Галина Лебедева
Применение дидактических игр для развития логического мышления при проведении понятий проектной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПОНЯТИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО ИСПОЛЬЗУЯ ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Лебедева Галина Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад № 35 «Вырастайка», г. о. Серпухов
Публикация «Применение дидактических игр для развития логического мышления при проведении понятий проектной деятельности в ДОО» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе дошкольной организации индивидуального подхода и принципа личностно-ориентированного образования, а также интеграции образовательных направлений, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из самых актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является проектная деятельность (в старшем возрасте – метод детского проектирования). Основываясь на личностно-ориентированном подходе, принятом в современном образовательном процессе, этот активный метод развивает познавательный интерес дошкольников к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Проектная деятельность позволяет ребенку самостоятельно добывать знания экспериментальным путем, анализировать и синтезировать полученные знания, развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки, а также легче адаптироваться к переходу на школьное обучение, где метод детских проектов используют уже давно [2, с. 49].
Любой проект предполагает самостоятельное решение проблемы познавательного и творческого характера, экспериментальной и опытнической деятельности и, что самое главное, развития навыков общения, тем самым решая ряд проблем: боязни общения, новой обстановки и других психологических и бытовых ситуаций.
Тем не менее, нельзя отрицать, что метод детского проектирования, как и любая инновационная технология, имеет свои сложности. В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детский сад № 35 «Вырастайка» сложности возникли при введении в средней группе таких понятий проектной деятельности, как проект, продукт проекта, проблема, гипотеза, этап, презентация проекта, самоанализ. Для того, чтобы внедрить в активную речь ребенка эти «мудреные» слова, представляется целесообразным использовать в качестве ведущего вида деятельности игру и наводящие вопросы педагогов. По нашему мнению, если воспитанник средней группы сможет объяснить значение этих слов своими словами, то уже в старших группах, как мы полагаем, он самостоятельно (или в составе подгруппы) сможет спланировать и реализовать сам проект, детский или детско-родительский.
В данной статье мы хотим представить примерный сценарий знакомства дошкольников начиная со средней группы с основными понятиями проектной деятельности используя игры на логическое мышление. Прежде всего воспитатель знакомит воспитанников с понятием проект. Объяснение педагога может звучать следующим образом: «Что такое проект? Проект – это замысел, задумка, это то, что мы придумали». Мы с вами будем все время что-то создавать и придумывать».
В детском проектировании существует понятие продукт проекта. Работа над этим понятием может предполагать следующее объяснение: «Продукт проекта – это то, что можно показать, предъявить, сделать своими руками».
Работа над понятием проблема может предполагать следующие формулировки: «Проблема – это сложный вопрос, трудность, задача, требующие решения. Если возникла проблема, надо ее решать, то есть надо найти выход можно из любой ситуации, но прежде надо подумать».
Воспитатель знакомит детей с проблемой. Дети должны предложить несколько вариантов решения проблемы. Решение проблем предполагает поиск решений, а также самостоятельную творческую работу. Рассмотрим пример :
Дидактическая игра : «У друга сломалась игрушка».
Варианты ответов детей:
а) «Поделиться с другом своими игрушками».
б) «Попробовать починить игрушку».
в) «Купить другую».
Вопрос педагога: «Какой из вариантов решений самый удачный / верный / правильный? Почему?»
Начинать целесообразно с решения «готовых» проблем, например, : «Какой из этих фруктов (овощей) лучше? Почему?»
Выбор источников информации для решения проблемы. Сначала источником информации для дошкольников служит воспитатель и / или родители, потом (в старшем возрасте) – личный опыт. Показать ребенку возможности использования разных источников информации можно при помощи вопросов: «К кому обратится за помощью?» (ко взрослому, педагогу) / «У кого можно спросить, если не знаешь?» (у взрослого, педагога) / «Какие предметы можно использовать?»
Аналогично проводится работа с другими проблемами.
Работа над понятием гипотеза. Гипотеза – предположение, догадка для объяснения каких-нибудь явлений. Например, воспитатель может использовать дПРИМидактическую игру «Я начну, а вы заканчивайте».
«Если ходить по лужам, то?» (ответы детей)
«Если не есть овощи и фрукты, то?» (ответы детей)
Далее педагог объясняет, что ответы детей представляли собой «всего лишь наши предположения».
В качестве самостоятельной исследовательской деятельности можно использовать дидактические игры «Холодный – теплый», «Тонет – не тонет», «Кисло – сладко», «Узко – широко» и др.
Работа над понятием этап может включат следующие формулировки: «Этап – отдельный момент работы. Если проект очень долгий, то можно разделить его на этапы. Этап – это часть проекта».
Самостоятельная деятельность подразумевает, что воспитатель только наблюдает за деятельностью детей в разных центрах группы. Например, в центре художественно-эстетического развития, экспериментальной или опытнической деятельности.
Понятие презентация проекта можно объяснить следующим образом: «Это выставка наших работ или праздник - это то что у нас получится в результате окончания нашего проекта». Работа над понятием самоанализ сводится к следующему объяснению: «Самоанализ – это значит, самому рассмотреть свою работу и определить, что получилось, а что нет и почему».
Презентация проекта и самоанализ планируются ближе к концу учебного года, а для того, чтобы подвести детей к данному роду деятельности, в МДОУ – детском саду № 5 «Золушка» используются дидактические игры на развития высших психических функций.
Существуют различные методики развития логического мышления, речи, воображения у детей включающие в себя головоломки, загадки, различные упражнения. Оформлены они как игры, т. к. в дошкольном возрасте дети наилучшим образом воспринимают информацию, представленную в виде увлекательных задач, помогающих постепенно приблизить их к детскому проектированию [1 с. 45]. Например :
Дидактическая игра «Классификации». Воспитанники должны распределять имеющийся материал по нескольким группам, определив предварительно классифицирующий признак. Так, можно воспользоваться карточками с животными и попросить ребенка их разбить на несколько групп. Признаков может быть несколько — домашние и дикие животные, животные и детеныши и т. д. Чтобы упростить задачу для детей 3-4 лет, педагог озвучивает признак, по которому они должны распределить предметы. Воспитанники 5-6 лет могут установить классифицирующие признаки самостоятельно.
Дидактическая игра «Ожившие предметы». Задача игры – научить ребенка наделять разные предметы поступками, мыслями, действиями, т. е. их «оживлять». Воспитатель предлагает какую-либо ситуацию, например, «дождливый осенний день» и далее фантазирует вместе с ребенком, пытаясь охарактеризовать этот день: пасмурный, грустный и т. д. Можно попросить дошкольника придумать настроение дня, его характер, мысли и поступки.
Дидактическая игра «Взгляд с разных сторон». Педагог придумывает ситуацию. Например, «муха попала в паутину». Ребенку важно дать прочувствовать разные роли в одной и той же ситуации, т. е. предлагаются вопросы типа «Что чувствует муха?» Умение ставить себя на другое место развивает у ребенка чувство ответственности за свои поступки и поступки других людей.
О важности развития логического мышления в повседневном общении следует постоянно напоминать родителям дошкольников. Например, они могут рассказать ребенку историю-небылицу, а он должен найти в рассказе несоответствие. Убирая на кухне, могут попросить его разложить столовые приборы по ячейкам, чтобы ребенок сравнил их по форме и классифицировал по этому признаку.
Педагоги ДОО ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны уделять внимание как формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к современной социальной жизни, так и обучению дошкольников через совместный поиск решений, предоставляя ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями посредством использования технических средств. Более того, метод проектирования как уникальное средство обеспечения сотрудничества и сотворчества детей и взрослых и способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию предполагает активное «компьютеризирование» учебного процесса. Изменения, происходящие в данный момент в образовательной среде, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам, заставляет изучать новые технологии и внедрять их в свою практику [3, с. 109].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2014. – 134 с.
2. Журавлев А. А. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться: метод. пособие. – М. : ЭКСТМО, 2015. – 77 с.
3. Моторин В. Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером: учеб. для вузов. – М. : Сфера, 2016. – 234с.