Лучший педагог года

Приключения паучка ООД по познавательному развитию

Нина Козловская
Приключения паучка ООД по познавательному развитию

Цель: формирование представление о живых объектах окружающего мира

Задачи: расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков; совершать диалогическую форму речи; способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования; воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе

Предварительная работа:

Публикация «Приключения паучка ООД по познавательному развитию» размещена в разделах

Наблюдение за живой природой, отгадывания загадок о животных, растениях, рассматривание иллюстраций о правилах поведения в природе, о среде обитания животных, растений.

Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением паука, соснового бора

Раздаточный материал: ветки сосны, шишка, мох, дощечки с разными покрытиями: мех, фланель, наждачная бумага, бархатная бумага, самоклеящаяся, иллюстрация с изображением паука.

Ход ООД

Воспитатель обращает внимание детей на загадочную коробку, смотрит, там веточка сосны и паучок.

Я загадаю вам загадки и вы узнаете, что находится в коробке.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем

(Сосна)

Молодцы, воспитатель достает сосновую веточку, показывает.

Вот еще одна загадка:

Ползла букашка

По белой ромашке

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях

Угадайте, дети.

Кто расставил сети?

(Паук)

Что же нам делать? Как вы думаете? Кто оставил нам эту коробку?

Дети высказывают разные предположения

Я думаю, коробку нам оставили волшебник, фея, они невидимки, наблюдают за нами.

Тогда садитесь за столы

Воспитатель

У каждого из вас лежат ветки

Рассмотрите их, понюхайте, определите от какого они дерева.

По каким признакам вы это делали? (кора есть, вместо листьев хвоя – иголки липкие, пахучие, душистые, клейкие)

Какая поверхность коры на ощупь?

Согните ветку, узнайте, гибкая она или хрупкая?

Сосна – хвойное дерево, вечнозеленое, ее ветки всегда с иголками, с помощью которых деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. У сосны есть шишки коричневой окраски, это плоды, а в них семена

Воспитатель

Сегодня я расскажу вам сказку, а о ком, вы попробуйте отгадать сами.

Жил-был на белом свете… (нарисовать на доске мелом)

Дети: колобок, апельсин, камешек, озеро, мяч, тучка, голова, арбуз!

Воспитатель: Нет. (фигура дорисовывается).

Дети: голова, хлеб, камень, жучок, солнышко!

Воспитатель: нет не он и не оно. Жил на свете такой:

Правильно, паучок. Вы наверное догадались – о ком ждет нас сказка. Да, о нем (выставляю иллюстрацию паучка – у детей на столах лежат иллюстрации)

Паук – животное распространенное, люди часто не замечают его, считают его не нужным, или даже вредным. Но паук очень интересное животное =. Я помогу вам лучше его узнать.

Беседа о паучке

Воспитатель:

Паучка конечно видел каждый. В наших краях наиболее распространены пауки-крестовики. У него гладкое шарообразное брюшко, на котором сверху виден светлый узор в виде крестика, потому он и получил такое название.

На голове есть глаза и рот, а грудка опирается на 4 пары ног.

На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую паук выделяют паутину – тягучая жидкость которая при движении паука вытягивается в тонкие нити.

Паутинка для паука словно маленький парашют, держась за нее паучок несется по воздуху.

Крыльев у паучков нет, быстрых ног тоже нет, поэтому ловят хищники летающих насекомых с помощью сети. Вязать паутинные сети помогают пауку особые коготки на ногах. Пауки плетут паутину каждый день так как она легко повреждается ветром и дождем.

Охотник – паук натягивает свои ловчие сети между ветками кустов и деревьев, прикрепляет их к заборам, столбам. А потом прячется и ждет когда в сети попадется муха, бабочка или комарик.

Хитрец присоединяет конец нити к своей лапке, когда добыча попадет в его сети и начинает дергаться паук узнает о своей удачной охоте. Он перебирается к своей добыче.

Нити паука служат разным целям: могут служить лестницей для спуска и подъема, или самолетиком – ветер подхватил паутинку с паучком и переносит его в другое место. Но главное – сеть-ловушка для вредных насекомых, уничтожая их, пауки приносят пользу людям.

Выбраться из сети, сплетенной пауком, не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом.

В конце лета у пауков появляются малыши. Мама их кормит насекомыми. Когда паучата подрастут они сами плетут паутинки и добывают еду.

Осенью, когда дни становятся пасмурнее и холоднее, пауки забиваются в щели коры старых пней и засыпают до весны.

Когда жаркие весенние лучи пригревают – паучки оживают, выползают из своих укрытий и начинают плести новые сети.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде.

Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями – жди сухих и солнечных дней. Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде, паук забился в угол – к ветру.

Вы любите пауков?

Многие дети да и взрослые боятся пауков, считают их страшными и вредными.

Давайте подумаем разве паук нападает на людей? (Нет)

Он их кусает? (Нет)

Он забавный, живой. Если в нашем сердце живет доброта, то неужели нам нужно его обижать? В природе нет вредных животных, у каждого из них есть своя среда обитания. Запомните, не обрывайте паутину и не убивайте пауков.

Вы видели когда-нибудь в лесу красивейшую паутинку, созданную пауком? Сколько труда, умения, ловкости ему надо чтобы сплести эти удивительные кружева. Кто еще так умеет?

Этот маленький ловец сетку прочную плетет, если муха попадет тут бедняжке и конец.

Какую пользу приносят пауки?

(поедают насекомых)

На кого они охотятся?

(на мух, бабочек, комаров, жучков, мошек)

Чем пауки ловят насекомых?

(Плетут для них сети)

Как часто пауки плетут паутину?

(каждый день, так как она повреждается ветром и дождем)

Пауки-хищники?

(да, они питаются другими насекомыми)

Когда у них появляются малыши?

(в конце лета)

Куда исчезают пауки осенью?

(забиваются в щели коры, расщелины старых пней и засыпают до весны)

О какой погоде говорит поведение пауков?

(перед непогодой пауки не распутывают свои сети для ловли насекомых, а если плетет новые сети – жди сухих и солнечных дней)

Пальчиковая гимнастика

У тебя скажи паук

Сколько ног и сколько рук? Сжать кулак, пальцы растопырить

Руки в замок

Когда лапы по дорожке ходят –

Это мои ножки Левая рука вытянута, ладонь вниз.

Пальцами правой руки выполнять от плеча.

Левая рука перебирающие движения вниз, правая рука вытянута тоже.

Лапы вяжут паутинку будто руки ткут холстинку Вращать пальцами перед собой друг вокруг друга. Пальцы одной руки поочередно соединяются с пальцами другой (руки сжаты в кулак)

Если я крадусь за мошкой мои лапы – это ножки Сделать колечко из большого и указательного пальца и т. д. пальцы как бы прыжками двигаются, сжаты в пучок

Если попадутся мухи лапы цапнут их как руки Руки в вертикальном положении (цветок) соединить обе ладошки. Ритмичное движение пальцами вместе-врозь

Воспитатель: какие же приключения подстерегали паучка. Слушайте.

Однажды паучок отправился путешествовать.

Сначала он шел по асфальту

Что он чувствовал при этом?

Как вы думаете?

Что может сказать Полина?

А ты, Рома, как думаешь?

Дети: асфальт колючий, твердый, жесткий, горячий, шероховатый, неприятно пахнет

Воспитатель: нет ли на столе дощечки, которая напоминает асфальт? Найдите. Этот покров напоминает тебе асфальт? Почему?

Долго шел паучок, даже скучно ему стало, и решил остановится, осмотрелся. И тут увидел… (выставляю на магнит картинку)

Что же это могло быть, как вы думаете?

Дети: забор, штаны, трава, дорога, волосы, тропинка, дождь

Дети высказывают свои предположения, а потом воспитатель дорисовывает деревья

Воспитатель: много деревьев было вокруг нашего героя. Как они называются?

Дети: сосна, дуб, береза, ель, рябина, осина, тополь, лещина, клен, акация, липа, верба, черемуха, ива, ясень

Воспитатель: куда же попал паучок, где бывает много деревьев?

Дети: много деревьев в лесу, парке, на участке детского сада, на даче, во дворе, у реки.

Воспитатель: скорее всего когда очень, очень, много деревьев – это лес!

И попал паучок в лес.

Перешел он с асфальтовой дорожки на лесную тропинку.

Что же он при этом почувствовал?

Какая была земля?

Тропинка разная – может травка встречаться, кое-где земля.

Дети: земля мягкая, теплая, с приятным запахом.

Воспитатель: выберите руками ту дощечку которая напоминает вам землю. Почему ты Саша так решил?

Воспитатель: посмотрел паучок по сторонам и увидел что рядом растет густой, зеленый (показываю мох) дети говорят мох.

(Дети трогают кусочки мха, разминают его в руках, нюхают) – потрогайте, понюхайте.

Мох паучку очень понравился и решил он пройтись по мху. Что же он почувствовал при этом? Нет ли дощечки чтобы напоминала мох?

Дети: мох мягкий, пушистый, приятно пахнет

Воспитатель: наш паучок непоседа раньше не бывал в лесу и поэтому ему до всего было дело, все для него было ново и интересно.

Прислушался он к лесным звукам.

Звучит фонограмма с голосами птиц, лесными зверями

Да, у меня создалось такое впечатление, что мы тоже вместе с нашим паучком попали в лес. Что услышали? (голоса животных, вой волка, стук дятла). Давайте выйдем на лесную полянку (жужжание пчел, шелест листьев). И подвигаемся, подышим свежим воздухом (скрип деревьев).

Физкультминутка

Мы пошли по ягоды в дальний лес (ходьба)

Видимо-невидимо там чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми в стороны руками)

Мы видали рыжего муравья (прижать обе ладони к груди)

Повстречали белочку у ручья (пружинистый шаг на месте «лапки» перед грудью)

Отыскали беленький мы грибок

Положили бережно в кузовок (присесть, имитируя сбор грибов в кузовок)

Ну, а спелой ягоды и не счесть! (плавно поднимаясь поднять руки вверх, встать на носки)

Как домой воротимся станем есть (идут по кругу парами)

Мы в лесу гуляли бы до утра (прыжки с хлопками над головой)

Да уж вечер близится спать пора (сели, руки под щеки)

Воспитатель: как вы думаете, что еще мог услышать в лесу паучок?

Дети: голоса разных животных, шелест листьев, шелест травы, скрип деревьев, писк комара, стук дятла, кукушку, жужжание пчел, шум ветра.

Воспитатель: да, лес полон сказок и чудес! Шел он шел, и добрался наконец до леса, в котором росли одни сосны. Как называется такой лес?

Дети: сосновый бор

Воспитатель: выставляю картинку соснового бора. Чем пахнет в таком лесу? Что растет в сосновом бору?

Дети: грибы…

Воспитатель: Здесь пахло хвоей, смолой (из сосны, грибами. Послушал паучок лесных зверей, вдохнул аромат леса и отправился дальше. Его путь проходил по большим веткам сосны. Вдруг видит – на пути появилась очень странная лужица: жидкость в ней была густой, вязкой, липкой и пахла сосной. Что же это могло быть?

Дети: Смола.

Воспитатель: смола – капелька смолы, которая для паучка казалась лужицей.

Звучит легкая музыка

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в паучков и представим, что перед нами лужа с густой жидкостью. Покажем как увязли бы в ней лапки, если бы он пошел через эту лужицу. Как увязнут в ней наши ноги?

(Дети имитируют, еле отрывают ноги от пола, помогают руками)

Как же быть паучку?

Он хочет продолжать путь, но перед ним смолистая лужица. Если он решит ее перейти, что случится?

Дети: Прилипнет

Воспитатель: получается ему нужно двигаться вперед, но сделать это мешает капелька смолы, т. к. его лапки увязнут, прилипнут.

Давайте посоветуем паучку как выйти из положения.

Вместе с воспитателем решают противоречие:

• Можно перебросить через лужу соломинку, травинку (она сломается, утонет, ветер унесет)

• Попросить помощи у насекомых (он не дружит с насекомыми, он хищник ими питается)

• Сесть на листик и переплыть (прилипнет)

• Сплести паутинку и перебраться по ней

Воспитатель: Перебрался паучок через лужицу и увидел вот что… (выставить)

Дети: ежика, дольку апельсина, листик, половинку…

Воспитатель: нет-нет, увидел он вот это

Это был большой гриб (выставить)

Под ним лежал … (выставить)

Дети: ежик, орех, облако, капелька, слезинка

Воспитатель: нет-нет (выставить листочек)

Подошел паучок к листочку, а тут вдруг начался сильный дождь. Чем же листочек стал для паучка?

Дети: зонтиком, плащом

Воспитатель: Спрятался паучок под листок, дождался когда дождь закончится. Дождь закончился. Но тут вдруг подул сильный ветер. Подхватил ветер листочек вместе с паучком и унес его далеко-далеко. (музыка) Чем стал листочек для паучка?

Дети: самолетом, парашютом

Воспитатель: Летит на листике, смотрит на землю сверху, кажется она ему необычней. Что мог увидеть паучок на земле с высоты, когда летел на листочке?

Дети рассказывают: Болото, дорогу, грибы, ягоды, орехи, паутину, много деревьев, муравейник, птиц, животных, охотников, всадника на лошади

Воспитатель: да, это когда он летел над лесом. А что он мог увидеть с высоты, когда летел над городом?

Дети: Дома, скульптуры, театр, цирк, улицу, машины, детский сад

Воспитатель: много предметов увидел паучок на земле с высоты

Рефлексия

Вот и закончилось наше путешествие с паучком.

Понравилось вам?

Я узнал много интересного о пауке, что теперь не буду их бояться.

Мне понравилось то, что пауки хитрые, закутывают в паутину свою добычу.

Пауки приносят пользу людям: ловят мух, комаров, чтобы они нам над ухом не жужжали.

Молодцы ребята!

Публикации по теме:

Цикл занятий по художественно-эстетическому развитию детей 4–6 лет «Летние приключения»Цикл занятий по художественно-эстетическому развитию детей 4–6 лет «Летние приключения» Попробуйте взглянуть на мир глазами ребёнка, и вы вновь будете удивляться всему, как он. Тим Селдин Лето- яркое и совершенно особенное.

Дидактическая игра по развитию речи «Приключения насекомых» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи «Приключения насекомых» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра по развитию речи «Приключения насекомых» для детей младшего дошкольного возраста Цель: развивать активную речь ребёнка.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект НОД по физическому развитию в средней группе «Зимние приключения»Конспект НОД по физическому развитию в средней группе «Зимние приключения» Конспект НОД по физическому развитию в средней группе «Зимние приключения» Цель: -Способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:.

Конспект по физическому развитию «Приключения в лесу, или История о том, как ребята спасали зайчат». Вторая младшая группаКонспект по физическому развитию «Приключения в лесу, или История о том, как ребята спасали зайчат». Вторая младшая группа муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 «Тюльпан» г. Волжского Волгоградской области Разработчик.

Конспект занятия по развитию речи «Приключения колобка» Цель: Активизировать в речи детей слова : короткий, длинный, старенький, злой, страшный, серый, косолапый, большой, рыжая, хитрая, весёлый.

Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки»Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки» Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к.

Мастер-класс по изготовлению паучка из бумагиМастер-класс по изготовлению паучка из бумаги Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению паучка из бумаги. Наступила весна,стало тепло и мы с детьми,гуляя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приключения паучка ООД по познавательному развитию
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 19:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД