Папки-передвижки

Применение игровых технологий при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ

Анна Осипова
Применение игровых технологий при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Применение игровых технологий при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ

За последние годы резко возросло число детей с различными дефектами речи. Недостатки в речевом развитии ребенка сказываются на общем развитии, затрудняют познание окружающего мира. Но если вовремя помочь ему, используя все способы активизации речи, этих проблем можно избежать. Заботу о своевременном речевом развитии необходимо начинать с первых дней жизни ребенка: стимулировать его фонематический слух, внимание, разговаривать, играть с ним, совершенствовать его двигательные умения. Многие считают, что с возрастом все пройдет само собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворенных оценок по русскому языку. Поэтому состояние звуковой стороны речи и фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе.

Публикация «Применение игровых технологий при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ» размещена в разделах

На создание данной статьи нас подтолкнула проблема, состоящая в том, что с каждым годом растет количество детей с низким уровнем развития фонематических процессов, о чем свидетельствует диагностика уровня психоречевого развития детей, поступающих в нашу школу. Больше чем у половины обследуемых детей наблюдается несформированность фонематических процессов.

От развития фонематического слуха зависит формирование процесса овладения устной и письменной речью. На современном этапе развития логопедии, различают понятия фонематический слух и фонематическое восприятие. Н. Швачкин выделяет две стадии развития фонематического слуха : первая - формирование способности различать гласные звуки, вторая- различать согласные звуки.

В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия : первая - овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая - выделять первый и последний звук в слове; третья - определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвертая - определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Известно, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития ребенка, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребенку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих ступеней. А мы сталкиваемся с проблемой, что у детей с ОВЗ и первые две ступени оказываются несформированными.

Значимость этой проблемы требует постоянной корректировки не только методик формирования фонематического развития детей, но и своевременное выявление, изучение, профилактика фонематических нарушений. И особенно это касается детей с нарушением интеллекта, у которых по нашим наблюдениям, формирование фонематического слуха не только запаздывает, но и имеет целый ряд особенностей. За последнее десятилетие состав учащихся нашей школы-интерната заметно изменился, став более сложным, что вызвало необходимость проверки состояния фонематического восприятия детей с ОВЗ с целью поиска новых технологий для совершенствования фонематической системы детей названной категории.

На основании проведенных логопедических исследований за последние три года мы пришли к следующим выводам:

1. Уровень развития фонематического восприятия у детей с ОВЗ заметно снижается.

2. При оценке речевой готовности первоклассников к обучению у них выясняется, что они находятся на низших ступенях фонематического развития, характерных для ребенка дошкольного возраста в норме.

3. Только к третьему году обучения учащиеся начинают осознавать как единое целое звуковую оболочку слова и его значение.

4. Хотя и наблюдается положительная динамика развития фонематического слуха у детей с ОВЗ в начальных классах нашей школы, но уровень его развития даже к четвертому классу оказывается недостаточным для усвоения программного материала по русскому языку.

5. Недостатки фонематического развития негативно сказываются на процессе овладения учащимися письма и чтения, что, в свою очередь ведет к большому количеству специфических ошибок даже у учащихся старших классов.

6. Постоянное снижение результатов требует изменения подхода к обучению детей русскому языку, а также иной системы работы по коррекции недостатков фонематического восприятия.

И поэтому, использование игровых приемов позволяет в интересной для ребенка форме провести диагностику фонематического восприятия и уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Во время обследования нужно обращать внимание на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит правильно. Как показывает диагностика, восприятие сохранных звуков может быть затруднено или нарушено.

И вот в такой последовательности легче увидеть, на каком этапе речевого развития находится ребенок и как правильно организовать и продолжить коррекционную работу. Перечислим некоторые из них.

«Путешествие на поезде»

Мы отправляемся в необычное путешествие. На нашем пути будет много интересных станций.

Станция №1 «Музыкальная».

• Узнавание предмета по звуку (используем «Шумовые кирпичики»).

Восприятие характера музыки (колыбельная, плясовая, марш).

Восприятие ритма.

Станция №2 «Театральная».

Восприятие речевой интонации (используем коррекционно-логопедическую программу «Игры для Тигры»).

Станция № 3 «Испорченный телефон».

Восприятие слова.

Навыки слогового анализа.

Станция № 4 «Спортивная» (использование игр логоритмического характера).

• Выделение гласного звука в ряду звуков.

• Выделение начального гласного звука в слове.

• Выделение конечного гласного звука в слове.

• Выделение первого и последнего гласного звука в слове.

Станция № 5 «Шифровальщики».

Навыки звукового анализа.

• Нахождение заданного звука в слове.

• Определение последнего согласного звука в слове.

• Нахождение слов с заданным звуком в тексте.

Станция № 6 «Кривое зеркало».

Навыки звукового синтеза. Узнавание слов произнесенных наоборот.

• Составление слов из заданных звуков.

• Выделение гласного звука из середины слова.

Таким образом, используя игровые приемы в интересной для ребенка форме можно провести не только диагностику, но и коррекцию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Динамика речевого развития фиксируется на фонематическом экране, отражается кружками разного цвета: синий цвет - не смог выполнить задание, зеленый цвет- справился с помощью взрослого, красный цвет- справился самостоятельно. Это позволяет родителям и детям наглядно видеть перспективы результаты коррекционной работы.

Итак, во время начатая, правильно организованная коррекционная работа по развитию фонематического восприятия помогает формированию правильного произношения звуков, лексико-грамматических представлений, усвоению навыков письма и чтения. Таким образом, своевременная профилактика фонематических нарушений повышает мотивацию ребенка к обучению и способствует успешному обучению детей в школе

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольниковПрименение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Выполнила: воспитатель Тогучинского детского сада №1 Озерова Л. А. «Без игры.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение игровых технологий при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 21:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение игровых технологий при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Осипова (УИ 210932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД