Наталья Потапкина
Применение информационно-коммуникативных технологий как средства формирования интереса младших школьников к уроку музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Бурное развитие новых информационных технологий в XX-XXI вв. наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка, поэтому важно организовать процесс обучения в школе так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Отсюда меняется роль учителя — он должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Современные подходы к преподаванию музыки предполагают использование информационно-коммуникационных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся; формирование информационной грамотности учащихся в области музыкального искусства. Помочь учителю в решении этих задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий.
Публикация «Применение информационно-коммуникативных технологий как средства формирования интереса младших школьников к уроку музыки» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Понятие «технология» означает совокупность методов и приемов обработки материалов. Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) — обобщающее понятие, объединяющее в себе: обработку и преобразование информации; устройства, способы, алгоритмы обработки информации; совокупность методов, производственных процессов, используемых для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Ю. В. Прохоров определяет информационные технологии как совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи [. Информатизация образования состоит, по мнению А. О. Бороздина, из трех частей: -аппаратного обеспечения (ПК, локальная сеть, доступ в Интернет); -учебных программ в их совокупности с методами и формами использования вычисляемых машин, -умения преподавателя применять их в учебном процессе. При этом, как отмечает автор, наиболее решаемая проблема в информатизации образования — приобретение компьютерных классов. Сложнее обеспечить учебный процесс нужными программными продуктами и вооружить преподавателя знаниями и умениями, позволяющими активно использовать их в решении учебных задач на должном уровне» .
Компьютерные информационные технологии обучения представляют собой совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков, это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. О. В. Афанасьева отмечает, что ИКТ — это разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся, поэтому их называют интерактивными, т. к. они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. И. А. Зизюкина пишет о двух направлениях использования ИКТ в процессе обучении: «первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся». И. А. Зизюкина выделяет наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе: ·электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; ·интерактивные доски; ·электронные энциклопедии и справочники; ·тренажеры и программы тестирования;
образовательные ресурсы Интернета; ·DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями; ·видео и аудиотехника; ·интерактивные карты и атласы; ·интерактивные конференции и конкурсы; ·научно-исследовательские работы и проекты; ·дистанционное обучение. Использование на уроках демонстрационных средств (слайдов, атласов, картин, анимации, видеозаписей) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий.
Внедрение информационных технологий в начальной школе основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся: ·происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным. ·высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс; ·мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения — от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. По мнению С. Н. Ткаченко ИКТ открывают огромные возможности для педагога: -компьютер берет на себя функцию контроля знаний; -помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал; -показать в динамике трудные для понимания моменты;
-повторить то, что вызвало затруднения, -дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика. Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для результативного обучения школьников : телевизионное изображение, графика, анимация, звук. Использование компьютера решает проблему недостачи наглядных пособий, повышает качество преподавания предмета, повышает интерес к предмету. Современная жизнь ставит новые проблемы и перед музыкальным образованием в массовой школе. По данным многих социологических опросов — музыка самый любимый вид искусства детей и подростков», -отмечает Е. Е. Абдрашитова. Современный урок музыки — это урок, в ходе которого также могут применяться современные компьютерные технологии, использоваться электронные музыкальные инструменты. Как пишет И. В. Широбокова, «информационно-коммуникационные технологии входят в практику обучения детей музыке, и учитель должен знать о тех преимуществах, которые несет использование компьютера в музыкально-образовательном процессе». И. М. Красильников выделяет три группы подходов применения ИКТ в музыкальном образовательном процессе: 1. Музыкальное обучение на основе ИКТ ничем не отличается от обучения игре на механических музыкальных инструментах, и электронный инструмент (скажем, клавишный синтезатор или цифровое пианино) трактуется как простой заменитель традиционного. 2. Музыкальная деятельность школьников ограничивается составлением композиций из готовых или собственноручно созданных фактурных шаблонов. Программы-конструкторы, на основе которых осуществляется подобная деятельность, не требует от пользователя знаний нотной грамоты, что является их плюсом — каждый ребенок может легко ее освоить.
.В качестве образца музыкального творчества учащихся берется то или иное направление экспериментальной электроакустической музыки. Подобный подход подразумевает тонкую, изысканную работу со звуком, … вполне посильную [современному] школьнику. С. В. Жуков также выделяет несколько направлений применения компьютерных технологий в области музыкального образования в общеобразовательной школе : прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность); вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен); изучение истории и теории музыкального материала; получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет. Автор считает, что применение информационных технологий на уроке музыки способствует : личностному развитию учащихся; повышению интереса школьников к урокам музыки; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; повышению интереса к творческой и познавательной деятельности; воспитанию активности и самостоятельности; формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; формированию у школьников основ теоретического мышления. Е. Е. Абдрашитова дает более развернутую характеристику современному уроку музыки с применением ИКТ как уроку, который насыщен новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. Основными из них являются: -готовые программные продукты, которые содержат звуковой и информативный музыкальный материал, необходимый на уроке. Данные ресурсы необходимы создания тематических мультимедиа презентаций. Особенно это важно на уроках, посвященных музыкально-сценическим жанрам;
-интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash-технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку; -с помощью цифрового формата звука на основе музыкальных редакторов можно создавать качественные музыкальные композиции, объединять в единое целое фрагменты урока, за счет чего значительно увеличивается количество воспринимаемой на уроке музыкальной информации. Современные технологии сжимания звука позволяют хранить гигантские объемы музыки, а быстрый ее поиск помогает на уроке обращаться к самым разным музыкальным примерам. -при помощи программ нотного набора появилась возможность создавать школьную типографию музыкальных сочинений. Один из результатов — авторские сборники. -электроакустическое звучание, пространственная организация и динамический размах цифровых инструментов и проигрывателей выводят на качественно новый уровень музыкальное прослушивание. -звукозапись на уроке дает возможность проанализировать исполнение. -анализ осциллограммы музыкального материала позволяет организовать на уроке исследовательскую деятельность, которая связана с изучением и анализом конкретного произведения. С помощью зрительного восприятия ученики могут воссоздавать мелодическую, ритмическую и динамическую структуру музыкального произведения. -электронный синтезатор предоставляет широкие возможности открытий в художественно-образной сфере. Это ярко прослеживается в проектировании музыкального звучания, оригинального по окраске, выдержанного в соответствующем стиле. Огромный интерес у детей вызывают спецэффекты и возможность участия в музицировании. Т. Л. Максимова считает, что ИКТ на уроках музыки в общеобразовательной школе используются как :
— средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, средство доставки и хранения информации; — способ повышения качества учебного материала и усиления образовательных эффектов — дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. — реализация дифференцированного подхода к учащимся с разным способностями и уровнем готовности к обучению — возможность создания адаптивной системы обучения. Однако, по мнению В. Г. Головченко, какими бы совершенными ни были стандарты, требования и программы, даже высокопрофессиональному учителю музыки трудно провести урок и достичь высоких результатов без наличия специально обустроенного кабинета музыки, без определенного набора детских музыкальных инструментов и современных технических средств. Прежде всего, по мнению автора, это должен быть специальный кабинет с небольшой сценой и большой площадью для организации такого вида деятельности, как музыкально-ритмические движения. Такой кабинет вместит музыкальный инструмент, детские клавишные синтезаторы, специально сконструированную мебель для хранения плакатов с нотными текстами и детских музыкальных инструментов, компьютер, акустическую установку с микрофоном, большой плазменный экран для показа презентаций, фрагментов из опер, балетов и т. д. Имея в кабинете интерактивную доску или плазменный экран, учитель может использовать презентации, что привлекает детей и активизирует их внимание, позволяет успешно выстроить эмоциональную драматургию урока. Использование эффектов анимации в процессе изучения нового материала облегчает учителю создание ситуации поиска и нахождения верных ответов самими детьми, помогает удостовериться детям в правильности своих выводов. Использование видеофильмов способствует накоплению театрального багажа. Дети на уроках совершают путешествия в музыкальный театр, имеют возможность посмотреть фрагменты из опер, понять особенности и привыкнуть к восприятию балетного искусства, увидеть музыкантов-исполнителей. Это формирует и укрепляет эмоциональное отношение школьников к музыке.
Распространение электронных музыкальных инструментов и музыкальных компьютерных программ сопровождается интересом к данному виду творчества. Поэтому современный учитель музыки должен не только хорошо знать свой предмет в традиционном его понимании, но и в совершенстве владеть музыкально-компьютерным инструментарием. Хоровое пение под живой аккомпанемент учителя всегда было и есть самым доступным видом исполнительской деятельности школьников. С применением ИКТ возможности этой деятельности расширяются за счет использования фонограмм и караоке — детям интересно петь в микрофон, чувствовать себя настоящими певцами и певицами. Они с удовольствием это делают и дома и на уроке, приобретая навыки артистизма и свободной певческой выразительности. Еще больше возможностей для урока музыки имеет «интерактивный синтезатор», наделенный функциями автоаккомпанемента, записи мелодии, создания музыкальных аранжировок. На нем можно играть соло и в ансамбле, имитируя звучание разных инструментов — рояля, скрипки, трубы. Синтезатор — это целый набор различных агрегатов: он может записывать мелодии, подбирает партии для аккомпанемента, подписывает нижние голоса к мелодии согласно выбранной гармонии. И. М. Красильников считает, что для каждого ученика в соответствии с уровнем его музыкального развития и степенью овладения исполнительской техникой может быть подобран соответствующий компьютерный инструментарий, обеспечивающий развитие его продуктивной музыкальной деятельности. И ученик по мере своего музыкального развития постепенно усложняет компьютерный инструментарий творчества». Применение в обучении цифрового инструментария позволяет превратить детей в творцов музыки, аранжировщиков, звукорежиссеров. Таким образом, современный кабинет музыки в идеале должен иметь следующий цифровой инструментарий: -компьютер, оборудованный звуковой картой, колонками, МИДИ-клавиатурой и музыкально-программным обеспечением — фонограммами и караоке; -клавишный синтезатор и/или цифровое пианино; -экран и проектор; -видеотеку с видеозаписями песен, различных инструментальных произведений, опер, симфоний, музыкальных сказок, изучаемых на уроках музыки. Можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках музыки является средством активизации познавательной и творческой деятельности учащихся и развития интереса младших школьников к уроку музыки. Для этого необходимо, чтобы учебный класс был оснащен техническим оборудованием и программным обеспечением, а также, чтобы учитель музыки владел соответствующими знаниями и навыками.