прессе и печати.

Разработана система по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ, которая включает в себя:

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости : выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.

2-й этап: отбор детей в группу одарённых.

При диагностике одарённости исходят из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одними из важнейших аспектов деятельности д/саду.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут проявить себя в следующих областях:

• общие интеллектуальные способности;

• конкретные академические способности;

• творческое или продуктивное мышление;

• лидерские способности;

• художественные и исполнительские искусства;

• психомоторные способности.

Палитра одаренности :

• Общая (умственная одаренность);

• Художественная одаренность (этот вид одаренности отражает высокий творческий потенциал человека: искусство, литература, музыка, прикладное искусство и т. д.);

• Социальная одаренность (проявляется в умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения; основой социальной одаренности является социальный интеллект);

• Спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы).

Одаренные дети в детском саду

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.

Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

Одаренные дети :

• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

• имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Мы придерживаемся мнения, что для успешного развития одаренности необходимо создание предметно - развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через:

• предметно - развивающую среду группы, способствующей познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении;

• регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;

• индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом и психологом, занятия в «Клубах по интересам», организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;

• оказание помощи родителям в развитии у детей каких либо талантов, способностей, через различные формы работы : анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т. п. ;

• взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.

Работа с одаренным ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей, требует много времени, знаний и сил.

Дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому у нас в детском саду работа с одаренными детьми строится параллельно с основными видами и направлениями программы.

Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одаренности раньше чем в 5-летнем возрасте значительно затруднено, но есть дети, которых мы отнесли к категории одаренных, хотя они и не достигли 5-летнего возраста. На основании того, что они отличались от своих сверстников большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, неординарностью мышления, развитостью творческого потенциала, развитой речью. Создание условий внутри группы для развития одаренных детей создается постепенно, помимо перечисленных условий.

Как одно из условий создания благоприятной среды развития одаренности предусматривает приобретение ЗУН через индивидуальную работу с помощью традиций.

Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми нашего детского сада – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: воспитатель.

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста (из опыта работы) Сообщение «Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста. Из опыта работы.» Подготовила воспитатель МДОУ детского.

Консультация «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для родителей «Методы и приемы обучения речи в ДОУ» Методы и приемы обучения речи в детском саду Понятие метода обучения речи. Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Игровые методы и приемы, используемые в театрализованной деятельности с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов ДОО "Игровые методы и приёмы, используемые в организации театрализованной деятельности с дошкольниками" Кашуба.

Методические рекомендации «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ» Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими.

Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. Консультация для педагогов Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического.

Методы и приемы работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе «Методы и приемы работы» Спирина Ю. В., воспитатель ГБОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методы и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками. Консультация для педагогов
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 10:11
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД